Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uspenskiy_Yu_I_-_Dni_arabov_Pora_kazney_egipetskikh_Istoricheskaya_kniga_-_2017.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.16 Mб
Скачать

Глава 8 Королевство Белая Арапия и арабское НАТО

Белый арап на нас подымается, двести миллионов войска ведет.

Откуда же он, белый арап?

Из Белой Арапии.

А. Я. Островский. «Праздничный сон – до обеда»

8.1. Смерть короля. Наследник и наследник в квадрате: два Мухаммада

В январе 2015 было официально объявлено о смерти короля Саудовской Аравии Абдаллы беи Абд эль-Азиза. С этой смертью в династии Аль Сауд закончились неправившие потомки первого короля; новый король Сальман – последний из Абдельазизовичей. В первой своей книге я писал о проблеме перехода от лествичной системы наследования (от брата к брату) к удельной, которая перезрела в королевстве, а также о негласном, но реальном институте регентства, когда основные функции короля исполняет его более молодой брат. С воцарением Сальмана мы впервые увидели, как полномочия регента впервые перешли не к брату, а к сыну. Невзрачный принц Мукрин был быстро лишён статуса наследника в пользу Мухаммада бен Наефа. Чуть позже потерял свой пост министр иностранных дел Сауд аль-Фейсал, после чего он волею Божией помре.

Официально правление Сальмана его дети и внуки, понятно, превозносят до небес: они называют это правление «эпохой достижений» и даже «порой решительности», а «аш-Шарк аль-Аусат» и прочие «аль-Арабии» немедленно эту чепуху публикуют. Кстати, началась эпоха достижений с раздачи денег подданным: в толпу бросили 110 миллиардов риялов (30 млрд долл.) в виде субсидий, премий и списаний долгов. В реальности положение КСА достаточно непростое.

Во-первых, с финансовой точки зрения: дефицит бюджета за 2015 год – под 100 миллиардов. Такими темпами всю свою накопленную подушку безопасности саудовцы проедят лет за пять-шесть. Хотя в эрРияде опасность видят и начинают как-то шевелиться, чтоб этого не произошло (об этом далее по тексту).

Во-вторых, с точки зрения военно-политической: к сирийскому фронту добавился йеменский, на котором, в отличие от первого, саудовцы теряют не только деньги, но и людей. Йемен стал для Саудитов полным провалом – тактическим, стратегическим, агентурным, организационным, структурным, экономическим и каким угодно ещё.

В-третьих, не всё хорошо дома, и злые на язык комментаторы арабонета давно уже подвергают сомнению статус «служителя двух святынь», который традиционно носят короли Саудии: причиной тому не только постоянные инсинуации на тему закулисных отношений саудовской элиты с Израилем (которые, к гадалке не ходи, существуют), но и провалы с обеспечением внутренней безопасности. Не далее как в июле 2016 в Саудии произошёл тройной теракт, в ходе которого удары были нанесены по трём больным точкам: по Джидде – экономической столице страны (да ещё рядом с консульством США), по аль-Катыфу – т. е., по Восточной губернии, населённой шиитами, и по Медине – второму по святости городу в суннитском исламе (да ещё на территории второй же по святости «мечети пророка»). Само собой, популярности династии и стабильности обществу всё это не добавляет.

Ну и, в-четвёртых, в Саудии снова тлеет властный конфликт. Взойдя на престол, король Сальман уволил наследника – принца Мукрина беи Абд эль-Азиза, чтобы впервые в истории заменить его двумя новыми наследниками. Первое место в очереди престолонаследия было отдано сыну принца Наефа, славного подавлением шиитов и оккупацией Бахрейна – Мухаммаду беи Наефу. Второе же досталось сыну нового короля – Мухаммаду беи Сальману, который просто-таки вызывающе молод для саудовской элиты, и уже потому не слишком серьёзно ею воспринимается. Его судьба после смерти отца, которая когда-нибудь да наступит, под вопросом. Если до этого печального момента наследник престола Мухаммад беи Наеф не будет каким-либо образом нейтрализован, то наследник наследника (это официальный титул Мухаммада беи Сальмана) рискует повторить

судьбу Василия Сталина. Последний не имел властных полномочий и вообще не претендовал на власть, и вся вина его была в том, что он был невоздержан на выпивку, баб и язык – но законопатили его после смерти батюшки во Владимирский централ в момент. А ведь он войн не проигрывал и с претендентами на власть не ссорился.

