Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история.зачет.кр.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
213.84 Кб
Скачать
  1. Внутренняя и внешняя политика Московских князей в XIV – первой половине XV вв.

1359—1389 гг. — Княжение Дмитрия Ивановича Донского

1389—1422 гг. — Княжение Василия I Дмитриевича.

1425—1462 гг. — Княжение Василия II Васильевича Темного.

Димитрий Иванович Донской, вел. кн. всея Руси, сын в. кн. Ивана Ивановича, от 2-й его супругу Александры, род. в 1350 г. По смерти отца своего (1359) Д., с братом Иваном (умер в 1364), остался малолетним. Русские князья поехали в Орду хлопотать о вел. княжении; хан Навруз дал ярлык суздальскому князю Димитрию Константиновичу. Малолетний Д. был в Орде в 1361 г., а может быть и ранее. В Орде произошли «замятни». Хан Навруз был убит, явились два хана: в орде Мурат, за Волгой — Авдул, управляемый темником Мамаем. К Мурату поехали поверенные вел. кн. Димитрия Константиновича, уже севшего на стол во Владимире, и кн. московского, за которого, конечно, действовали бояре. Мурат дал ярлык кн. московскому; суздальский не уступал. Тогда бояре осадили Переяславль, где заперся кн. суздальский; Переяславль был взят, Д. вокняжился во Владимире (1362).

В 1363 г. хан Авдул прислал свой ярлык Д., который его принял. Мурат оскорбился таким признанием другого хана и снова дал ярлык Димитрию суздальскому, который явился во Владимир. Московские войска, при которых были и князья, изгнали его и опустошили Суздальскую область. Во время этой борьбы кн. Ростовский должен был подчиниться Москве и князья Галицкий и Стародубский лишились своих владений. Вскоре кн. суздальский не только помирился с московским, но еще просил его помощи, когда, по смерти брата его Андрея, Нижним завладел другой его брат, Борис. Митрополит послал св. Сергия мирить князей, и когда Борис сопротивлялся, в Нижнем были заперты церкви. Борис ушел в Городец; в Нижнем сел Димитрий (1364). Вслед затем Д. женился на дочери нижегородского кн., Евдокии. Тогда же Москва укреплена каменною стеною (Кремль). Вел. кн., по словам летописи; «всех князей приводил под свою власть, а которые не повиновались его воле, на тех начал посягать». Так он вмешался в ссору тверских князей, споривших между собою о выморочном уделе кн. Симеона Константиновича. Первоначально их судил владыка тверской и решил в пользу в. кн. тверского Михаила Александровича. Князья обратились к посредничеству митрополита, а Михаил — к в. калитовскому Ольгерду, и хотя, по-видимому, дело было улажено, но в 1369 г. вел. кн. Д. позвал Михаила на суд в Москву и заключил его и всех его бояр. Они были освобождены татарским послом; тогда Михаил снова обратился к Ольгерду, который пришел с войском и, разбив моск. полки при Тростенском оз. (в нынешн. Рузском у.), подступил к Москве. Заключен был договор, выгодный для Михаила.

В 1370 г. Д. напал на тверские области; Михаил обратился в Орду к хану Магомет-Султану, ставленнику Мамая, и получил от него ярлык на вел. княженье; но Д. хана не послушался. Михаил в третий раз призвал Ольгерда, который, однако, не имел удачи под Москвой, помирился с вел. кн. и отдал дочь свою за его двоюродного брата Владимира Андреевича. Михаил снова поехал в Орду, получил ярлык; но Д. ярлык не принял, задарил посла и склонил его на свою сторону. Тем не менее Д. поехал в Орду, предварительно сделав завещание, в котором распоряжался наследственными своими владениями, не упоминая о вел. княжении. В Орде его приняли благосклонно. Михаил опять обратился к Ольгерду, который пришел, был разбит под Любутском (Калужского у.) и заключил мир (1372). Михаил не мирился; Д. пошел на Тверь, с ополчением многих князей, осадил город и принудил Михаила заключить договор, которым он навсегда отказывался от вел. княжения. В том же году Д. победил Олега Рязанского, с которым велись споры о межах, и выгнал его из стольного города; но тот скоро возвратился и помирился с Д. Смирив соседних сильных князей, вел. кн. мог смело начать действия против татар. В тогдашнее смутное для Орды время разные царевичи, действуя от себя, делали нападения на Русскую землю; их иногда отражали, а иногда и они наносили русским поражения.

