Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Принцип народного суверенитета во Франции.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
340.48 Кб
Скачать

2.2. Конституционная система Четвертой республики и ее противоречия.

Задача по формированию нового конституционного строя была поставлена ведущими политическими силами Франции еще до окончания Второй мировой войны. Председатель Временного правительства генерал де Голль считал, что этот вопрос должен решаться при самом непосредственном участии всех французских граждан. В октябре 1945 г. был проведен референдум, по результатам которого было принято решение о выборах Учредительного Собрания, наделении его полномочиями по разработке новой конституции и вынесении этого проекта на новый общенациональный референдум. Выборы принесли успех партиям, активно использующим «политический капитал» Сопротивления.

Конституционная комиссия, включившая представителей левоцентристских партий, подготовила к апрелю 1946 г. проект конституции. Он предполагал создание классического режима парламентской демократии, в том числе пропорциональной системы избирательного права, однопалатного парламента, избирающего президента и председателя совета министров. Конституция должна была гарантировать базовые социальные и экономические права граждан. Преамбула особо подчеркивала возможность национализации «всякого имущества, эксплуатация которого имеет общественное значение или характер монополии». Проект конституции был одобрен Учредительным Собранием, но в мае 1946 г. был отклонен на референдуме. Потребовались выборы второго состава Учредительного Собрания. Компромисс между ведущими партиями позволил быстро завершить работу над новым проектом конституции и утвердить его на референдуме 13 октября 1946 г. С 24 декабря 1946 г. конституция Четвертой республики вступила в силу.

Конституция 1946 г. провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, конституированной в виде Французского союза (членами которого вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты и подмандатные территории). В статье 3 принцип национального суверенитета трактовался следующим образом: «Национальный суверенитет принадлежит французскому народу. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет его в конституционных вопросах, посредством избрания своих представителей и через референдум. Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальной Ассамблее, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием».

В состав Конституции был введен текст Декларации прав человека и гражданина. Важнейшим конституционным принципом стало провозглашение «социального государства», в котором права личности сочетаются с «общим благом» и ограничиваются общественными интересами.

Основным органом государственной власти становился двухпалатный парламент, состоящий из Национальной Ассамблеи и Совета Республики. В отличие от традиций Третьей Республики, нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом парламента. Национальная Ассамблея признавалась единственно законодательствующим органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она избиралась по пропорциональной системе в составе 627 депутатов. Совет Республики составляли 320 депутатов, избиравшиеся на 6 лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов (через коллегию выборщиков), с обновлением на 1/2 в три года. Полномочия верхней палаты по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума. С формально-правовой точки зрения в образовании верхней палаты не было большого смысла. Однако помимо дани традициям, авторы конституции учли мнение патроната, оказывавшего огромное влияние на политическую жизнь в регионах.

Конституция закрепила полномочия президента как главы государства, но ограничила их представительскими функциями. В отличие от конституции Третьей республики, президент был лишен права роспуска нижней палаты, назначения по своему выбору высших должностных лиц. Любые акты президента требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров. Избрание президента на 7 лет стало совместной прерогативой Национальной ассамблеи и Совета Республики. Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по представлению президента или председателя. В обоих случаях назначение могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национальной Ассамблеи. Деятельность правительства была поставлена под полный контроль нижней палаты.

Полномочия по изменению и отмене конституции не были предоставлены парламенту. Конституционная власть доверялась либо Учредительному собранию, либо осуществлялась на основе референдума. Ограниченные функции конституционного контроля предоставлялись создаваемому впервые Конституционному комитету в составе президента, председателей обеих палат парламента и ежегодно сменяемых представителей палат. В качестве координирующих органов создались также Собрание Французского Союза и Экономический совет.

Уже после первых же выборов, прошедших в ноябре 1946 г., стала очевидной расстановка политических сил – на фоне двух «флангов» (коммунисты и голлисты) сформировалось широкой поле для центристских многопартийных коалиций. Сложившее парламентское большинство сохранялось до выборов 1951 г. Чтобы не допустить усиления крупных оппозиционных партий в преддверие выборов правительство ввело новую избирательную модель – мажоритарно-пропорциональную систему выборов в один тур по партийным спискам (с правом объединения списков при распределении мест уже после проведения выборов).

После выборов 1951 г. в парламенте сформировалась правящая правоцентристская коалиция. Ее позиции были очень уязвимы. Любые законопроекты могли быть блокированы объединенными усилиями коммунистов, социалистов и голлистов. Но борьба между левыми и националистами оказалась еще более непримиримой, чем их противостояние с центристскими партиями. В правящем лагере также происходила сложная партийная перестройка. В январе 1956 г. состоялись очередные парламентские выборы, не изменившие политическую ситуацию. Более того, начало колониальных войн Франции вызывало все новые правительственные кризисы. В парламенте развернулись дебаты о путях конституционной реформы. Становилось очевидным, что требуется коренная перестройка государственного строя.

За двенадцать лет существования четвертой республики сменилось двадцать два кабинета. Причины такой нестабильности были непонятны для граждан. Парламентская жизнь все больше ассоциировалась с «политическими играми», беспринципным торгашеством. Однако эта «правительственная чехарда», в действительности, не меняла преемственный государственный курс во многих сферах общественной жизни. Проблема заключалась в том, что сама конституционная модель Четвертой республики изначально обладала серьезным противоречием. В силу своего социального характера она предполагала широкую компетенцию государства в вопросах экономического развития страны и регулирования социальных отношений, реализации широкого круга прав и свобод человека, обеспечении прогресса народов Французского союза и проведения активного внешнеполитического курса государства. Все эти задачи требовали не только политической стабильности, но и активности правительства, сосредоточению в его руках широких властных полномочий, готовности правительственных кругов к принятию «непопулярных мер». Но политической основой Четвертой республики стала модель многопартийной парламентской республики. Само по себе это отнюдь не являлось причиной «слабости государства», но ставило единство государственной элиты в прямую зависимость от консолидации гражданского общества во Франции. В первые послевоенные годы, на фоне эйфории от победы Сопротивления, казалось, что французский народ един в своих стремлениях и политических ценностях. Но уже вскоре выяснилось, что нация расколота на непримиримые политические лагеря. Коммунисты и голлисты – две наиболее влиятельные и при этом враждующие между собой партии, – оказались в «принципиальной» оппозиции. Тем самым, интересы и мнение огромной части избирателей изначально было противопоставлено правительственному курсу. Преобладание же в парламенте центристских партий не отражало их реальное влияние и авторитет. К тому же центристские группировки были раздроблены. Многие из них, идеально подходя для роли «шарнирных», связующих звеньев больших парламентских коалиций, впервые оказались в роли правящих. Все это оказывало самое губительное влияние на систему высших властных органов. Политическая борьба и смена кабинетов зачастую диктовалась не государственной стратегией, а борьбой за долю влияния той или иной фракции, договоренностями о замещении отдельных министерских постов, демонстративными проявлениями идейной «самобытности» и «принципиальности». Таким образом, кризис французского центризма стал кризисом Четвертой республики.

Развязка наступила в 1958 г., когда в разгар алжирского кризиса парламент принял закон, согласно которому правительство де Голля на шесть месяцев получало всю полноту власти и наделялось полномочиями по подготовке конституционной реформы. Проект конституции Пятой республики разрабатывался группой под руководством Мишеля Дебре. 28 сентября 1958 г. он был вынесен на референдум и одобрен 79,2% голосовавших.