Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сибирь.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
2.21 Mб
Скачать

3. Промышленность Сибири XVIII – первой половины XIX вв.

В экономическом развитии позднефеодальной Сибири основную роль играла земледельческая колонизация, промышленная заметно отставала. Во второй четверти XVIII в. сформировались два главных направления промышленной колонизации: возникло горно-заводское производство на Алтае и в Забайкалье; получила развитие промышленность, обрабатывавшая продукцию сельского хозяйства, с организацией смешанного типа – и государственно-феодальной, и капиталистической.

В начале XVIII в. в Сибири появилась горнорудная промышленность. Предприятия ее строились казной и частными лицами. В Забайкалье в 1704 г. начал действовать казенный Нерчинский сереброплавильный завод. На Алтае в 1729 г. был построен Колыванский медеплавильный завод, принадлежавший уральскому промышленнику А. Демидову. В 30-40-е гг. были введены в эксплуатацию еще около десятка небольших предприятий по обработке руд в разных местах Сибири. Преимущественно стала развиваться добыча и обработка цветных металлов – меди, серебра, черная металлургия имела подсобное значение.

Со второй четверти XVIII в. быстрыми темпами стал развиваться алтайский комплекс рудников и заводов. Демидов получил от государства монополию на разработку руд и строительство заводов по Иртышу и Оби. И когда среди медных руд были найдены богатые залежи серебра, редкого в тогдашней России, демидовские заводы забрали в царскую собственность, они перешли в управление императорского Кабинета, созданного Петром 1 для ведения личного хозяйства Романовых. Это произошло в 1747 г., а позже, в 1787 г., в собственности Кабинета оказались и Нерчинские заводы.

Во второй половине XVIII в. продолжала расширяться производственная база кабинетской промышленности в Сибири. На Алтае были открыты новые залежи полиметаллических руд, крупнейшие из которых – Бухтарминское, Салаирское, Риддеровское и, особенно, Зыряновское. Строились шахты и заводы. Этот процесс продолжался и в первой половине XIX в., на юге Алтая были открыты еще 16 месторождений, правда, менее значительных, чем прежние, и помимо серебра найдено еще и золото. Перед реформой 1861 г. в кабинетской промышленности действовало 17 заводов и не сколько десятков рудников.

По организации производства кабинетские предприятия были типичными мануфактурами. Все они составляли единый комплекс, в котором каждое предприятие выполняло свои функции. Внутри мануфактур существовало разделение труда по специальностям. В рудниках были горные работники (берггауэры), рудоразборщики, а также плотники, кузнецы, конюхи. На заводах в плавке металла заняты были рабочие десяти специальностей, имелся штат инженерно-технических работников. Всего в кабинетской промышленности в пору ее расцвета работало около 26 тысяч мастеровых.

В кабинетской мануфактуре господствовал ручной труд. Основные работы выполнялись с помощью ручных буров, кайлами, кирками, лопатами, тачками и т.п. При таком оснащении рост производства зависел почти целиком от увеличения числа работников. На операциях по отливу воды из штреков и подъему руды на озерах применялись простейшие механизмы. Они приводились в действие силой падающей воды и мускульной силой животных и человека. Непременной принадлежностью завода, крупного рудника были пруды, плотины, водоналивные колеса. Эта техника во многом зависела от природных условий, жаркое лето, морозная зима выводила ее из строя.

Делались попытки усовершенствовать производство, используя энергию пара. В 1764-1765 гг. переведенный на алтайские заводы с Урала солдатский сын, механик Иван Ползунов построил универсальный паровой двигатель для подачи воздуха в плавильные печи. Двигатель обладал рекордной для тех времен мощностью – 32 л.с. За неделю до пуска двигателя Ползунов, не выдержав напряженного труда, скончался, от чахотки. После смерти талантливого изобретателя машину по распоряжению начальства разобрали. В конце XVIII – начале XIX вв. Г. Архипов, П. Залесов, С. Лаулин предложили еще несколько проектов паровых машин, но они не были реализованы. Кабинетская администрация всегда делала ставку на почти бесплатный принудительный труд.

На алтайских заводах получали серебро, слитки которого для чеканки денег отправлялись на Петербургский монетный двор. В 1763 г. решена было чеканить медную монету с гербом Сибирского царства (два соболя), для чего на Сузунском заведена Алтае открыли монетный двор: Позже он стал выделывать монету общероссийского образца.

Алтайские и Нерчинские заводы были крупными центрами полиметаллической промышленности феодальной России. С 1745 по 1874 г. АлтайГдал «около 110 тыс. пудов, а Нерчинск-27 тыс. пудов серебра, что составило основную его добычу в стране. В первой половине XIX в. в кабинетских владениях истощились запасы легкоплавких руд, поток дешевого серебра стал быстро убывать. Требовалось техническое переоборудование производства. Нужны были машины, наемные рабочие, заинтересованные в результатах своего труда. Но Кабинет вел прежнюю рутинную политику получения двоичной выгоды: добычи драгоценных металлов и принудительного труда. Эта политика обрекла горнозаводскую промышленность Сибири на застой.

