Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zhenshiny_v_politike.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
218.6 Кб
Скачать

32. Гендерный аспект власти во Франции

В процессе феминизации французской политической элиты выделяются три периода. Первый период (1930 – начало 1980-х годов) – это время «точечных назначений» женщин во власть. Впервые женщины получили высокие посты в исполнительной власти во времена Народного Фронта, еще до того, как им было предоставлено право участвовать в выборах (1944 г.). В первые послевоенные годы редкие женщины появились в министерских кабинетах и обеих палатах парламента. Второй период (1980–2000-е годы) связан с избранием президентом Франции Ф. Миттерана (1981 г.) и продвижением женщин в органы исполнительной власти5. Третий период открылся в 2000-е годы, когда французским государством были предприняты шаги в направлении институционализации политического равноправия между мужчинами и женщинами: в 1999 г. в Конституцию Франции были внесены поправки о «равном доступе женщин и мужчин к выборным постам и государственным должностям», в 2000–2007 гг. изменен избирательный закон1.

Французские исследователи уделяют большое внимание процессам обновления политического класса. Отмечается, что феминизация элиты во Франции началась с органов исполнительной власти и лишь в 2000-е годы затронула власть представительную. В этой связи политической наукой анализируется третий этап институционального продвижения женщин во власть. Одни исследователи склонны полагать, что центральную роль в «открытии» представительных органов власти для женщин сыграли политические акторы – партии, и в частности Французская социалистическая партия (ФСП), одной из первых принявшая решение закрепить на парламентских выборах 28% одномандатных округов за кандидатами-женщинами. Другие подчеркивают решающую роль французского государства в решении вопроса о выравнивании шансов мужчин и женщин в политике2. С принятием нового законодательства, пишет политолог М. Сино, Франция стала первой страной в Европе, которая устанавливала для политических партий правила паритета между женщинами и мужчинами в ходе выборов3. «Сегодня во Франции существует политическая воля, направленная на поддержание равенства между мужчинами и женщинами, стремление предоставить равный доступ к государственным и выборным должностям», – считает французский эксперт. Позитивные стороны изменения институционального дизайна у большинства аналитиков не вызывают сомнений, хотя в исследованиях отмечаются слабые стороны законодательства.

Факторы, препятствующие продвижению французских женщин в политику

Аналитики ищут ответ на вопрос, почему Франция позже других стран Европы предоставила женщинам политические права и открыла им путь в большую политику4. Среди факторов, обусловивших политическое отставание Франции и препятствовавших продвижению женщин в политику и власть, чаще всего называют исторические традиции, особенности политической культуры, специфику политических институтов, сохранение стереотипов массового и индивидуального сознания.

Обращаясь к истории, ученые чаще всего пишут о традициях салического права, лишивших женщин права наследования короны, и Французской революции 1789 г., отказавшей женщинам в политических правах. Говорится о религиозных мотивах: в католических странах, в отличие от протестантского мира, женщина в большей степени занимала подчиненное положение, и общество не было готово предоставлять ей те же права, что и мужчине. К тому же католическая церковь не рекомендовала женщинам участвовать в политической жизни5.

Немалая роль приписывается социальным условиям и, в частности, отсутствию во Франции мощного ассоциативного движения, как в странах Северной Европы, в котором на равных принимали участие мужчины и женщины6. Препятствием на пути продвижения женщин в политику, считает известный историк, специалист по истории женского вопроса

М. Перро, стала французская куртуазная культура, которая акцентировала внимание на вирильности мужчины и очаровании разделяющей с ним жизнь женщины. Из чего делался вывод об особом «темпераменте» французских женщин, якобы не претендующих на первые роли1.

Фактором, препятствовавшим продвижению женщин в большую политику, признается французская политическая культура. Исторически сторонники светского республиканизма во Франции отказывались от предоставления женщинам политических прав, аргументируя свою позицию тем, что участие женщин в выборах усилит политическое влияние церкви2. В дискуссии о предоставлении женщинам равного с мужчинами доступа к выборным и государственным должностям большую роль играло представление о неделимости национального суверенитета, предполагающее, что Франция состоит из граждан, независимо от их гендерной, расовой или религиозной принадлежности. В целостной республиканской нации деление на мужчин и женщин рассматривалось как недопустимое. Потребовались десятилетия политической борьбы, острых общественно-политических дискуссий, прежде чем были приняты законы, в которых ставился вопрос о равном д доступе мужчин и женщин ко всем государственным и общественным должностям.

Факторы, способствующие продвижению женщин на руководящие посты

В послевоенной Франции главным препятствием на пути женщин в большую политику были сами женщины, в ту пору еще не сформировавшиеся как «автономные» личности: они не имели собственных политических суждений, голосовали, преимущественно, как их мужья, в целом мало интересовались политикой3. Сегодня, как подчеркивается в большинстве политических исследований, ситуация кардинальным образом изменилась: женщины превратились в полноценных избирателей, а различие между «женским» и «мужским» типом голосования отсутствует.

