Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Khrestomatia_po_istorii_Dalnego_Vostoka_Kniga_2

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
6.7 Mб
Скачать

удостоены и бригадир комплексной бригады Петр Николаевич Кондратьев — из Кокшаровского леспромхоза Приморского края, тракторист Сысоевского леспромхоза Приморья Андрей Алексеевич Анучин, тракторист Абрамовского леспромхоза на Сахалине Иван Дмитриевич Сухачев и другие.

Леса Дальнего Востока зовут молодежь. Здесь есть где приложить энергию, показать свои способности и таланты.

Для лесной промышленности Хабаровского края характерны сооружения крупных промышленных комплексов. Один из них возник на берегу Татарского пролива. Это современное предприятие деревообрабатывающей Промышленности с высоким уровнем механизацйи.

Но особенно впечатляли своим размахом сооружения Сукпайского лесопромышленного комплекса, который возводится в районе, где эксплуатационные запасы древесины превышают двести миллионов кубометров. В Сукпайский комплекс, один из самых крупных на Дальнем Востоке, войдут четыре леспромхоза. В отличие от других подобных предприятий здесь переработка поступающей из всех четырех леспромхозов древесины будет производиться на одном нижнем складе, что позволит значительно экономить материальные и трудовые затраты. В непосредственной близости от нижнего склада разместятся железнодорожная станция, энергетическое, транспортное, ремонтное хозяйства, базы строительной индустрии, снабжения. Лесозаготовители и деревообработчики Сукпая получат в свое распоряжение современный рабочий поселок: в тайге вырастут кварталы многоэтажных домов, появятся объекты культурно-бы- тового и торгового назначения.

В Амурске действует лесопильно-деревообрабатываю- щий и целлюлозно-картонный комбинаты, производственные мощности которых за годы пятилетки существенно возросли. Здесь построено в общей сложности 23 объекта основного и подсобно-вспомогательного производства. Начинается строительство в зоне БАМа Амгуньского лесопромышленного комплекса и Беджальского леспромхоза.

В перспективе в зоне БАМа появится еще несколько мощных леспромхозов, деревообрабатывающих и цел- люлозно-бумажных комплексов. В связи с этим резко возрастут возможности экспорта леса и продукции его переработки, но и возникнут проблемы воспроизводства

460

лесных богатств этого региона: научно-исследователь- ские институты лесного хозяйства вплотную подошли к решению этого злободневного вопроса. Лес нужно не только рубить, его надо восстанавливать. И это тоже войдет в комплекс задач, которые предстоит решить тем, кто будет осваивать огромные площади БАМа.

Океанские вахты

Дальний Восток — это океан. Великий, или Тихий. Океан сегодня — огромнейший полигон хозяйственной деятельности человека: великая транспортная дорога во все концы света; кладовая продуктов питания; концентрация запасов нефти, газа, металла и минерального сырья. Сегодня океанские вахты несут десятки тысяч дальневосточников. Это торговые моряки, рыбаки, ученые. Экономика Дальнего Востока во многом определяется океаном. Поэтому ни сегодняшний, ни завтрашний день Дальнего Востока невозможно представить без проблем, связанных с океаном. Первыми, кто осваивал Тихий океан, были славные русские мореходы. Имена тех, кто заложил на его берегу поселения, кто цроложил по нему пути в другие страны, хорошо известны их потомкам. Продолжая героические традиции своих предшественников, дальневосточные моряки сегодня несут океанские вахты на далеких берегах Родины.

На морских дорогах сегодня курсируют корабли Дальневосточного, Камчатского, Сахалинского пароходств. Они не только обеспечивают перевозку грузов между различными районами Дальнего Востока, но и осуществляют торговые связи с государствами Тихоокеанского бассейна. Большую роль играют суда пароходства в обеспечении хозяйственной деятельности арктических районов нашей страны. Великий Северный морской путь сегодня бороздят мощные ледоколы типа «Москва» и специальные грузовые дизель-электроходы усиленного ледового класса.