Рабочей силой кабинетской промышленности были…

Цикл на рудниках и заводах обслуживался мастеровыми. Эта категория работников формировалась за счет перевода мастеровых с уральских предприятий и насильственного прикрепления к заводам наемных людей из вольных и беглых. Позднее численность мастеровых растет за счет естественного прироста и определения на заводы рекрутов из приписных крестьян. На алтайских заводах в 1747 г. числилось всего 736 мастеровых, а ко времени падения крепостного права более 21 тысячи.

На Нерчинских заводах в основном использовался труд каторжан, в 1852 г. их было 5,5 тысячи.

Приписные крестьяне выполняли на рудниках и заводах вспомогательные работы. По нескольку недель в году они должны были, отвлекаясь от своего хозяйства, рубить лес, жечь уголь, возить руду. На них же лежала обязанность снабжать заводы провиантом по «указанным ценам». В первой половине XVIII в. число их с семьями не достигало 20 .тысяч человек, а к 1861 г. их было более 300 тысяч только взрослых.

Некоторое применение в кабинетской промышленности получил наемный труд. С конца ХVIII в. администрации разрешалось нанимать «вольножелающих» из мастеровых и приписных крестьян, выполнивших обязательную повинность, на урочную (с определенным объемом и оплатой) работу.

В целом организация труда в кабинетской промышленности была феодально-крепостнической, основанной на внеэкономическом принуждении.

За пределами горных округов сибирская промышленность специализировалась на обработке продуктов сельского хозяйства. Главными отраслями производства являлись винокуренная, мукомольная, кожевенная, салотопенная, текстильная, бумажная. Большое значение для Сибири имело деревообделочное и кузнечное производство.

Экономические формы сибирской обрабатывающей промышленности позднефеодального периода были различными. В XVIII в. преобладали мелкие ремесленные заведения по городам, постепенно распространялись они и в деревне, особенно в притрактовой полосе. Во второй половине столетия в городах утверждается мелкотоварное ремесло и возникают предпосылки для формирования мануфактур. Условия того времени в Сибири представляли мало возможностей для появления крупных предприятий. В регионе было мало капиталов, Великорусский капитал, которому хватило дела в метрополии хотя и попадал на окраину, вкладывался в торговлю пушниной, винные откупа, гарантирующие быструю и верную прибыль. Кроме свободных денежных средств в Сибири ощущалась хроническая нехватка рабочих pyк. Местное городское ремесло и крестьянская промышленность не подготовили в достаточном количестве рабочие кадры, крепостническая неподвижность Европейской России мешала притоку рабочей силы за Урал. Поэтому сибирские мануфактуры были небольших размеров и нестабильными. На протяжении XVIII в. появилось около шести десятков- предприятий мануфактурного типа -вне кабинетских земель, но к началу XIX в. только половина их продолжала действовать.

Инициатива появления мануфактурного производства в обрабатывающей промышленности принадлежала как частным лицам, так и государству. В 1700 г. в связи с началом Северной войны была основана первая в Сибири казенная мануфактура – Тобольский оружейный завод. В конце первой четверти века появилась частная мануфактура – стекольный завод тобольских дворян Матегоровых. Первенцы мануфактурной промышленности имели статус посессионных мануфактур с правом принудительного прикрепления рабочей силы. Одновременно формировались «безуказные» мануфактуры, Огревавшиеся на наемном труде, их следует отнести к капиталистическим предприятиям.

Примером развития феодальной мануфактуры было состояние дел в винокурении. В первой половине К t» в эту отрасль охотно шел торговый капитал зна хлеба, несложное производство, гарантировавшее сбыт – обеспечивали высокую прибыль. В хлебных районах края появились десятки; купеческих винокурен, представлявших собой простые капиталистические кооперации, и еще большее количество «каштаков» щррых винокурен. Выгоды винокурения были настолько очевидны, что в 50-е гг. XVIII в. государство IJI^HO превращает отрасль в казенную и дворянскую монополию. Винными откупщиками в Сибири становятся крупные феодалы и сановники, такие, как 1етинский фаворит граф Шувалов.