В современной Франции повысился социальный статус женщин, их самостоятельность и профессиональная активность. Эти факторы сказались на отношении общества к феномену «женщины в политике». На настроения французов оказывает влияние международный опыт, свидетельствующий о том, что растущее число женщин в разных странах мира успешно справляется с ответственными функциями. В прошлое уходят представления о том, что французское общество не готово голосовать за женщин5. В 1990-е годы более 80% французов высказали согласие на избрание президента-женщины6. На выборах в 2007 г. одним из основных претендентов на президентское кресло стала кандидат от ФСП С. Руаяль, за которую во втором туре было подано 46,9% голосов избирателей.

По мере легитимации политического статуса женщины менялось отношение к ним внутри политических партий. Пример ультралевых партий, в которых женщины с самого начала занимали руководящие посты, заставил другие политические образования смягчить свое отношение к женщинам. В 1997 г. ФСП было принято решение о закреплении трети одномандатных округов за женщинами, а в 2008 г. Первым секретарем партии была избрана женщина – М. Обри. В начале 2000-х годов в устав троцкистской «Коммунистической лиги» было внесено положение о квотах. В настоящее время в руководящих органах партии (Политбюро, Национальная дирекция) женщины и мужчины представлены в равной пропорции (50: 50). В 1999 г. впервые во французской истории крупную правую политическую партию – Объединение в поддержку республики – возглавила М. Алио-Мари. Продвижение женщин по партийной линии, убеждена социолог Ф. Гаспар, не было «естественным»: политические партии были вынуждены «интегрировать» женщин, поскольку те становились влиятельной силой в ходе выборов1.

В последнее десятилетие изменилось отношение государства к проблеме равного доступа мужчин и женщин к выборным и государственным должностям. Институционализация новых правил стала результатом острой общественно-политической борьбы.

Большую роль в изменении институционального дизайна сыграл международный контекст. С 1980-х годов международные организации стали уделять возрастающее внимание вопросам продвижения женщин на высокие посты в политике и власти. В 1979 г. ООН была принята «Конвенция за ликвидацию всех форм дискриминации в отношении женщин»2, а Европейским Союзом – директива, направленная на уравнивание прав мужчин и женщин на рабочем месте (1976). В Западной Европе начали проводиться семинары, конференции, коллоквиумы, посвященные положению женщин. В 1989 г. в Страсбурге прошел семинар «Демократия равенства», в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с равенством шансов мужчин и женщин в политике. Тем не менее между правом женщин участвовать в выборах и правом быть избранными сохраняется существенный разрыв, а в депутатском корпусе женщины составляют меньшинство.

Представительство французских женщин в органах исполнительнойи законодательной власти

Начиная с 1980-х годов во Франции сформировалось целое поколение женщин, сделавших карьеру в органах исполнительной власти. Назначение женщин на министерские посты в эти годы превратилось в политическую норму. В научной литературе отмечается, что первоначально женщины возглавляли социальные министерства, однако со временем им стали доверять «неженские посты» – Э. Гигу была назначена министром юстиции, Э. Крессон – министром сельского хозяйства, позже министром внешней торговли и туризма, а в 1991 г. – премьер-министром. В 2002 г. произошло «революционное» назначение – М. Алио-Маривозглавила министерство обороны. В правительстве, сформированном после победы Н. Саркози на президентских выборах 2007 г., насчитывается семь женщин-министров (из 17) и шесть женщин – государственных секретарей (из 22). Женщинам доверены ключевые министерские посты: М. Алио-Мари возглавила министерство внутренних дел, К. Лагард – министерство экономики, промышленности и занятости, Р. Дати – министерство юстиции, В. Пекресс – министерство образования и научных исследований, К. Бутэн – министерство жилищного строительства и развития города.

Успехи, одержанные женщинами в исполнительной власти, стимулировали их продвижение в органы власти представительной. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась с принятием нового законодательства о выборах. За последние годы доля женщин в Европейском парламенте возросла до 43,6% (2004), в Сенате – до 21,8% (2008); в Национальном собрании – до 18,5%. Вместе с тем исследователи, изучающие представительство женщин в выборных органах власти, подчеркивают, что феминизация главным образом затронула уровень местной и региональной элиты. В настоящее время в региональных и муниципальных собраниях доля женщин составляет, соответственно, 47,6% и 35%, однако среди мэров городов женское представительство невелико – 13,8% (2008)3. За последние несколько лет существенно изменился социальный профиль локальной элиты: она стала более молодой (более одной четверти муниципальных советников-женщин моложе 40 лет по сравнению с 15% мужчин). Расширился бассейн рекрутирования местных элит: среди муниципальных советников-женщин выросло представительство учащихся и домашних хозяек. Более диверсифицированным стал их профессиональный состав: среди советников муниципалитетов и регионов насчитывается больше, чем в прошлом, государственных служащих и работников сферы образования. В местных собраниях появились представители профессий, которые в прошлом отсутствовали (медицинский персонал, работники социальных служб). Новым явлением становится избрание на местном и региональном уровнях женщин из среды иммигрантов (11,5% по сравнению с 6,5% среди мужчин).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]