Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uspenskiy_Yu_I_-_Dni_arabov_Pora_kazney_egipetskikh_Istoricheskaya_kniga_-_2017.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.16 Mб
Скачать

Таким образом, операция «Достоинство» под эгидой «Ливийской национальной армии» Хафтара на первом этапе захлебнулась, и исламисты Дерны и Бенгази оттеснили силы Хафтара на юго-восток, в пустыню, к египетской границе. Сложившаяся ситуация была благоприятной для вмешательства различного рода посредников. С целью недопущения окончательного разгрома Хафтара в ситуацию вмешались египтяне.

6.8.Помощь «Большого брата»

В конце сентября в Ливии была предпринята ещё одна попытка перейти к национальному диалогу. Местом имеющей состояться под эгидой ООН конференции был назначен г. Гадамес на алжирской границе. Однако ещё один важный спонсор встречи, муфтият Ливии, сразу дал понять, что тобрукским депутатам приглашений никто не высылал, и вообще разумнее было бы отложить встречу, пока конституционный суд Ливии морально не уничтожит отельных сидельцев, запретив им прикидываться парламентом. С другой стороны, боевики «Рассвета Ливии» сами просили передать, чтобы их не ждали (мисуратские были заняты разграблением Триполи). Правительство ат-Тни выразило по этому поводу негодование. А вот правительство аль-Хаси, уполномоченное распущенным ВНК, объявило, что ему были переданы несколько административных зданий

вТриполи. И только армия Ливии пообещала уважать объявленное из Гадамеса прекращение огня.

Верховный муфтий Ливии ас-Садек аль-Гарьяни издал специальную фетву, в которой призвал РЛ сотрудничать с силовыми ведомствами и беречь инфраструктуру, «в особенности, нефтяные месторождения и порты». Тобрукский совдеп на это заявил, что готовит отстранение главмуфтия по причине его безответственной позиции, заключающейся в поддержке экстремистов и постоянном подстрекательстве к насилию.

11 октября в Триполи внезапно нагрянул Пан Ги Мун в сопровождении министра иностранных дел Италии (силовое прикрытие обеспечивали итальянцы же). Они провели встречу с посланцами тобрукского совета депутатов (пожалуй, только так те могли целыми попасть в Триполи), тем самым показав, кого они

считают легитимной властью в Ливии. Но один из лидеров «Рассвета Ливии», мисуратец Салах Бади, сказал, что в посредничестве ООН его группировка не нуждается, пока Конституционный суд не вынесет нужное исламистам решение о признании тобрукского совдепа фикцией.

Буквально через несколько часов после проникновенного выступления Пан Ги Муна на западной окраине Триполи вновь разгорелись бои: «Бряцающий» и «Громоподобный» батальоны (а с ними африканские наёмники) решили подраться с племенным ополчением. Вероятно, оно подошло пограбить город, но его попросили встать в очередь. Кроме того, где-то вокруг Триполи всё ещё бродили зинтановские, выбитые из столицы в августе и жаждавшие отмщения.

Но главным позитивным событием октября 2014 для Ливии стал не приезд «Бана» (так на арабском ТВ называют Пан Ги Муна), а переговоры в Каире. Абдалла ат-Тни был принят президентом Египта Абд эль-Фаттахом ас-Сиси, пообещавшим Ливии всестороннюю поддержку: «Заботы Ливии – заботы Египта». В первую очередь речь шла о силовой поддержке: египтяне говорили о защите границ, военных поставках и обучении ливийцев в своих военных вузах. Стороны договорились, что военная делегация египтян в скором времени прибудет в Ливию, чтобы оценить ситуацию на месте. Учитывая обещания поставок, изначально следовало предполагать, что египтяне плавно возьмут в свои руки руководство силовыми операциями в Ливии, поскольку им явно стал надоедать исламский эмират в Дерне, у самой египетской границы. Ат-Тни был так воодушевлён оказанным ему приёмом, что на встрече со своим коллегой Махлябом провозгласил: «Нам осталось только жить достойно, либо умереть с поднятой головой» (и это тот самый ат-Тни, который подавал заявление об отставке, мотивировав это опасностью для себя). Египет же, по его словам, является «матерью и старшим братом для Ливии».