В 1377 г. на Суздальскую область напал царевич Арабшах (Арапша) из Синей орды (между Каспийским и Аральским морями). Д. послал войско на помощь тестю; по неосторожности русских князей, ополчение их было разбито на р. Пьяной (в нынешн. Нижегородской губ.). Затем татары разграбили область Нижегородскую и сделали набег на Рязанскую. Арабшах провозгласил себя ханом Золотой орды, но скоро погиб (его монеты найдены в Казанской губ.). В 1378 г. Д. удалось разбить на р. Родне (в Рязанской губ.) посланного Мамаем мурзу Бегича. Таким образом Д. защитил своего недавнего врага Олега. В отмщение за это Мамай собрал большое войско (1380). Д., приняв благословение от св. Серия, который отпустил на брань двух иноков: Ослаба и Пересвета, встретил Мамая на Куликовом поле, между р. Непрядвой и Доном (Тульской губ., Епифанского у.). С ним было много русских князей и два сына Ольгерда, Андрей и Димитрий. Вел. кн. литовский Ягайло вступил в союз с Мамаем, но к битве не поспел. Олег рязанский изъявил покорность Мамаю.

8 сент. произошла знаменитая битва, успеху которой способствовало преимущественно своевременное появление из-за засады отряда, предводительствуемого Волынским-Боброком и кн. Владимиром Андреевичем. Д. отличился не только как полководец, составив заранее план, но и показал личное мужество. Переодевание его было общим обычаем средних веков. Мамай погиб на обратном пути; в Орде явился Тохтамыш, ставленник Тамерлана; он пошел наказать Д. (1381). Неожиданное нападение его заставило Д. удалиться в Кострому. Москва была взята, правда — обманом. Русь снова покорилась татарам, но народный дух уже оживился. Покоряясь татарам, Д. крепко держал других князей: попытку Михаила получить ярлык он отстранил в Орде, Олега смирил оружием, опустошил землю Рязанскую, новгородцев держал в повиновении. С двоюродным братом Владимиром Андреевичем Д. заключил договор, которым последний признавал Василия Дмитриевича братом старейшим, Юрия — братом равным, остальных — младшими, отказываясь от своих прав на вел. княжение. В последнем завещании своем (1389) Д. не только распоряжается наследственными владениями, но и благословляет старшего своего сына Василия вел. княжением.

Умер Д. в 1389 г. После него остались дети: Василий, Юрий, Андрей, Петр, Иван и Константин. Грозный с князьями, Д. строго держал и бояр: Вельяминов, сын последнего тысяцкого, был казнен в Москве за содействие Михаилу Тверскому. В этом отношении Д. является достойным предшественником вел. кн. Иоанна Васильевича. Потомство сохранило о нем память как о победителе татар; но его внутренняя политика замечательна, быть может, еще больше.

Василий 1 был крестьянином из Македонии, который пришел пешком в Константинополь в поисках заработка. Он был в услужении у господ и случайно попался на глаза Михаилу 3 Пьянице, которому понравилось богатырское сложение Василия. Василий 1 стал участвовать с императором в многочисленных оргиях и, будучи талантливым человеком, усвоил мастерство дворцовых интриг. Организованный Василием 1 дворцовый переворот с убийствами, сначала управляющего делами государства Варды, а затем и императора Михаила 3Пьяницы, привел его к абсолютной власти в Империи. Многочисленные литературные источники сообщают о Василии 1 как о человеке стоящем у истоков  византийского возрождения. Ему приписывают участие в организации  и развитии  константинопольского университета, связывают с деятельность Фотия и монахов просветителей Кирилла и Мифодия, деятельностью Льва Математика.