8.2. Мини-НАТО в Заливе

На протяжении последних двух лет стало очевидным стремление королевства Саудовская Аравия выстроить в Заливе военную структуру, которая включала бы соседние эмираты при гегемонии Саудии. Обкатать эту структуру Саудиты решили в домашнем регионе.

26 марта 2015 Саудиты впервые задействовали своё мини-НАТО в деле, решив завершить его оформление маленькой победоносной войной. Сейчас. Не тут-то было. О чём они вообще думали, влезая в страну, где всё взрослое мужское население вооружено до зубов и ежедневно взбадривается дозой природных стимуляторов?

На подхвате у саудовцев были безрассудные американцы и безотказные французы. Тем не менее, при тотальном превосходстве в технике и абсолютном господстве в воздухе за год саудовские вояки еле-еле дошли от Адена до Таиза. При этом убили шесть тысяч невоюющих граждан и изгнали из своих домов ещё два с половиной миллиона (что там об операции ВКС России, которая якобы породила волны беженцев?). Об инфраструктуре и говорить нечего: и без того откровенно бедный Йемен ввергнут теперь в первобытную нищету, лишившись последних аэродромов, больниц и дорог. Подробнее об этой кампании я расскажу в главе 9.

Саудиты решили воевать как богатые – то есть, преимущественно бесконтактно, а хуситы стали воевать как умные: и вот вся королевская рать и ещё псы войны из разных там ЧВК ничего не могут поделать даже с обстрелами собственно саудовской территории, а уж скальпы сыны губернии Саада собирают десятками и сотнями. А ведь Иран, который, как уверяют саудовцы, незримо присутствует в Йемене, ещё по большому счёту туда и не втягивался.

Однако Мухаммад бен Сальман развил кипучую деятельность по разгрому не явившегося на йеменскую войну Ирана. Сын короля определённо претендует на то, чтобы стать непосредственным

преемником отца, обойдя Мухаммада бен Наефа. В Саудии он сейчас – аппаратный тяжеловес № 1, благодаря тому, что любой вопрос он может решить фразой «Именем папеньки!». Хуситы вот только не слушают.

8.3. Пчёлы против меда: антитеррористическая коалиция КСА

Итак, поставщики мяса для саудовской кампании – такие страны как Сомали, Судан, Сенегал и Мавритания. Боги войны. Титаны рестлинга.

Но саудовцы не ограничились своим мини-НАТО, явив миру чудо чудное и диво дивное – антитеррористическую коалицию мусульманских государств! В сущности, в новом акте дурной пиесы участвуют те же плюс нищие полугосударственные образования третьего и четвёртого мира из Африки. Занятно, что саудовцы даже не позвали туда Ирак (не говоря уж про Сирию) – самое что ни на есть мусульманское государство, не на жизнь, а на смерть борющееся с терроризмом (об этом – в главе 12).

И вот ирония: Саудовская Аравия неоднократно грозила начать поставлять террористам в Сирии противотанковое оружие, а теперь мы видим, как именно саудовские танки горят в Йемене от РПГ-32 «Хашим».

За рамками саудовской коалиции осталась и Турция. Это было невозможно, Эрдоган мнит себя равновеликим Саудитам, а значит, не мог пойти под одну крышу с ними из соображений престижа. В Сирии так: «Джейш аль-ислям» – турецкая боёвка, а «Джабхат эн-Нусра»

– саудовская. Однако, Эрдогану нравится бывать в эр-Рияде, и в мае 2016 ВКС России даже помогли ему и мининделу КСА альДжубейру сформировать повестку встречи, размазав по сирийской пустыне некоего Захрана Аллюша, который числился главой «Джейш аль-ислям». Аль-Джубейр прилично поскорбел над горькой судьбиной салафита, сказав, что ему всего лишь хотелось немного мира для Сирии, и пробормотав что-то вроде «Бог их знает, что у них в голове, у этих русских».

Эрдоган усиленно хочет дружить с Саудией, но для Саудитов он – попутчик, не более того. Если вдруг представить себе взятие Дамаска