На фоне этого излияния родственных чувств конституционный суд Ливии передумал рассматривать обращение муфтията насчёт незаконности собрания тобрукских изгнанников, которых и представлял в Каире ат-Тни. Даже несмотря на то, что здание суда окружили исламисты, судьи объявили о переносе рассмотрения дела на 20 октября. А потом до 5 ноября. Причём снаружи, как и в прошлый

раз, собралась толпа вооружённых личностей из РЛ, которые выкрикивали нелестные для судейских характеристики. Судейские же тянут время в ожидании смены власти в столице. Ожидаемо было, что их заставят принять нужное решение под дулами.

Маршал ас-Сиси действовал быстро и адекватно ситуации. Мне не докладывает разведка, и знакомых министров обороны у меня тоже нет, но нужно было быть слепцом, чтобы не увидеть, как большой египетский брат спас Хафтара, когда тот, разбитый и раздетый, добежал почти до египетских погранзастав. И как буквально через неделю, в середине октября генерал Халифа Хафтар вновь подступил к Бенгази и стал быстро зачищать город. Откуда только силы взялись? Буквально за два месяца до этого, в августе 2014, то же самое происходило на Украине, где прорвавшихся было к Донецку киевских нацистов сдуло внезапным порывом северного ветра со стороны «небратьев». Удивительно, что на это сходство никто не обратил внимания. Нет никакого сомнения, что Египет в той абсолютно аналогичной ситуации действовал идентичными методами. Учитывая то, что говорилось в первой части о схожести государственных подходов ас-Сиси и Путина, возможно, имеет смысл предположить, что и в этом случае ас-Сиси как минимум брал с Путина пример (а может, и действовал по чёткой рекомендации).

Группировка «Ансар аш-Шариа» (АШ) – основной противник Хафтара – пообещала уничтожать тех, кто станет помогать военным. Это связано с тем, что армию поддерживает большое количество жителей, которые со входом военных в городские кварталы берутся за оружие против исламистов. Спецназ полковника Уаниса Бухмады отмечал участившуюся засылку смертников АШ. В одном случае начинённому взрывчаткой автомобилю удалось снести КПП (четверо погибших в наряде), в другом машину расстреляли на подъезде. АШ объясняет своей пастве, что они воюют с неверными.

ООН выступила с инициативой об объявлении краткосрочного перемирия на западе страны для облегчения поступления гуманитарной помощи. При этом были разосланы письма в местные муниципалитеты, вплоть до Зинтана. Один из двух премьеров Ливии, Абдалла ат-Тни, выразил неудовольствие поведением ООН, заявив, что ей следовало обращаться к законным властям, т. к. зинтановские номинально поступили в его подчинение. Это связано с тем, что их выдавили из

столицы мисуратские, и теперь они очень хотят туда вернуться. Ат-Тни рассказал, что его правительство даже создало новый командный центр в деревушке Бир аль-Ганам (в 90 км на юго-восток от Триполи) и надеется освободить столицу. Причём с запада к Триполи периодически подступает племенное ополчение. Штаб Хафтара распространил заявление, в котором указал, что ливийской армии на западе страны помогают некие «честные ливийцы», которые не являются военными, но «верят, что это не битва армии, а битва всех ливийцев против террористических группировок».

Аупомянутый честной народ – не кто иные, как местные племена

инедобитые с августа зинтановцы, а заявление это появилось по результатам поездки премьера Абдаллы ат-Тни в Зинтан и на племенные территории, комплементарные курсу тобрукских на восстановление страны.

В процессе зачистки Бенгази от исламистов с октября по декабрь погибло не менее 450 человек. Войска Хафтара ахватили аэропорт и военную базу по соседству с ним, которая была потеряна ещё в августе. В освобождённых районах Бенгази заработали государственные органы

иведомства, в т. ч. и полиция.

Так завершилось территориальное оформление сил государственников в Ливии. Два лагеря окончательно сложились, но в 2015 к ним добавился третий (и на его палатках было написано «Исламское государство»), а в 2016 ООН прислала в Триполи человека, который по должности должен попытаться дирижировать этим безумием. Об этом – в следующей главе.