Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭПП / Библиотека / Хрестоматия / Человеческое развитие и экон. рост.rtf
Скачиваний:
38
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
451.65 Кб
Скачать

Глава 13 устойчивое человеческое развитие Человеческое развитие и экологический фактор

Концепции человеческого и устойчивого развития имеют много общих черт. Они зародились практически одновременно в конце 80-х гг. и активно развивались в 90-х гг., получив широкое распространение в мире. Самое деятельное участие в появлении и формировании этих концепций принимала ООН. Важной общей причиной возникновения и развития концепций человеческого и устойчивого развития стало осознание ограниченности и “тупиковости” сложившейся модели экономического развития человечества. Игнорирование социальных и экологических аспектов развития, сложившиеся стереотипы максимизации стандартов потребления, абсолютизация традиционных экономических показателей, в частности роста материального благосостояния, и другие факторы привели к кризисным явлениям, имеющим глобальный характер и самые негативные последствия в ближайшем будущем и угрожающим самому существованию человеческой цивилизации.

Прежде чем рассмотреть проблему устойчивости человеческого развития, показать ее общие черты с концепцией устойчивого развития, рассмотрим сущность последней и причины ее возникновения.

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста, или три вида капитала: трудовые ресурсы (человеческий капитал), физический капитал (капитал или искусственный капитал), природные ресурсы (природный капитал). Сразу следует отметить, что здесь человек рассматривается не только как средство экономического развития, но и как его цель. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.

Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А. Смит и Д. Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К. Маркса, Д. Кейнса, А. Маршалла, не придавали должного значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь 70-е гг. XX в., резко обострив экологические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Современный тип эколого-экономического развития можно определить как техногенный тип экономического развития. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природо-разрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются:

  • быстрое и истощительное использование невозобновимых видов природных ресурсов (прежде всего, полезных ископаемых);

  • сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, леса и пр.) со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления;

  • огромные загрязнения и отходы, превышающие ассимиляционные возможности окружающей среды.

При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой ухудшения здоровья человека, деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности. Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные отрицательные экстерналии (внешние эффекты) (более подробно проблема экстерналий рассмотрена ниже).

До самого последнего периода основное внимание в экономической теории и практике уделялось двум факторам экономического роста - труду и капиталу. Природные ресурсы предполагались неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления и запасам не рассматривался в числе определяющих параметров. Это видно на примере широко распространенной в экономической теории и экономических исследованиях производственной функции. Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, ущерба человеческому здоровью, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучалось и обратное влияние, обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, качеством жизни населения, его здоровьем, состоянием трудовых ресурсов. Такую экономическую систему называют фронтальной экономикой или” по известному определению К. Боулдинга, “ковбойской экономикой”, где имеются неограниченные территории, ресурсы и т.д. Целевую функцию такой экономики можно определить словами биолога И.В. Мичурина: “Нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача”.

Сущность такой концепции экономического развития не вызывала возражений вплоть до самого последнего времени. И это вполне объяснимо, так как неограниченный экономический рост в силу относительно низкого уровня развития производительных сил, больших возможностей саморегуляции у биосферы не вызывал глобальных экологических изменений. И только в последнее время пришло осознание необходимости коренного изменения экономических воззрений в направлении учета экологического фактора. Такое осознание во многом было обусловлено глубокой дестабилизацией состояния окружающей среды в результате гигантского развития производительных сил, беспрецедентного роста населения, что привело к качественным изменениям в отношениях природы и общества, огромному росту нагрузки на экосистемы. Стало очевидным, что человечество должно вести себя с учетом многочисленных ограничений, живя в замкнутой и ресурсодефицитиой системе.

Безудержный рост производства и потребления в мире за последние 50 лет оказывает на окружающую среду беспрецедентное воздействие:

  • объем сжигаемых ископаемых видов топлива увеличился по сравнению с 1950 г. почти в 5 раз;

  • потребление пресной воды увеличилось по сравнению с 1950 г. почти в 3 раза;

  • в 4 раза увеличился объем добываемых морских продуктов;

  • объем сжигаемой в промышленных и бытовых целях древесины больше соответствующего показателя 25-летней давности на 40%;

  • за последние 50 лет ежегодный объем выбрасываемого углекислого газа увеличился в 4 раза, что приводит к глобальному потеплению.

