Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исследование-Омельченко-Сабирова.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
857.09 Кб
Скачать

3) Национальная гордость и оценка прошлого, социальные группы и гражданские чувства

Многие исследователи полагают, что выявление исторических представлений в массовом сознании и их влияния на гражданские позиции различных категорий населения необходимо для учета в формировании патриотического отношения граждан к стране и государству, в усилении воспитательного воздействия культуры, искусства, образования, средств массовой информации в этом процессе. Поэтому вопросы национальной гордости и оценки прошлого встречаются в каждом исследовании.

По результатам исследования молодежи историческое прошлое России вызывает у студентов различные чувства. Большинство (51%) испытывает чувство национальной гордости за великие свершения народа, 13% чувствует моральное удовлетворение за приобщенность к всемирной истории человечества, а 20% ощущают чувство национальной ущемленности, горечи за постоянные бедствия народа. У 13% никаких особых чувств историческое прошлое России не вызывает [Утенков, Закалин, 2000].

О различиях в национальной и гражданской самоидентификации респондентов старших возрастов по сравнению с молодежью говорится во многих исследованиях. Они проявляются в суждениях о русском (не российском) народе, о статусе российского государства на международной арене и т.д. [Бойков, 2002: 89].

При этом, чем моложе возрастная группа опрошенных, тем чаще у ее представителей выражено стремление временно или даже навсегда перебраться в другую страну. Так, например, выразили желание временно или навсегда уехать из России в возрастной группе 50-59 лет 18,1%; 30-39 лет - 24%; 18-24 года-30,4%.

Эмиграционные настроения обусловлены экономическими, социальными, другими проблемами жизнеобеспечения населения.

Авторы другого исследования поставили вопрос12: а существует что-то, что в бoльшей степени, чем историческая память, влияет на выбор россиянами модели общества, в котором они хотели бы жить? Вывод социологов да, существует – это реалии повседневности, социально-экономические последствия российских реформ. Та часть населения, чьи жизненные стандарты за годы реформ улучшились (а таких 17%), независимо от возраста, хотела бы вернуться в советское время только в каждом пятом случае, в то время как почти две трети их предпочли бы жить в современной России. Те же, чьи жизненные стандарты остались стабильными (28%) ностальгируют по жизни в СССР лишь в каждом третьем случае, а почти 50% из них вполне устраивает их сегодняшняя жизнь. И только те российские граждане, чей уровень жизни серьезно пошатнулся в результате перемен последних 15 лет (23,5% населения), или те, кто пребывает в хронической бедности еще с дореформенных времен, в своем подавляющем большинстве стремятся в советское прошлое – жить в сегодняшней России хотят только 30% первых и 18% вторых. Вот почему понять приоритеты исторической самоидентификации помогает анализ того, как живут сейчас россияне, насколько они успешно адаптируются к новым условиям жизни и деятельности, как ощущают свое место в обществе.

В исследованиях массового исторического сознания проводятся корреляции и с другими социальными установками, как например, готовность уехать из страны. Но опять же массовые замеры не всегда наиболее удачный инструмент адекватного анализа такого сложного феномена – как представление о Родине.