Строительство БАМа, которое позволит ввести в оборот громадные природные богатства края, потребует значительного увеличения перевозок морским транспортом. Поэтому в ближайшем будущем транспортный узел Дальнего Востока в его выходе к океану будет играть все более интенсивную роль в народном хозяйстве страны.

Океан не только транспортныеартерии нашегоре-

461

гиона. Большую роль он играет как поставщик продуктов питания. Пищевые запасы морей Дальнего Востока велики. Дальневосточные рыбаки поставляют из океана на стол более трети всей производимой в стране рыбной продукции.

Высокими темпами развивается рыбная промышленность Дальнего Востока. Рыбопромысловый флот оснащен современными судами и орудиями лова.

Усилиями ученых и практиков получен разнообразный ассортимент рыбной продукции. За последние годы появились продукты питания из скумбрии, дальневосточной сардины, иваси, кальмара, креветки. В море на многие месяцы уходят флотилии «Андрей Захаров», «Павел Постцпнев», «Сергей Лазо», «Василий Блюхер», «Иероним Уборевич», «Василий Путинцев» и другие.

Они бороздят сегодня и прибрежные и дальние воды океана. Сегодня рабочее место дальневосточного рыбака

— Тихий и Индийский океаны. Плавбазы и плавзаводы— это современные промышленные предприятия с комплексными механизированными и автоматизированными линиями. На них трудятся коллективы в несколь-ко сот человек, которые прямо на борту перерабатывают более 90 процентов добываемой продукции. Нелегко работать в море. Эта работа по плечу только сильным и смелым людям. Героями океана можно назвать многих среди огромной рыбацкой гвардии Дальнего Востока, таких, как Герой Социалистического Труда, делегат XXV съезда КПСС Н. И. Никитин. Более 20 лет трудится он на судах Невельской базы тралового флота.

Тридцать лет работает в рыбной промышленности Сахалина другой прославленный рыбак — кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии капитан СРТМ «Боцман» П. С. Богатырев. Умело сочетая большой рыбацкий опыт с организаторской работой в экипаже, он задание девятой пятилетки по добыче рыбы выполнил за 4 года. Экипаж «Боцмана» первым среди рыбаков Дальневосточного бассейна освоил промысел сельди иваси. План десятой пятилетки экипаж, возглавляемый П. С. Богатыревым, выполнил за год и 9 месяцев.

П. С. Богатырев охотно передает свой опыт молодым рыбакам, обучает их рыбацкому мастерству. За это время он подготовил трех капитанов и шесть штурманов, все они тоже передовики производства.

Нелегок труд рыбака, требующий смелости, отваги

462

имужества. И этими качествами обладает капитан СРТМ «Марково», мастер больших уловов, Герой Социалистического Труда А. С. Богметенко.

Застенчивым парнишкой пришел после мореходного училища Виктор Мищенко в Петропавловскую базу океанического лова. В ту пору его так и называли «штурманенок». Кто мог предположить, что он всего через несколько лет первый проложит дорогу для камчатского флота в самый дальний промысловый район — в Индийский океан, будет учить даже опытных капитанов ловить новые для камчатских рыбаков породы рыб.

Ветеранов рыбацкого флота сменяет молодежь. И она, следуя традициям, самоотверженно работает в сложных условиях океана.

Дальневосточные рыбаки давно дружат с наукой, с учеными Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии. Благодаря научным прогнозам был организован промысел сайры, скумбрии, палтуса, угольной

идругих рыб. Дальневосточный бассейн стал ведущим рыбопромысловым районом Советского Союза.

Впоследние годы сотрудниками института разработана методика прогнозирования численности сельди и скумбрии, сроков подхода сайры и подсчета косячных рыб с помощью судовой акустической аппаратуры. ТИНРО участвует в работе международных организаций по изучению лососей, краба и сельди, морских котиков.