Это не совсем так.

Василий 1 изначально  был малограмотным человеком и главным его достоинством были природный ум и смекалка. Он, несомненно, обладал талантом управленца, т.е. государственного деятеля.  Но не он создавал расцветший в его период правления университет, ни благодаря нему достигли высокого уровня просвещения Фотий, Лев Математик и другие византийские ученые.

Тем неимение, то, что Византия достигла при его правлении наивысшего расцвета, несомненно, его заслуга. Ему удалось, вступив в борьбу с павликиана, отстоять византийскую государственность.

В 867году, когда Василий 1 пришел к власти, к власти у павликиан пришел талантливый полководец Хрисохир (867-886)  имевший существенную поддержку среди населения. Византии, войска  направляемые Василием 1 против Хрисохира 1  терпели сначала поражения.

Только на пятом году правления в 872 году Василию 1 удалось разгромить павликиан и занять их столицу Тефрику.

Напомнена заслуга Василия 1 в том, что  он понял необходимость просвещения и содействовал ученым, поддерживая их материально.

Василий 1  сумел оценить уровень образованности отстраненного им от патриаршества  Фотия. После разгрома павликиан Василий 1 пригласил ко двору Фотия  для обучения своих детей. В 879 году Василием 1 вторично назначает  Фотия  византийским патриархом, после смерти патриарха Игнатия. Фотий вторично был патриархом с 879 года до смерти императора Василия 1  в 886 г.

Василий II Васильевич (10.03.1415—27.03.1462), по прозвищу Темный, вел. князь Московский. После смерти отца (1425) вместе с матерью Софьей был по духовной грамоте отдан на попечение деда Витовта Литовского, потому что Василий I опасался соперников, прежде всего дяди, нового вел. кн. Юрия Дмитриевича Галицкого. Действительно, дядя, опираясь на обычай старшинства и завещание Дмитрия Донского, собирал уже войско, но вынужден был уступить и обещать не искать великокняжеского стола самолично, а только через хана; позже Юрий вынужден был отказаться и от этого и подписал договор, признав себя младшим братом перед племянником. Но вражда в княжеской семье не улеглась.

В 1431, по смерти Витовта, пользуясь благоприятными условиями, Юрий опять предъявил свои притязания на великокняжение; спор надо было разрешить в Орде, где у обоих князей были доброжелатели. Василий явился со своим боярином И. Д. Всеволожским, и в то время, когда Юрий Дмитриевич предъявлял свои права, Всеволожский указал хану, что Василий во всем полагается на его волю, т. к. ищет «стола великого княжения, а твоего улусу, по твоему цареву жалованью». Такое признание безусловной воли хана заставило его решить дело в пользу Василия, и в 1432 последний возвратился из Орды с царевичем Мансырь-Уланом, который и посадил его в Москве на великокняжение. Вскоре Всеволожский был оскорблен предпочтением, оказанным Марье Ярославне, внучке Владимира Андреевича Серпуховского, перед его дочерью, когда Софья Витовтовна устраивала женитьбу своего сына, и боярин отъехал к Юрию. На самом же свадебном пире (1433) Софья оскорбила сыновей Юрия, Дмитрия Шемяку и Василия Косого, сорвав с последнего драгоценный пояс, принадлежавший когда-то семье вел. князя Московского. Братья бежали и вместе с отцом в сопровождении большой рати двинулись к Москве. Василий II скрылся в Костроме, был там схвачен, но пощажен Юрием, усевшимся в Москве на великокняжении; Василий получил в удел Коломну. Чувствуя шаткость своего положения, Юрий возвратил вскоре престол племяннику, а сам удалился в Галич, который был вскоре сожжен мстительным Василием.

