Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

черкивании дружеских чувств средствами третьего уровня — не­прерывного раскачивания качелей хулы-хвальбы, приятельского унижения-возвеличивания. В усилении переживания качелей здесь активно используются и средства второго уровня, М.М. Бах­тин (1965) отмечает закономерность характерных для «амикошон­ства» ругательств, неприличных жестов, низводящих партнера к его телесному низу. Вместе с тем при небольшой смене акцентов это общение может легко стать средством аутостимуляции третьего уровня — аффективной экспансии, самоутверждения, только при­крытого стереотипом дружеского контакта.

Мы уже отмечали многоуровневость переживания самого обыч­ного, простого сострадания горю близкого. Поток сострадания и любви материализуется в аффективных стереотипах заботы, физи­ческого ухода, ласки второго уровня. Взаимодействие разноуров­невых механизмов мы видим и в переживании воодушевления, единства общности группы людей, стремление к которому, по мне­нию Лоренца, становится самостоятельной целью человека. Как мы уже обсуждали, его острота, насыщенность зависят от количествен­ной суммации переживаний, числа членов группы (первый уро­вень); от подключения насыщенных ритмом и сенсорной стимуля­цией аффективных стереотипов — таких, как общий марш, хоро­вое пение (второй уровень); выделения врага или его муляжа, угрожающего ценностям группы (третий уровень); адресации пе­реживания вождю, персонифицирующему и эмоционально конк­ретизирующему идеальные ценности группы (четвертый уровень).

Четвертый уровень активно входит в межуровневые механиз­мы борьбы с травматическими переживаниями. Так, в процессах вытеснения, ухода от отрицательного аффекта он организует один из фильтров, определяющих качество отрицательных впечатлений, которые ускоряют запуск механизма пресыщения первого уров­ня. Это — сохраняющий нас фильтр, позволяющий отталкивать­ся, уходить от сверхсильных эмоциональных впечатлений, имен­но такой фильтр заставлял «прищуриваться» Анну Каренину.

Организация сложно структурированного переживания катар­сиса, активного прорыва к новым эмоциональным смыслам, да­ющим возможность свободного выбора зиждительной гибели, так­же связана с совместной работой уровней, в которой важнейшую

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

151

роль, как уже отмечалось, играет и первый, низший уровень ба­зальной аффективной организации.

3. Культурное развитие четвертого уровня

Культурное развитие механизмов четвертого уровня — слиш­ком широкая тема, касающаяся развития специфически человечес­ких форм психической жизни (Выготский, 1983 а), и здесь мы мо­жем лишь коснуться ее. На основе врожденных механизмов разре­шения особого класса этологических задач (организации взаимодействия особей одного вида) развиваются средства приоб­щения индивида к опыту жизни сообщества, культурной организа­ции его поведения и формирования высших психических функций.

С одной стороны, в обществе складывается культура органи­зации внешних стимулов-средств, канва уклада жизни, позволя­ющая произвольно модулировать переживание субъекта, распре­делять его внимание, формировать социальное поведение. С дру­гой — создается инструмент построения сознания и поведения, присвоение которого означает переход субъекта на путь личност­ного развития. Овладев заданным извне механизмом эмоцио­нального контроля, человек обретает внутреннюю свободу, про­извольность, возможность ведения независимого диалога с конт­ролирующим его социумом — то есть становится личностью (Л.С.Выготский, как известно, определяет высшие психические функции как личностные).

Однако, хотя речь идет о специфически человеческом пути раз­вития психики, все мы обретаем личную свободу в организации взаимодействия с социумом в разной степени. Устойчивые лич­ностные структуры представляют собой не просто результат куль­турного развития высшего уровня базальной аффективной жиз­ни, которое лишь допускает субъекта к культуре психотехники про-извольной самоорганизации. Не менее важно для развития личности формирование механизмов других уровней и, прежде всего, переживания себя как активного субъекта действия (тре­тий уровень). Именно этот уровень нашего аффективного созна­ния, ведущий активный диалог с миром, и создает предпосылку активного присвоения и личного использования средств психо-

152

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

техники четвертого уровня, с его помощью личность как бы «вы­ламывается» из правильного социокультурного контекста.

Степень сформированности личностных структур, видимо, со­ответствует индивидуальным особенностям целостной системы аффективной организации поведения; по крайней мере, она от­ражает баланс в соотношении реципрокных уровней организации сознания: вхождения в культурный опыт, в уклад произвольных, социально правильных форм поведения и развития индивидуаль­ной экспансии, диалога субъекта с миром. Далее мы остановимся на анализе формирования механизмов аффективной организации четвертого уровня в культурном укладе жизни сообщества.

А. Развитие культуры психотехники организации четвертого уровня в решении непосредственно адаптационных задач

Рассмотрим, как развивается культурный уклад жизни инди­вида, образующий интимный круг его жизни — семейные отно­шения, вскармливание и воспитание детей — и обеспечивающий стабильную жизнь сообщества — организацию общего хозяйства, защиты, обороны, в целом того, что О. Шпенглер (1991) называл культурой вожделения к жизни.

В организации такого уклада наш общий четвертый уровень как опытный демагог использует аффективные стимулы всех ни­жележащих уровней. Система эмоциональных знаков, стимули­рующих и регламентирующих поведение членов сообщества, на­кладывается на ритмы природных и индивидуальных жизненных циклов, а также на ритмы родового аффективного опыта жизни сообщества. Ритмы труда и отдыха, трапез, перехода из одной воз­растной категории в другую, рождений, смертей, браков, с одной стороны, и ритмы времен года, фаз луны, суточные ритмы — с другой, скрепляют друг друга, и на них накладывается эмоцио­нальный рисунок жизни сообщества — семейных историй, памят­ных дат походов и возвращений, мира и войн, несчастий и избав­лений, трогательных событий и героических деяний.

В каждый момент жизни субъект получает возможность сле­довать образцам правильного, нормального поведения, зафикси­рованным в аффективном опыте сообщества. В то же время чет-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]