Большую работу проводят ученые института биологии моря. Ежегодно институт организует экспедиции во все прибрежные районы от южного Приморья до Чукотки, на Курильские и Командорские острова, остров Монерон, на коралловые рифы западной части экваториальной зоны Тихого океана. Подробно изучена при- ливно-отливная зона побережья — литораль протяженностью более шести тысяч километров. Эта работа, выполненная под руководством профессора О. Г. Кусакина, не имеет прецедента в мировой науке.

Наряду с гидробиологической съемкой и описанием новых для науки видов животных биологи решают и прикладные задачи. Например, они изучили кормовую базу каланов, что позволило дать рекомендации о переселении этих ценных пушных зверей в новые районы. Эмбриологи, возглавляемые В. Л. Касьяновым, изучили циклы развития массовых видов беспозвоночных животных, в том числе промысловых, экологи — условия жиз-

463

ни и закономерности их роста. В частности, удалось выяснить сезонные колебания скорости роста морских моллюсков, их абсолютный возраст.

Большое внимание сотрудники института уделяют охране морских животных и растений.

Но океан —это не только промысел продуктов питания. Океан —это подводная кладовая полезных ископаемых. Когда смотришь на карту океанского дна, видишь знакомые имена... Возвышенность Академии наук, прогиб ТИНРО, массив Обручева и вал Шатского, плита Дежнева и массив Бородино, вал Менделеева... Имена на тектонической карте Евразии, составленной под руководством академика Шатского, говорят о большом вкладе нашей геофизической службы в освоение океанского дна.

По прогнозам ученых и морских геологов, некоторые площади континентального шельфа СССР перспективны для поисков нефти и газа. Это касается и шельфа Охотского и Японского морей, где уже ведется бурение с плавучих буровых установок. На шельфе Сахалина уже открыто первое месторождение нефти, отчего на острове появилась новая профессия морского нефтяника. Обыкновенные земные люди — нефтяники привыкают к двухнедельным вахтам в море, к оторванности от дома, к штормам и туманам. Связь с берегом — радия да вертолет в хорошую погоду. Но новое дело, многообещающее начало вдохновляют людей, подбирающих ключи к кладовым шельфа.

Океанские вахты дальневосточников продолжаются. Океан любит сильных и смелых. И он ждет людей, кому по плечу решение его проблем.

* * *

Адрес подвига — Дальний Восток... Вот они, горячие точки нашего огромнейшего региона. Ими, конечно, не исчерпывается сегодня вся созидательная деятельность дальневосточников. Поднимаются на корпуса новостроек молодые строители, выводят на лесные деляны трактора молодые лесозаготовители, встают на океанскую вахту молодые рыбаки. А вместе с ними рабочий день начинают и дальневосточные машиностроители, и хлеборобы, и железнодорожники... Народное хозяйство Дальнего Востока сегодня — это большой многоотраслевой комплекс.

И всюду требуются молодость и энтузиазм.

464

СЕРГЕЙ ФЕОКТИСТОВ

ШУМИ, АМУР

Шуми, Амур, шуми, наш батюшка, Таежная река.

Гуляй, гуляй, гуляй, безбрежная, Родная на века.

Кати волну, волну могучую, Неси в морскую ширь.

На всю тайгу, тайгу дремучую Звени, наш богатырь.

Хранят, Амур, тебя отважные И верные сыны, Мила им травка, травка каждая Заветной стороны.

Они за честь, за честь амурскую Не раз ходили в бой.

За волю нашу, волю русскую, Стояли под Москвой.

Сама Нева, Нева-красавица, И тихий вольный Дон Тебе, далекому товарищу, Шлют ласковый поклон.

Усамой Волги, Волги-матушки,

Усинего Днепра

Гремело их, да их таежное, Гвардейское «ура».

Шуми, Амур, шуми, наш батюшка, Таежная река.

Гуляй, гуляй, гуляй, безбрежная, Родная на века.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Дальневосточные заметки

Когда, проездив месяц по Дальнему Востоку, я вернулся в Москву и в разговоре с друзьями стал перечислять места, в которых мне, хотя бы накоротке, довелось побывать, это перечисление мне самому показалось довольно внушительным: Хабаровск, Комсомольск-на-Аму- ре, Уссурийск, Владивосток, Находка, Магадан, Талая, Анадырь, Камчатка...

