Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
основы теории синтаксиса.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
2.72 Mб
Скачать

2. Типы спп

В процессе развития теории СПП неоднократно вставал вопрос о клас­сификации предложений этого типа. Он получал различные решения в за­висимости от общего подхода к проблеме СПП и его отношения к ПрП. Ис­тория учения о СПП, классификации его разновидностей отражена в целом ряде работ [Крючков, Максимов; Степанян; Белошапковаг; Орлов].

Одной из наиболее распространенных как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике является традиционная классификация, основан­ная на аналогии СПП и ПрП. Как уже отмечалось, функциональное тож­дество придаточных предложений и ПрП было предметом многочислен­ных обсуждений. Поэтому «из всех вопросов гипотаксиса наиболее разра­ботанным является вопрос о соотношении придаточного предложения и члена предложения» [Гулыгаь 20].

В американской лингвистике, не использующей термина член пред­ложения, возникла классификация придаточных предложений в соответ­ствии с тем, какое слово («часть речи») они замещают в пределах ПрП — существительное, прилагательное или наречие. В сущности, речь идет опять-таки об аналогии придаточных предложений и членов ПрП, только последние обозначаются в терминах соответствующих таксономических классов. Подобным же образом именуются и типы придаточных предло­жений: субстантивные (N-clauses), адъективные (A-clauscs) и адвербиаль­ные (D-clauses).

Еще один способ классификации основан на разграничении расчле­ненности и нерасчлененности СПП. Эта классификация, как и первая из приведенных — традиционная, имеет глубокие корни в русской синтакси­ческой традиции. Ее истоки прослеживаются в работах М. В. Ломоносова, А. X. Востокова, И. И. Давыдова. Эта классификация основывается на том, как соотносится придаточное предложение с главным: соотносится ли оно с ним в целом или же лишь с каким-либо его членом, распространяя послед­ний. В первом случае имеет место расчлененное, или двучленное, СПП, во втором — нерасчлененное, или одночленное [Поспелов3,20].

Последняя классификация представляет, на мой взгляд, особый инте­рес, поскольку она дает возможность полнее рассмотреть вопрос о соотно­шении ССП и СПП. Дело в том, что проблема изоморфизма ПрП и СГШ имеет непосредственное отношение лишь к СПП нерасчлененной стр)*^' ры (одночленным СПП), в основе определения которых лежит приШР"1 присловности [Грамматика-80, 467]: придаточные предложения присоединяются к одному из слов-членов главного предложения и распространяют еП> (это слово). В данный класс СПП входят предложения с придаточными поЯ' лежащными, определительными и дополнительными [Белошапковаз, 84-<Р а отношения внутри них аналогичны отношениям внутри подчинительШ словосочетаний [Крючков, Максимов, 29]. Главное предложение в таких предложениях не имеет самостоятельности — оно не завершено «ни в смы­словом, ни в грамматическом отношении» [Рогожникова, 202].

В двучленных (расчлененных) СПП, к которым относятся предложе­ния с обстоятельственными придаточными, последние распространяют не отдельный член главного предложения, а все главное предложение в це­лом [Крючков, Максимов, 37]. Связь внутри такого СПП, а также форма его придаточного предложения оказываются непредсказуемыми: они не предопределены никакими элементами главного предложения [Белошапко­ваз, 37]. С точки зрения семантики и информативной значимости придаточ­ное и главное предложения являются эквивалентными [Грамматика-80, 541]. Более того, придаточное предложение может стать выразителем признака, СПП в целом [Грамматика-80, 541].