Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по Мировой Эк.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
663.55 Кб
Скачать

4.2. Россия и гатт/вто

В отношениях предшественника России – Советского Союза – с ГАТТ определяющую роль играл климат «холодной войны».

Изменение политической обстановки в 60-х годах привело к пер­вым неформальным контактам между чиновниками секретариата ГАТТ и представителями миссии СССР при ООН. Однако особого успеха эти попытки не имели. Аналогично неудачно закончились контакты 1979-1980 годов. Активная работа по установлению стабильных связей между ГАТТ и Советским Союзом началась лишь в середине 80-х годов. В 1990 году СССР получил статус наблюдателя.

Положение наблюдателя, естественно, не спасало советскую промышленную продукцию от дискриминации на рынках стран ГАТТ. ) Но со своим экономическим механизмом Советский Союз и не мог вписаться в систему ГАТТ, базирующуюся на идеологии рыночных отношений. Со своей стороны, и члены ГАТТ не могли и не стали бы в угоду СССР нарушать ими самими совместно разработанные правила.

Россия продолжает участие бывшего СССР в ГАТТ в качестве наблюдателя. Это означает, что российский экспорт по-прежнему подвергается дискриминации на мировом рынке. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются фактически на все – от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг. Наиболее серьезную угрозу внешнеторговым ин­тересам России представляют антидемпинговые правила, число ко­торых в последнее время растет. При этом нередко они применя­ются даже тогда, когда демпинга как такового и нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства.

Статус наблюдателя означает и то, что практически все важней­шие проблемы многостороннего торгового сотрудничества – установ­ление таможенных тарифов, использование количественных ограни­чений, совершенствование общей торговой политики – решаются без участия нашей страны. Мы пользуемся всеми этими решениями ГАТТ на практике, но никак не влияем на их принятие.

Дальнейшее неучастие в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного чле­на практически ликвидирует возможность для России противодей­ствовать дискриминационным мерам со стороны развитых стран, кон­тролировать соблюдение другими странами требований ГАТТ/ВТО, вести на равных переговоры по торгово-политическим вопросам.

Задержка с вхождением в ГАТТ затрудняет также участие России в интеграции.

Принятие России в ВТО позволит стране использовать сложив­шийся в торговле международный механизм консультаций и поиска компромиссов при решении спорных вопросов. Мы сможем перевес­ти наши отношения с другими странами на долговременную стабиль­ную основу.

Россия не сразу созрела до понимания необходимости полного членства в ГАТТ. Слишком многое в нем противоречило нашим при­вычкам и представлениям. Лишь в 1993 году Президент России на­правил официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена, а в декабре 1994 года Россия пода­ла заявление с просьбой о вступлении в ВТО. «Меморандум о внеш­неторговом режиме России» был направлен в ГАТТ в феврале 1994 года. В настоящее время идет его обсуждение, после которого начнут­ся переговоры по конкретным условиям вступления России в эту международную организацию.

Решение о вступлении в ГАТТ/ВТО означает, что мы готовы при­нять довольно жесткие правила поведения и определенные обязатель­ства.

Наши партнеры по переговорам будут добиваться от России мак­симума уступок. Мы должны будем пересмотреть таможенные тари­фы, чтобы они приблизились к тому уровню, который сложился в ГАТТ, привести в соответствие с мировыми нормами торговое зако­нодательство, пересмотреть практику в тех областях, которые тради­ционно очень болезненно воспринимаются в ГАТТ, – в вопросах суб­сидирования экономики, в практике правительственных закупок. Та­кова, по предварительным оценкам, минимальная цена, которую придется заплатить России за полноправное включение в систему все­мирного регулирования международной торговли.

Принципиальное решение о вступлении в ВТО, необходимое для того, чтобы Россия не оказалась на обочине мирового развития, не означает, что все у нас признают неизбежность этого шага и готовы действовать в этом направлении. Скептицизм распространен доста­точно широко, н прежде всего среди руководителей промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, банков, фирм, производящих услуги. По их мнению, открытие внутреннего рынка приведет к тому, что большая часть выпускаемой продукции не вы­держит конкуренции с зарубежной. Это будет означать дальнейший спад в промышленности и сельском хозяйстве, что приведет к сворачиванию многих предприятий. На рынке услуг позиции отечественных компаний еще слабее. Таким образом, снижение тарифа может иметь поистине катастрофические последствия для страны.

Задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс, который обеспечивал бы доступ на внутренний рынок им­портных товаров, с тем чтобы, с одной стороны, поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой – чтобы конкуренция не пре­вращалась в разрушительный фактор для тех или иных отраслей. Для того и ведутся переговоры, чтобы достичь баланса интересов, кото­рые отвечали бы и интересам нашей экономики, и интересам наших основных торговых партнеров.

Мы вступим в ВТО только в том случае, если баланс прав и обя­занностей будет отвечать нашим интересам.