Усобицы не ослабевали. Юрий снова захватил Московский стол и вскоре скончался. Борьбу продолжили его сыновья. Василий Косой и вел. князь то заключали мир, то нарушали его, и наконец в 1436 первый вероломно напал на Московского князя, но был разбит, захвачен и ослеплен. Василий II заключил мирный договор с Дмитрием Шемякой и позволил ему свободно, но безвыездно и под надзором жить в Коломне. В 1438 хан Улу-Махмет, изгнанный из Орды своим братом, с татарами явился под г. Белев; вел. князь послал против него рать, которую татары разбили. Улу-Махмет, удалившись на Волгу, в следующем году захватил опустошенную русскими Казань и засел там. Так получило начало грозное впоследствии Казанское царство. Улу-Махмет постоянно беспокоил московские области, а в 1445 татарам удалось не только нанести серьезное поражение русским на берегу р. Каменки около Суздаля, но и захватить в плен вел. князя. Василий был освобожден из плена только за огромный выкуп, что вызвало недовольство москвичей. Дмитрий Шемяка, который еще во время плена вел. князя сносился с татарами, теперь решил воспользоваться обстоятельствами. Случай ему помог. Василий II поехал с небольшим числом приближенных в Троице-Сергиеву лавру возблагодарить Бога за избавление от плена и поклониться мощам прп. Сергия Радонежского. Здесь он был схвачен соучастниками Шемяки, привезен в Москву и ослеплен, великокняжеский престол захватил Дмитрий, а Василий остался в заточении (1446). Но неуверенно чувствовал себя и Шемяка на Московском столе, особенно ввиду ропота на захват вел. князя. Убеждаемый Рязанским еп. Ионой, он освободил Василия II, поклявшегося не искать великокняжеского стола, и отпустил его в дарованную отчину — Вологду (1447).

Но Василий не сдержал слова, и в том же году его приверженцы, которые только ждали освобождения князя, возвели Василия вновь на Московский стол. Шемяка бежал в Галич и вынужден был дать «проклятыя грамоты», по которым отказывался от претензий на великое княжение и клялся не питать к вел. князю, его семейству и всем близким никакого зла. Но Шемяка не унимался. Несколько раз приходилось московской рати выступать против него, пока Дмитрий не был разбит около Галича и не бежал в Новгород, давший ему приют. Галицкая волость была присоединена к Москве, и туда были назначены великокняжеские наместники (1450). В этой борьбе Василию особенно помогало духовенство своим авторитетом и увещеваниями, обращенными и к Шемяке, и к его приверженцам и укрывателям. Во главе духовенства стоял митр. Иона, сменивший бежавшего Исидора, который даже отлучил Шемяку от Церкви. Дмитрий в 1452 совершил еще одну неудачную попытку утвердиться в Устюге, опять бежал в Новгород и вскоре умер (1453), будучи скорее всего отравлен. Союзники Шемяки бежали в Литву или, пойдя на всевозможные уступки, помирились с Василием II.

Вел. князь, давно уже бывший не в ладах с новгородцами, решил направить свои силы против них. Он наложил на Новгород дань до 8000 руб., а в 1456 двинул рать. Около Русы новгородцы были разбиты кн. Стригой Оболенским и кн. Федором Басенком. В Яжелбицах, где стоял сам князь, был заключен договор на тяжелых условиях; кроме обещания не принимать врагов вел. князя, уплаты одному только князю 10000 руб., положили «вечевым грамотам не быть» и «печати быть князей великих». С 1460 вольности Пскова были ограничены и туда были посланы наместники.

Василий отверг провозглашенную в 1439 Флорентийским собором унию между католической и Православной Церквами, низложил Московского митр. Исидора, подписавшего эту унию. По его указанию в 1448 Собор епископов избрал на митрополичий престол Иону без последующего утверждения Константинопольским Патриархом. Тем самым Василий подчеркнул независимость Московской митрополии и свое несогласие с политикой, проводимой Константинопольским патриархатом, поддержавшим решения Флорентийского Собора. Он отверг вмешательство Римского папы Пия II в дела Православной Церкви.

 Василий Темный в Москве у Боровицких ворот церковь Иоанна Предтечи. Он умер от ран, полученных при лечении «сухотной болезни» прижиганием тела. Он имел от жены Марии Ярославны восьмерых детей, из которых второй, Иван, за смертью старшего с 1450 был объявлен соправителем, а потом занял отцовский стол.