Очевидно, в моих словах проскользнул оттенок наивной гордости: вот, дескать, сколько я успел повидать на Дальнем Востоке! Один из моих друзей, который, несомненно, лучше меня знал Дальний Восток, вдруг спросил• :

— А на Сахалине ты был?

— Нет.

— А в Чугуевке, на родине Фадеева?

— Нет.

— А в Посьете? А в Благовещенске? А на Сучане? А на Курилах? А на Командорах? А в Уэлене? А на острове Врангеля?

Я уже почувствовал дружеское лукавство спрашивающего, но ничего не поделаешь, пришлось однообразно отвечать: нет, не был, не успел, хотел, но не смог...

Словом, выяснилось, что я, с одной стороны, вроде бы и побывал на Дальнем Востоке, а с другой стороны, вроде еще и не был там. И в этом не было противоречия. Просто-напросто наш Дальний Восток вместе с нашим Северо-Востоком — это целый континент, край непомерных расстояний и необъятных возможностей.

Когда я привел в порядок сделанные в дороге записи и перепечатал их на машинке, получилось почти 200 страниц — целая книжка, хотя на самом деле это, конечно, никакая не книжка, а просто самые первые, разбросанные впечатления человека, пораженного масштабами и красотой увиденного. Для того чтобы написать книгу о Дальнем Востоке, надо или жить там, или, по крайней мере, много лет подряд ездить туда год за годом. Но человеку не дано успеть всего, хотя и сейчас, на шестом десятке, по-прежнему хочется думать, что ты еще все успеешь...

Может быть, я когда-нибудь еще напишу книжку о Дальнем Востоке, а пока мне остается только при-

466

знаться в любви с первого взгляда к этому краю, где с особенной остротой вспоминаешь о молодости. Не только потому, что именно в этом краю встречаешь особенно много молодых лиц, но и потому, что это такой край, где хочется начинать жизнь, куда хочется приехать двадцатилетним. Приехать и прожить в нем жизнь, и гденибудь лет через тридцать, в пору зрелости, оглянуться на прошедшее тридцатилетие и увидеть, что было и что стало.

Итак, не книжка и даже не серия очерков, а просто некоторые мысли и чувства привезенные в Москву оттуда, с Дальнего Востока...

За эту русскую землю...

«За эту русскую землю, на которой я сейчас стою» мы умрем, но не отдадим ее никому». Эти слова принадлежат Сергею Лазо. Теперь они стали надписью на его памятнике.

Сергей Лазо, молдаванин по происхождению, солдат революции по профессии, отдавший жизнь за свободу Советского Приморья, сожженный в паровозной топке японцами, стоит сейчас на этой русской земле, молодой и бронзовый, в молодом и зеленом сквере, посреди города, о котором Ленин сказал: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский».

На 26-м километре шоссе Владивосток—Находка стоит пахнущая морем высокая ростральная колонна, обозначающая въезд в город. Она воздвигнута здесь к столетию Владивостока. На постаменте колонны слова Ленина о Владивостоке. Рядом — бронзовая фигура матроса, охраняющего эту морскую твердыню страны» а на верху колонны — легкий, из кованого черного чугуна силуэт военного транспорта «Маньчжур», первым вошедшего в некогда пустынную бухту, где ныне стоит Владивосток.

Железная’дорога идет вдоль океана мимо пригородных санаториев и домов отдыха. При дороге, среди цветущих абрикосов, на железном столбе табличка: «9969 километров от Москвы». Да, действительно далеко...

География людей

Дальний Восток— это земля, море, небо, но прежде всего люди.

467

Люди, уходящие в океан на траулерах и теплоходах из бухт, заливов и гаваней, открытых, описанных и нанесенных на карты их предками.

Люди, по древним следам русских землепроходцев продолжающие исследовать и вызывать к жизни самые далекие, самые необжитые и трудные уголки этой огромной земли.

