Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
иогп курсовая.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
67.62 Кб
Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

СОДЕРЖАНИЕ 2

стр. 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Становление системы советского правосудия (1917 - 1918 гг.) 5

2. Военно-судебные органы 12

3. Укрепление системы советского правосудия в 1919 - 1922 гг. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Специальная литература 33

Введение

Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г.1вообще не содержала каких-либо указаний на судебную власть. Формально Основной Закон РСФСР включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (утвержденную III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г.) и собственно Конституцию Советской Республики (утвержденную V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г.), которые составляли единый документ. Если Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа носила преимущественно политический, а не юридический характер, то в Конституции Советской Республики имелись отдельные нормы конституционно-правового характера, причем вся власть закреплялась за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В первой Конституции Советского государства много места уделялось Всероссийскому съезду Советов, Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов, Совету народных комиссаров, их компетенции, избирательной системе. Раздел пятый посвящался бюджетному праву, а раздел шестой - символике государства. Однако судебная власть, по существу, не конституировалась.

История судебной власти России неотъемлема от государственно-правовых и общественных процессов, происходивших на протяжении веков в нашей стране и связанных с формированием, развитием и изменением системы управления обществом в различные исторические эпохи.

К исследованию истории российского суда обращались многие известные историки и правоведы начала нынешнего и прошлых столетий. Мы находим важные и интересные факты и свидетельства из хроникальных и нормативных памятников, сохранившихся до наших дней, но в огромной степени научное знание мы черпаем, изучая труды наших великих предшественников.

Наши современники в последние десятилетия тоже все активнее изучают отечественную судебную систему и ее полномочия в исторической ретроспективе.

Однако представляет непреходящий интерес исследование отдельных правовых явлений и особенностей конкретных черт государственно-правовых институтов в их хронологическом историческом аспекте.

Цель настоящей работы – рассмотреть особенности создания советской судебной системы 1917 - 1922 гг.

Задачи, решаемые в процессе работы:

- рассмотреть становление системы советского правосудия (1917 - 1918 гг.);

  • исследовать военно-судебные органы этого периода;

  • проанализировать укрепление системы советского судебного правосудия.

В работе использованы нормативно-правовые акты, комментарии к ним, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

1. Становление системы советского правосудия (1917 - 1918 гг.)

Первым законодательным актом советской власти, специально посвященным вопросам правосудия, стал принятый Советом Народных Комиссаров 24 ноября 1917 г. Декрето суде1, вошедший в историю отечественного права как Декрет о суде N 1. Вст. ст. 1-3названного Декрета предусматривалась ликвидация как всей прежней судебной системы (заодно с прокуратурой, адвокатурой и органами предварительного следствия), так и всех норм прежнего судопроизводства.2По авторитетному суждению одного из авторов проекта Декрета П.И. Стучки, главное предназначение заключалось в том, чтобы: "1) разогнать старый суд и 2) отменить все старые законы".3

Судебная система Советской России мало-помалу выстраивалась, преодолевая организационную и судопроизводственную пестроту, сложившуюся на местах в первые послереволюционные месяцы. Однако складывавшаяся в 1918 - 1921 гг. военно-политическая ситуация оказывала на судебное строительство неизменно деформирующее влияние. В итоге базисная советская новация в сфере судоустройства - откристаллизовавшаяся в 1918 г. идея "единого народного суда" (закрепленная, кстати, в Программе РКП(б) 1919 г.) - претворялась в жизнь ущербно, не сопровождаясь должным развитием и систематизацией процессуального законодательства, в обстановке доминирования ревтрибуналов и широкого распространения внесудебной репрессии.4

Основой возникновения советской судебной концепции являются сформулированные В.И. Лениным в первые годы существования Советской власти положения о природе, организации и формах деятельности суда в условиях диктатуры пролетариата. К этим руководящим положениям, прежде всего, относятся следующие: советский суд - орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства - выражает волю трудящихся; советский суд должен быть выборным; в осуществлении правосудия должны принимать участие трудящиеся граждане независимо от пола; суд должен руководствоваться революционной совестью и социалистическим правосознанием; будучи орудием государственного принуждения, суд вместе с тем является органом воспитания граждан в духе дисциплины, как задача принуждения не исключает задачи воспитания деятельностью судебных органов, так эта последняя задача не исключает обязанности суда бороться с теми, кто посягает на законы, берущие под свою охрану основы Советского государства и социалистического строя, с теми, кто мешает делу социалистического строительства и кто своей деятельностью в органах Советской власти подрывает к ней доверие.1Как подтверждение этих "аксиоматичных" суждений началось широкомасштабное упразднение действовавших судебных учреждений и формирование новых "органов правосудия", способных осуществлять практическое воплощение воли и интересов большевиков, претворять в жизнь идеологические концепции марксизма. К числу важнейших декретов, принятых по этому вопросу, нужно отнести Декреты о суде (N 1 - 3), ряд постановлений о революционных трибуналах, инструкции о производстве обысков, арестов, следствий, о содержании заключенных.2Таким образом, была создана новая, советская, судебная система, и законодательством были охвачены основные звенья этой системы: местный (народный) суд, революционный трибунал, военный (полковой, отрядный, ротный, товарищеский) суд, комиссия для несовершеннолетних преступников.

В период с ноября 1917 г. по март 1918 г. советский суд осуществлял правосудие в первую очередь на основе социалистического правосознания, а уже затем - на основе декретов советской власти при использовании не отмененных большевиками старых законов. Уже во второй период, с июля по ноябрь 1918 г., советский суд осуществлял правосудие на основе советских законов и своего социалистического правосознания, при этом отсутствовало прямое запрещение использовать старые законы, но фактически они не применялись. В третий период, с ноября 1918 г., советский суд осуществлял советское правосудие только на основе советских законов, а при отсутствии или неполноте закона руководствовался своим социалистическим правосознанием. Использование старых законов категорически запрещалось.

