Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zhenshiny_v_politike.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
218.6 Кб
Скачать

3.Право на образование

Право на получение одинакового с мужчинами профессионального образования рассматривалось в феминизме как базовое условие женской эмансипации. Организованное женское движение первой волны отстаивало требование доступа к высшему образованию в качестве приоритетной задачи наряду с избирательным правом. Американским феминисткам приходилось отстаивать это право в рамках легитимного дискурса «раздельного, но равного обращения». Более ста лет длились в США публичные дебаты на тему «Зачем образовывать женщин?» Патриархатный ответ на этот вопрос непротиворечивым образом вписывался в систему ценностей американской демократии. Образовывать женщин следовало только в той степени, в какой это соответствовало выполнению ими «гражданской обязанности». Общественное признание женщины получают за свою особую роль носителей моральных ценностей и воспитателей подрастающего поколения. Большинство женщин осознает свою миссию. Поэтому почти полное отсутствие врачей и университетских профессоров среди женщин объясняется тем, что они сами предпочитают быть только медсестрами и учительницами. Этот аргумент XIX в. был характерен и для послевоенных консерваторов. Восстановление ценностей «естественного» предназначения, утраченных в периед активного вовлечения женщин в военное производство, стало частью консервативной политики 50-х годов. Ведущее место в тендерной пропаганде стал занимать концепт «республиканского материнства». «Единственной великой обязанностью женщин как граждан Америки является оказание морального влияния на своих мужей и сыновей» — так озвучил эту идею кандидат в президенты от республиканской партии Эдлай Стивенсон в середине 50-х годов. Поскольку «некоторые виды образования могут ослабить физическое здоровье будущих матерей», то отсутствие у женщин доступа ко многим сферам образования никоим образом не нарушает их особых, отличных от мужчин, гражданских прав.

Президентская Комиссия по статусу женщин, провозгласив необходимость соблюдения «естественных прав» женщин на «реализацию своего интеллектуала и профессионального потенциала», тем не менее, осталась верна конвенциональной тендерной идеологии. «Получение женщинами образования с целью самореализации должно быть направлено, — как говорилось в заключительном докладе комиссии, - на выполнение обязанностей по отношению к семье, дому и общине, на обеспечение помощи, вдохновения и сотрудничества своему мужу и детям».

Феминистки второй волны поставили проблему образования в рамки нового дискурса женских прав. В 60-е годы американские университеты, колледжи и профессиональные школы, являвшиеся частными образовательными институтами, формально не имели прямых запретов на прием девушек. Вместе с тем, в инженерных школах, школах бизнеса, права и медицины доля женщин не превышала 15%. В 1965 г. среди 435 профессоров гуманитарных отделений Гарвардского университета не было ни одной женщины.

Лоббистские усилия феминисток увенчались успехом в 1972 г., когда Конгресс принял Поправку к закону о высшем образовании. «Никто не может быть объектом дискриминации по признаку пола во всех образовательных учреждениях и программах, имеющих федеральную финансовую помощь». На основании этого закона женские организации могли теперь поддержать любые индивидуальные иски по поводу отказа в приеме в университет. Феминистскому лобби в Конгрессе не удалось добиться внесения в закон положения о запрете сексизма в содержании учебных программ и обучающих материалах. Противодействующее женским организациям издательское лобби апеллировали к соблюдению Первой поправки к Конституции о свободе печати.

В течение 70-х годов по мере утверждения практик тендерного равноправия в университетах феминистки вносили новые поправки, призванные усилить юридическую основу искоренения дискриминации. Реформа образовательной системы страны стала одной из приоритетных национальных задач в эпоху НТР. С середины 60-х годов Конгресс ежегодно увеличивал бюджетные ассигнования на образование. Поправка 1976 г. к Закону о профессиональном образовании обязывала штаты, получающие финансирование на осуществление образовательной реформы, «направлять часть средств на специальные программы по ликвидации дискриминации, вызываемой сексистскими предрассудками и стереотипами». Для усиления антидискриминационных поправок в Министерстве образования был создан Отдел Гражданских Прав, в который стекались жалобы от студентов и преподавателей на нарушение законов. Угроза потери федерального финансирования заставляла образовательные учреждения постепенно менять свою политику. Дополнения в Разделе 9 требовали от университетских властей осуществлять контроль за соблюдением баланса в представлении финансовой поддержки и других ресурсов для занятий спортом студентов обоих полов. Антидискриминационная практика 70-х годов радикальным образом изменила ситуацию с соблюдением прав женщин на образование. В 1976 г. доля студенток, обучающихся в самых престижных высших учебных заведениях — профессиональных школах права, бизнеса и медицины, увеличилась за десять лет в два раза и составляла в 1986 г. 45%.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]