Если сложившиеся тенденции сохранятся, то объем потребления только промышленно развитых стран в ближайшие полвека увеличится в 4—5 раз. Между тем в социальном и экономическом развитии необходимо принимать во внимание, по крайней мере, три все более явных экологических ограничения:

  • ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения, производимые экономическими системами;

  • деградацию возобновимых природных ресурсов в результате чрезмерной эксплуатации (земля, лес, рыбные ресурсы, биоразнообразие);

  • конечный характер невозобновимых природных ресурсов (различные полезные ископаемые, нефть, металлы и пр.).

Игнорирование этих ограничений и безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить следующие: глобальное изменение климата, опустынивание (аридизация), обезлесение, дефицит сырья, истощение озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, сокращение биоразнообразия и др. Следствием сохранения тенденций экологической деградации планеты в XXI в. станут необратимые изменения в окружающей среде и биосфере, что приведет к непредсказуемым последствиям и будет угрожать самому существованию человека как вида. (Влияние глобальных проблем на качество жизни и здоровье человека, прогнозы их развития в будущем будут рассмотрены в разделе “Воздействие экологического фактора на человеческое развитие и здоровье человека”.)

Глобальные экологические проблемы тесно связаны с проблемами человеческого развития, другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга, и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других. Например, такая сложнейшая мировая проблема, как демографическая, порождаемая взрывным ростом населения планеты, приводит к резкому увеличению нагрузки на окружающую среду благодаря увеличению потребностей людей в продовольствии, энергии, жилье, промышленных товарах и т.д. Очевидно, что без решения демографической проблемы, без стабилизации численности населения невозможно сдержать развитие кризисных экологических процессов на планете. В свою очередь экологические проблемы опустынивания, обезлесения, вызывая деградацию и гибель сельско-хозяйственных земель, приводят к обострению мировой продовольственной проблемы. Велика экологическая опасность такой глобальной проблемы, как военная. Война в Персидском заливе 1991 г. с ее колоссальными нефтяными пожарами лишний раз это доказала.

Осознание катастрофичности сложившегося типа экономического развития, невозможности решения в его рамках социальных проблем, обострение экологических проблем и рост взаимозависимости всех эколого-экономических процессов на нашей небольшой планете явились важнейшими причинами начала разработки концепций мирового развития в связи с экологическими ограничениями. Особенно активно эти разработки начались в развитых странах Запада, где в 70-е гг. развитие производства стало наталкиваться на экологические ограничения. Большое значение для глобализации мирового сознания сыграли доклады Римского клуба. Эта международная неправительственная организация была образована в 1970 г. с целью обсуждения и разработки перспектив мирового развития. Деятельность клуба заключалась в постановке проблем и “заказе” их разработки отдельным коллективам ученых в различных странах мира. Многие доклады внесли существенный вклад в теорию и методологию мирового развития (работы Д. Медоуза (1970 и 1992), М. Месаровича, Э. Пестеля, Я. Тинбергена и др.), их результаты повлияли на формирование концепций человеческого и устойчивого развития.

На глобальном уровне острой является проблема распределения в мире выгод от современного техногенного типа развития и издержек, социальных и экологических ущербов такого развития. Бедные и богатые страны вносят разный вклад в возникновение глобальных проблем, по-разному воздействуют на окружающую среду. Наблюдается несправедливость географии распределения экологического ущерба: в основном ущерб возникает в результате деятельности развитых стран, а бедные страны выступают как реципиенты этого экологического ущерба. Довольно различны в этих странах и основные причины экологического воздействия. Для анализа этих причин американскими экологом П. Эрлихом и физиком Дж. Холдреном предложена формула антропогенного воздействия на окружающую среду (IPAT):

где I - воздействие на окружающую среду;

Р - население;

А - благосостояние;

Т - технологический уровень.

На основе этой формулы можно в самом общем виде определить степень экологической ответственности людей и стран. Например, развивающиеся страны, дающие 90% прироста населения планеты, должны принимать меры по стабилизации населения (Р). Рост народонаселения в этих странах ежедневно увеличивает нагрузку на окружающую среду. По прогнозам ООН, в 2050 г. население мира возрастет до 9,5 млрд. чел., из которых 8 млрд. чел. будут жить в развивающихся странах. К 2050 г. население Африки втрое превысит численность населения Европы.