Люди, ежедневно и ежечасно бороздящие воздух Дальнего Востока и Северо-Востока во всех мыслимых направлениях, на всех видах современных машин-—от

«ТУ-114» до «АН-8».

Откуда они, эти люди, сделавшие Дальний Восток таким, каким он стал сейчас?

Многие из них — коренные дальневосточники, родившиеся и выросшие на этой земле, похоронившие в ней своих отцов, дедов и прадедов.

Ну, а другие, все остальные, откуда они? Из каких краев? Какова география их детства и юности? Откуда они приехали, приплыли, прилетели, чтобы стать здесь новыми дальневосточниками?

Где бы я ни был, я всегда расспрашивал их об этом. Вот некоторые ответы, некоторые частности, дающие известное представление о целом, о ходе общего процесса.

Оленеводческий совхоз «Кончаланский»—час вертолетом от Анадыря. Директор совхоза Петр Давыдович Маслик, родом из Прилук, с Украины, экономист. До войны работал на Севере, на Ямале. Потом минометчик— «война"—от гудка до гудка». С 1946 года — Дальний Восток, Камчатка, Чукотка. Говорит о себе: «Почему я на Север попал? Это все челюскинская эпопея наделала!» Четверо дочерей, родившихся здесь; одна уже учится здесь же в мединституте.

Председатель рабочкома — Георгий Кондратьевич Трофименко, ровесник челюскинской эпопеи, здесь восьмой год, зоотехник. Родом из Белоруссии, из Орши.

Командир вертолета— Василий Федорович Кемлык, родом, из Днепропетровска, здесь седьмой год. До этого работал в Калуге.

Врач-бортхирург Валентина Васильевна Заводчикова. Летает здесь четвертый год, до этого жила в Баку, там и родилась.

Самолет «ИЛ-14» — рейсовый, грузовой. Летит из Анадыря. Командир экипажа Глеб Иванович Гаврилица,

468

молдаванин. Летает здесь десятый год. До этого работал в Ашхабаде. Родился в Кишиневе.

Бортрадист Николай Александрович Лукашевич, родился в Лозовой, на Украине, летает здесь тринадцатый

год.Бортмеханик Геннадий Ефимович Корпачев, родился в Куйбышеве, служил в армии на Украине. Десять лет назад, после демобилизации, — сюда, на Чукотку.

Магадан. Северо-Восточный комплексный научноисследовательский институт Дальневосточного научного центра Академии наук: Директор института — Николай Алексеевич Шило. Родился в Пятигорске. Окончил Горный институт в Ленинграде и сразу же сюда. 30 лет безотлучно здесь. Здесь стал кандидатом, доктором наук, членомкорреспондентом Академии. Когда приехал, Магадана еще не было; жил в палатке, на том самом месте, где теперь стоит их институт.

Станция слежения за Солнцем в Уссурийской тайге. Начальник станции — Владимир Федорович Чистяков. Был офицером-зенитчиком, работает здесь после

увольнения из армии, родом с Украины.

Ксения Григорьевна Чистякова — его жена, научный сотрудник. Родом из Белоруссии, с реки Сож, из тех самых мест, где мне довелось бывать во время войны, осенью сорок третьего года.

Сергей Попов — лаборант, по национальности эвенк, приехал работать сюда из Якутии.

Камчатка, БМРТ-—большой морозильный рыболовный траулер — «Браслав». Капитан-директор Николай Владимирович Сотников, родом из Магнитогорска, окончил здешнее Камчатское мореходное училище.

В каюте капитана собрался весь командный состав корабля. Спрашиваю одного за другим: откуда?

Старший помощник — украинец из Херсона. Траловый мастер — латыш из-под Риги.

Ессентуки, Ленинград, Орел, Брянск, Новороссийск...

Да, поистине Дальний Восток — дело всесоюзное...

Город встает на одно колено...

Каждая традиция, и самая древняя и самая молодая, имеет дату своего рождения.

Эта владивостокская традиция — молодая. Она родилась 9 мая 1965 года, в день двадцатилетия Победы.

469