Члены Правительствующего Сената предприняли попытки сопротивления мероприятиям большевиков по проведению в жизнь новой, советской, системы суда. Военно-революционным комитетом Сенат был ликвидирован, но провозглашенный работниками Сената призыв был подхвачен и распространен другими работниками судебных органов. Например, петроградская и московская адвокатура в специальных своих собраниях, посвященных изданию Декрета N 1 о суде, выражали явное несогласие с принятым документом. Уже с самого начала революции либеральная печать, которая обладала мощным издательским потенциалом и полиграфической базой и господствовала на газетном рынке, обрушилась на пришедшую к государственной власти большевистскую партию с мощной пропагандистской критикой.1В ответ Петроградский ВРК закрыл некоторые газеты. 27 октября 1917 г.1Совнарком издал Декрет о печати, который устанавливал, что закрытие органов прессы, как постоянное, так и временное, может проводиться только правительством. В Декрете оговаривалось, что такой порядок следует рассматривать как временный и в перспективе дела о злоупотреблениях печати разбирать в судебном порядке. В связи с этим уже в декабре был создан специальный орган, а 18 декабря Наркомат юстиции издал Постановление "О революционном трибунале печати"2, подписанное тогдашним наркомом, левым эсером И.З. Штейнбергом. Постановление предусматривало судебный порядок рассмотрения дел о контрреволюционных изданиях и меры против них. Декрет N 1 о суде содержал, как указывалось, ссылку на возможность применения старых законов, но оговаривал эту возможность такими условиями, которые фактически сводили на нет их применение. Советский суд мог применить старые законы в случае, если эти законы: не отменены революцией, не противоречат декретам советской власти, не противоречат социалистическому правосознанию, не противоречат партийной программе. Практически было бы очень трудно найти сколько-нибудь значительные и существенные законы царской России, которые бы отвечали этим условиям.

В июне 1918 г. НКЮ, возглавляемый большевиками, издает постановление, отменяющее левоэсеровские циркуляры и предоставляющее революционным трибуналам право применять любые меры наказания, в том числе и смертную казнь. Народный комиссариат юстиции подготовил также проект "Советского уголовного уложения". Составленная "Инструкция местным и окружным народным судам о применении уголовных законов" вступала в противоречия с указаниями партии большевиков и высказываниями Ленина о революционном правотворчестве, о сущности и задачах советских декретов периода с ноября 1917 г. по июнь 1918 г. В предисловии к упомянутой Инструкции составители указывали, что она избавляет судей от необходимости уяснять в каждом отдельном случае, отменен или не отменен тот или иной закон революцией. В основу Инструкции было положено Уголовное уложение Российской империи 1903 г. Число статей было сокращено с 687 до 378. В Инструкции были инкорпорированы и некоторые декреты советской власти. Затея оказалась совершенно нежизненной: к сожалению, советский суд Инструкцией так не воспользовался.1

Несмотря на развернувшуюся масштабную работу по учреждению новых органов правосудия, нельзя не отметить ряд существенных проблем в судебном строительстве. Во-первых, это отсутствие судебного органа, который бы исправлял ошибки, допущенные кассационной инстанцией, и обеспечивал бы единообразие кассационной практики; во-вторых, новые судебные органы не составляли системы, а принимаемые ими решения часто зависели от чисто субъективных причин. И это в ситуации, когда закон не играл роли источника права, объективной причиной чему являлось отсутствие развитого советского законодательства, а субъективной - негативистские, навеянные марксистско-ленинской идеологией взгляды большевиков на государство в первые годы после прихода к власти. Новые суды при рассмотрении дел должны были руководствоваться не законами свергнутого правительства, а декретами Совета народных комиссаров, революционной совестью, революционным правосознанием, что в условиях правового вакуума заполняло собой все правовое пространство.

С началом военных действий вопрос об усилении роли и влияния государства, а также о создании единого правового пространства приобрел особую остроту. Такой поворот привел к тому, что идея о необходимости создания единой судебной системы взамен многочисленных, разрозненных и зачастую неподконтрольных центру судебных учреждений стала непосредственно проводиться большевиками. Именно летом 1918 г. по всей стране развернулась активнейшая работа по созданию судов в соответствии с нормами центральных органов. Перестройка судебной системы началась с принятия Положения о Народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.).1Положение существенно упростило судебную систему: вместо прежних многочисленных судебных органов оно вводило единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие наиболее опасные преступления, рассматриваемые трибуналами.

Таким образом, в ведении народного суда сосредоточивалась основная масса дел, разбираемых им в качестве суда первой инстанции. Судом второй инстанции являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или аналогичной административной единицы. Народные судьи избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заседателей утверждали исполкомы Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип: судьями могли быть только трудящиеся. Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинении осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных Советах. Советы избирали членов коллегии, которые считались должностными лицами. Все они, в том числе защитники и представители сторон, получали за свой труд не гонорар от граждан, а заработную плату, как все служащие госучреждений.

В ходе Гражданской войны была создана строгая система судов, подконтрольная центру и функционировавшая на основе принимаемых центром нормативных актов. Главной причиной ее возникновения было стремление государства как можно более обезопасить себя от внешней и внутренней контрреволюции путем проведения целенаправленной карательной политики. Очевидно, что именно воля государства в лице его центральных органов власти и управления является главной движущей силой всех тех процессов, которые происходили в сфере судоустройства и судопроизводства в рассматриваемый период.