Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы...doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
1.5 Mб
Скачать

Тема 5

ведены: «Введение в термодинамику нео­братимых процессов» (М., 1964); «Нерав­новесная статическая механика» (М., 1964); «Термодинамическая теория струк­туры, устойчивости к флуктацни» (М., 1973); «Самоорганизация в неравновесных системах» (Совместно с Г. Николисом) (М., 1979) и др.

хождение и существова­ние чрезвычайно слож­ной упорядоченности, ха­рактеризующей как об­щее понятие «художе­ственная литература», так и художественное произ­ведение.

При том, что в системе «литература» каждый из компонен­тов — произведение, автор, традиция, реальность, читатель — является в свою очередь системой, именно художественное про­изведение — тот узел, где сходятся все связи. Автор становится автором, только если он создал свое произведение. Читатель — только если он его прочел и оценил. Традиция и реальность — внешние условия существования произведения. В художествен­ном произведении присутствуют все признаки системы — опре­деленная целостность, структурность, иерархичность, зависи­мость от внешней среды, возможность быть описанным разны­ми способами. Проще всего это продемонстрировать на приме­ре произведений классицизма, в которых системные свойства структурности и иерархичности выражены наиболее явно.

По-видимому, мы имеем здесь дело с так называемыми «рав­новесными структурами», в которых энтропия, неуравновешен­ность присутствуют в малой степени. Типичным примером рав­новесной структуры И. Пригожий называет кристалл, образуе­мый и поддерживаемый при незначительрюм отклонении от рав­новесия. В качестве литературного примера можно вспомнить историю трагикомедии Корнеля «Сид». Французская Академия, направляемая волей кардинала Ришелье, осудила трагедию за на­рушение классицистических норм. В вину Корнелю было постав­лено обращение к испанской истории вместо истории античной, введение бокового любовного сюжета, мешающего развитию един­ства действия и перенесение сцены объяснения героя с невестой из одного места в другое. Но несмотря на эти отклонения, «Сид» был и остается эталоном классицистической трагедии. Исправив «недостатки» своего шедевра, Корнель в последующем творче­стве неукоснительно соблюдал строгие правила. Эти правила, пользуясь терминологией точных наук, можно назвать «стацио-

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

41

тарными состояниями», а чем больше стационарных состояний, тем система устойчивее, но тем она и более закрыта.

И. Пригожий заметил, что существует и другой тип струк­тур. Он называет их «диссипативными», испытывающими значи­тельные отклонения от равновесия, характерными для открытых систем2.

В нашем случае такой открытой, неустойчивой системой предстает прежде всего связь произведение—читатель, которая постоянно меняется. Известны сотни примеров, когда книги, вы­соко оцениваемые в одну эпоху, напрочь забываются в другую. Но и в пределах своего времени произведения принимаются какой-то группой читателей и отвергаются иной. Понятие от­крытой системы применимо и к жанрам. Оно обозначено в оп­ределении романа как свободной формы. Открытой систему де­лает присутствие в ней не только прямых, но и обратных связей. При этом неравновесные связи и ограничения допускают возникно­вение новых состояний, свойства которых контрастируют со свой­ствами равновесных состояний: «Неравновесные связи являются sine qua поп условием самоорганизации, но самоорганизация, в свою очередь, изменяет роль и смысл связей»3. Этим положени­ем можно объяснить относительную автономность художествен­ного произведения от автора, когда создание обретает самостоя­тельную жизнь, изумляющую порой художника, как изумляют дети родителей неожиданным проявлением характера. Вспомним зна­менитую сцену, описанную биографами А.С. Пушкина, завершив­шего трагедию «Борис Годунов» и якобы воскликнувшего в вос­торге от себя самого: «Аи да Пушкин! Аи да сукин сын!»

В обретающем собственную жизнь художественном произве­дении как раз и кроется его тайна. «Загадочна природа проро­честв и литературных предсказаний, — признается С. Гандлевс-кий в романе «Трепанация черепа». — Худшие опасения, ужас­ные предупреждения Достоевского сбылись. А Константинополь как был Стамбулом, так Стамбулом и остался... Каждый знает, что приближаться к речи надо с некоторой опаской, как реко­мендуется спереди обходить лошадь и сзади начальство... Я от

2 Гленсдорф П., Пригожим И. Термодинамическая теория структуры, устой­ чивости и флуктуации. — М., 1973. С. 10—12.

3 Пригожим И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. С. 67.

42