В конце века правительство решает пресечь и дворянское предпринимательство. Винокуренные заводы скупаются казной,

Повышения стабильности их власти прибегают к

Отельному труду. Так винокуренная промышленность утратила капиталистические черты, которыми обладала. В первой половине XIX в. государству принадлежало 10 винокуренных заводов, суконная мануфактура, несколько соляных варниц. Обслуживались предприятия каторжными численностью до 5 тысяч

lieiK..-. ^ . «

1эуказных» мануфактур капиталистического типа

Мирской обрабатывающей промышленности было ie, чем феодальных уже в конце XVIII в., в следующем столетии они решительно берут верх, за 60 фо.рменных лет число частных мануфактур вы-

1ет более чем в 4 раза (с 23 до 95). В эти годы появляются мануфактуры, основанные крестьянами. Со второй четверти XIX в. обрабатывающая промышленность в крае вступает в собственно мануфактурный 0^^ своего развития – капиталистическая мануфактура становится господствующей формой производства в развитых отраслях. По данным статистики, на __ мануфактур приходится более половины стоимости ^кщж всего региона.

Перевес капиталистической мануфактуры был закреплен созданием новой отрасли сибирской промышленности-добычи золота. В 1828 г. верхотурский купец Андрей Попов прослышал о находках золота в Мариинской тайге, на юго-востоке Томской губернии. Купец наладил поиски и добился результатов, вызвавших «золотую лихорадку» во всей Сибири. Вскоре золото, нашли на Алтае, в Енисейской губернии, в Забайкалье, а в 40-х гг. XIX в. и в бассейне Лены. Сибирь стала основным поставщиком мирового золота, давая 39% его производства.

Добывалось золото на приисках, в 30-х гг. XIX в. главным образом в Мариинской тайге, а позже на Енисее. Более 90% золота шло с частных приисков купцов и дворян-предпринимателей. По организации труда это были классические мануфактуры, основанные на ручной технике и пооперационном разделении процесса производства. Стремительный рост золотодобычи требовал все большего количества рабочих рук. В момент зарождения промыслов на них трудилось около 800 рабочих, в 40-х гг. XIX в. их было уже 30 тысяч.

Рабочие кадры обрабатывающей промышленности формировались разнообразно. В ремесленных, кустарных мастерских господствовал индивидуальный и семейный труд. В XVIII в. нередки были случаи появления ремесленников из европейской части страны, но со временем их становилось все меньше. На относительно крупных предприятиях частной промышленности рабочие штаты вначале комплектовались за счет беглых и покормежников. С сокращением вольнонародной колонизации, с конца XVIII в., на первый план выходят ссыльнопоселенцы. Они чаще стремились устроиться в городе, где легче было прокормиться, чем в деревне, и труднее было обзавестись хозяйством. Особенно много ссыльнопоселенцев оказалось на золотых приисках, где они составляли большинство рабочих.

В первой половине XIX в. развивается отходничество крестьян, чаще всего в тех местах, где трудно было заниматься хлебопашеством. На севере Западной Сибири более 3% мужского трудоспособного населения государственной деревни работало по найму. В городах из разорившихся ремесленников формировалась прослойка наемных работников. Городовые обыватель-

книги постоянно отмечают в больших сибирских городах по несколько сотен семей, «питающихся тру

^и».

На казенных предприятиях обрабатывающей про-

Явности применялся принудительный труд посес-

JX крестьян-мастеровых и ссыльнокаторжных. При жих трудностях с комплектованием рабочей силы ie предприниматели просили и им разрешить при- :атЬ и эксплуатировать крепостных рабочих.

ценивая промышленное развитие позднефеодальной

1ирив канун реформы 1861 г., нужно отметить, He-

rn на заметный упадок, значение для региона каби-

«й горнорудной промышленности. добной по организации производства и труда государственная промышленность. Она состояла дутора десятков мануфактуре занятыми на них

Мячами работников-каторжан.

ЩЧШтная, капиталистическая промышленность края в

1^форменные годы насчитывала около 800 предприятий, большинство из которых нужно отнести к мел-

йи^ным ремесленным мастерским, а более сотни

Й^ считать мануфактурами. Занято в этом промышленном секторе было более 40 тысяч человек, из них 1^30 тысяч работало на золотых приисках. Официальная статистика фиксировала только крупное производство, сосредоточенное в городах, вне поля ее зрения

Ьалась масса мелких заведений, особенно в деревне.

Сибирская окраина далеко отставала от России,

шей перед падением крепостного права 15 тысяч

отельно крупных промышленных предприятий с тысячами занятых на них работников.

В Сибири четко разграничивались сферы наемного и

^ительного труда. На предприятиях казны и ка-

га было занято до 50% общей численности работных людей. Остальные работали в частном секторе. В

йй ко времени реформы 87% рабочей силы было

1ено в систему наемного труда. Среди наемных

1ййков на сибирской окраине преобладали ссыльнопоселенцы и крестьяне-отходники, эксплуатация которых носила кабальный характер. Потомственных рабочих, живших исключительно продажей своей рабочей силы, в крае практически не было.