Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uspenskiy_Yu_I_-_Dni_arabov_Pora_kazney_egipetskikh_Istoricheskaya_kniga_-_2017.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.16 Mб
Скачать

себе и Сану, и Аден. Но столицей на ближайшие триста лет так и остался Таиз. А второй раз столичный статус этот город получил в 1948, и сохранял его до того, как йеменский филиал «Свободных офицеров» не сбросил короля четырнадцать лет спустя.

9.5. Формула арабского пятивластия

Хуситы заменили все министерства в Сане «народными комитетами» и, что уж скрывать, пограбили и пожгли дома своих видных противников из стана Хади. Однако, они быстро прекратили бесчинства и занялись реальной работой «на земле»: в полицейских участках, в госучреждениях и т. п., чем снискали себе расположение улицы.

В то же время стремительно разоружали рудименты государства сепаратисты юга; но делали они это гораздо грубее, предпринимая открытые нападения на полицию. Впрочем, даже штатные публицисты «аль-Джазиры» признают, что к южанам после 1990 г. и особенно после 1994 г. северяне относились как к побеждённым и поражённым в правах, так что злость у них копилась давно, и реакция их предсказуемая. Как пишут наши вечно неграмотные журналисты: «Южное сепаратистское движение «Херак» усилилось». Для справки: [хирак] по-арабски и есть «движение» (в смысле политического течения). Поэтому я, когда увидел усталыми глазами эту фразу на экране, воспринял её несколько иначе, чем, может быть, её автор надеялся..

Но к Йемену. Ход событий быстро показал, что новая йеменская элита ничего не стоила. С приходом горцев-северян её как корова языком слизнула. По факту все видели, что в Йемене вся система сдержек и противовесов была завязана на одном человеке. И даже его ближайший соратник с аналогичным бэкграундом и жизненным опытом эту систему переключить на себя не смог. А элита эпохи Салеха продемонстрировала сплочённость и способность договариваться даже с бывшими врагами – хуситами. Но, думаю, дело здесь не в разных механизмах комплектования. Абд Раббо Мансур Хади прошёл те же университеты, что и Абдалла Салех, но ему просто не хватило времени. Если бы у него было в запасе лет 15, он бы замкнул элиту на себя абсолютно теми же методами, и всё пошло бы по накатанной. Он

пытался чистить армию, но его люди ещё не успели дорасти до тех же высот, что люди Салеха. А что до элиты политической, то ведь состав парламента работает с 2003 г. (шесть лет каденции плюс два продления в 2009 и 2011), т. е. опять-таки выбирался Салехом, у партии которого 231 мандат из 301, и это не в пользу Хади. Да и положение самого Хади с юридической точки зрения небезупречно: он был выдвинут президентом по саудовской инициативе в феврале 2012 сроком на два года, т. е. срок его полномочий также истёк.

В европообразных обществах власть принято подразделять на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Иногда говорят про четвёртую власть – СМИ. В арабском мире пресса стоит недорого, но к трём основным ветвям добавляются ещё две, не менее, а то и более значимые: военная и духовная. Таким образом, в арабских государствах структура власти имеет пять компонентов, удельный вес которых варьируется от страны к стране – но присутствуют они всегда. Такое деление обеспечивает лучшие шансы на выживание общества при параличе каких-либо властных структур. Так, в Египте при Мухаммаде Морей БМ захватили власть исполнительную, законодательную и духовную, но власти судебные и военные, объединившись, дали им отпор и восстановили положение. В ливийском Триполи, захваченном БМ, судебные власти в одиночку сопротивляются их нажиму и проявляют большое упорство в отстаивании остатков законности.

А что в Йемене? Исполнительная и законодательная власть, как было показано выше, парализованы и несамостоятельны. Власть судебная подчинена хуситам (генеральный прокурор завёл дела на президента Хади и его окружение). Власть военная находится с ними в союзе, руководимая бывшим президентом Салехом. Духовная же власть у хуситов – одна, а у йеменских суннитов – другая. Вот и выходит, что карты все сданы, и в колоде больше ничего нет. Вот хуситы и банковали.

9.6. Арабское мини-НАТО и буря в кальяне

Но в эр-Рияде на это спокойно смотреть не могли. Саудовцы, уязвлённые в самое сердце успехами клиентов Ирана в своём страдающем от колик подбрюшье, в марте 2015 начали против них

операцию «Буря решительности», стремясь «восстановить законную власть и избавить регион от вызовов хуситского переворота».

Название операции, звучащее вполне в духе натовских стандартов, приписывается в арабонете первому королю Саудии Абд эль-Азизу. Будто бы оно навеяно его высказыванием: «Твёрдость порождает решительность и победу».