Богатые страны и потребители должны уменьшать уровни своего потребления для снижения экологического воздействия (А в формуле, приведенной выше). Для многих стран с переходной экономикой и развивающихся стран необходимы прогрессивные технологические изменения, уменьшение технологической нагрузки на среду (T в формуле, приведенной выше) из-за загрязняющих предприятий, автомобилей, природоемких производств и пр. Здесь технологические изменения должны способствовать снижению природоемкости, затрат природных ресурсов и количества загрязнений на единицу конечной продукции (см. раздел “Критерии и индикаторы устойчивого развития”).

Остановимся подробнее на экологических последствиях растущего потребления развитых богатых стран и разрыва в потреблении с развивающимися бедными странами. Очевидно, что потребление является одной из важных форм развития человека. Оно вносит свой вклад в развитие человеческого потенциала, если содействует расширению возможностей и обогащению жизни людей без каких-либо отрицательных последствий для благосостояния других. Последнее положение для потребления в определенной степени соответствует критерию потенциального улучшения по Парето. В современных условиях данный критерий для богатых стран не соблюдается, так как их потребление часто идет за счет бедных стран, положение которых при этом ухудшается. Дальнейшее расширение масштабов потребления может стать деструктивным, усугублять нищету, неравенство, изоляцию.

Очевидна необходимость изменения образа жизни богатых стран. В этих странах сосредоточены примерно одна пятая населения мира и четыре пятых мировых доходов, они потребляют 70% мировой энергии, 75% металлов и 85% древесины. Мировой баланс использования ресурсов окружающей среды и распределения текущего потребления должен смещаться в более справедливом направлении.

Диспропорция в потреблении между развитыми странами мира, где проживает пятая часть населения планеты, и беднейшей пятой частью населения огромна, и она растет. И соответственно колоссальна разница в потреблении природных ресурсов и производимых загрязнениях. Богатая пятая часть мира:

  • потребляет 58% общего объема энергии, а на долю беднейшей пятой части приходится лишь 4%;

  • потребляет 45% всего объема мяса и рыбы, а на долю беднейшей пятой части приходится лишь 5%;

  • выбрасывает в воздух 53% общего объема выброса углекислого газа при 3% выбросов беднейшей пятой части;

  • житель развитых стран в течение жизни потребляет товаров и услуг, генерирует отходов и загрязнений столько же, сколько 30-50 человек из развивающихся стран;

  • потребляет 84% всей бумаги, а на долю беднейшей пятой части приходится лишь 1,1%;

  • владеет 87% мирового парка легковых автомобилей, а на долю беднейшей пятой части приходится лишь 1%.

При сохранении сложившихся тенденций потребления промышленно развитых стран в ближайшие 50 лет разрыв может еще сильней возрасти.

Однако больше - не всегда лучше. В контексте общечеловеческого подхода высокий уровень потребления и богатства не всегда соответствует осознанию жизненного успеха. Наибольший процент американцев, считающих, что они счастливы, наблюдался в 1957 г., хотя по сравнению с тем временем объем потребления увеличился более чем в 2 раза.

Сейчас нельзя говорить о равных обязательствах в регулировании уровня потребления. Более миллиарда человек живут в маргинальных условиях, и для них увеличение объема потребления имеет жизненно важное значение. В 70 странах с численностью населения почти один миллиард человек уровень потребления сегодня ниже, чем 25 лет назад. В Африке в настоящее время среднестатистическое хозяйство потребляет на 20% меньше, чем 25 лет назад. Таким образом, основная проблема заключается не столько в необходимости увеличения или сокращения масштабов потребления, сколько в другой модели потребления - потребления в интересах развития человека. Необязательно следовать путем развитых стран. Глобальные обязательства по сокращению масштабов экологического ущерба и слаборазвитости можно распределить более справедливо. Практикуемые сегодня модели потребления истощают ресурсную базу окружающей среды и обостряют неравенство. Все динамичнее становится связь по цепочке: потребление - нищета - неравенство - окружающая среда.