Нужно учитывать, что когда-то именно Абд эль-Азиз бен Абд эрРахман Аль Сауд ограбил Йемен сразу на три губернии: Асир, Джизан и Наджран. Это произошло в ходе войны 1934 г., когда король Абд эльАзиз собирал своё ваххабитское королевство из мозаики аравийских «герцогств» и «графств». Йеменом тогда правил именно зейдитский имам Яхъя Хамид ад-Дин. Зейдиты, несомненно, презирают семейство Аль Сауд, как школьный учитель латыни презирает нуворишей с дурным вкусом.

В совместном коммюнике Саудии, Эмиратов, Бахрейна, Катара и Кувейта сообщалось, что операция предпринята по просьбе президента Хади и призвана «сдержать хуситов и воспрепятствовать захвату ими Адена». Там же было сказано, что хуситы представляют собой угрозу не одному только Йемену, но и всему региону и международному порядку.

Как операцию назовёшь – так она и пойдёт. Назвав кампанию в натовской манере, саудовцы думали было таким же натовски-воровским образом её и провести. Предполагалось мирно разбомбить основные объекты, как то: штабы и дома лидеров хуситов в Сааде, президентские дворцы в Сане и Адене, основные свадьбы в районе, а также военные базы и аэродромы – и на том закончить и водворить Хади обратно в Сану. Но всё пошло не по плану.

Состав лагеря союзников воюющей страны с исчерпывающей полнотой говорит о её международном весе. Кто же поддержал Саудию конно, людно и оружно? По большому счёту, только члены ССАГПЗ и Египет. Первые просто демонстрируют лояльность большому брату, а маршал ас-Сиси в эту лояльность играет, чтобы не оставить без финансовой поддержки свою страну. И заодно смазывает колесо истории! Знаете ли вы, читатель, что в XX в. до нашей эры фараон XII династии Сенусерт I вторгся в Аравию, завоевал племена на противном берегу Красного моря и посадил у них своего наместника? А в XII в. уже нашей эры Салах ад-Дин аль-Айюби, победитель крестоносцев,

вторгся в Аравию, завоевал племена на противном берегу Красного моря и посадил у них вассального султана. Наконец, в XX в. н. э. фараон династии солдафонов Гамаль Абд эн-Насер вторгся в Аравию, завоевал племена на противном берегу Красного моря и посадил у них вассального президента. И вот – век XXI. Египет пока не может распространить свою властную парадигму на аравийские племена, но всё равно держится где-то неподалёку, когда Йемен потрескивает.

Саудовская «Буря» продолжалась вдвое меньше самого завалящего хамсина – всего три недели, по истечении которых из эр-Рияда сообщили о ребрендинге и начале нового этапа операции под названием «Возвращение надежды». Спикер «Бури», бригадный генерал Ахмад Асири, заявил, что цели операции в общем достигнуты с предотвращением захвата хуситами Адена. Генерал похвастал, что саудовцы полностью контролируют воздушное пространство Йемена, а на земле уже почти лишили их больших калибров. Нелогично вроде бы, согласитесь? Цели достигнуты, но мы на всякий случай отправим в Йемен 150 тысяч солдат. Новую операцию честнее было бы назвать «Возвращение Салеха». Или для саудовцев Салех = надежда? Надежда на то, что удастся изгнать из Йемена тлетворное влияние Ирана?

Что ж, Саудиты наверняка рассчитывали на то, что Иран воспримет их грозный мессидж, но персы противостояния не убоялись. Другое дело, что саудовцам удалось протащить в текст резолюции № 2216 положение о запрете поставок оружия Салеху и хуситам. Россия, к сожалению, при голосовании воздержалась.

В арабских и западных СМИ много говорилось об опасности прямого столкновения между Саудией и Ираном, которую несёт в себе операция в Йемене. На мой взгляд, вероятность этого чуть более, чем никакая. Саудия уже задействовала лучшую часть армии в Йемене, и войну на два фронта точно начинать не станет. Иран же, вырвавшись из-под пресса санкций, сейчас будет набирать жирок, подбрасывая поленья в Йемен, чтобы Саудия, в свою очередь, свой жирок сжигала.

А что же Иран? Связи зейдитов с персами несомненны, но доброволен ли этот вассалитет? Когда зейдиты взяли Сану, арабы и европейцы вывезли свои посольства оттуда, а вот Иран наладил с ними воздушный мост не хуже Берлинского, по которому подаётся горючее, да и не только оно) Иран, только что триумфально добившийся снятия санкций, не мог, конечно, открыто объявить о своей поддержке