Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сикевич З.В. Социология и псих нац отношений.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
1.43 Mб
Скачать

З.В.Сикевич.

Социология и психология национальных отношений. Учебное пособие. СПб, 1999

ВВЕДЕНИЕ 2

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭТНИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 4

ГЛАВА ПЕРВАЯ. В ПОИСКАХ ПРЕДМЕТА 4

1.1. О границах предметной области 4

1.2. Взаимодействие «социального» и «этнического» 5

1.3. Врожденная привязанность или социальный конструкт? (споры о природе этнического) 8

1.4. «Мы» и «Они» 11

Примечания к главе I 14

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16

2.1. Этнический парадокс современности 16

2.2. Самобытность против унификации 18

2.3. Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности? 20

2.4. Case-Study: Нагорный Карабах (Арцах) 21

Примечания к главе II 23

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭТНОСОЦИАЛЫНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СТРУКТУРЫ 23

3.1. Соотношение этнического и политического пространств 23

3.2. Об институционализации этничности 25

3.3. Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве 27

3.4. Национальные движения: типология и классификация 29

3.5. Case-study: русские в новом зарубежье 31

Примечания к главе III 35

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 36

4.1. О природе социального конфликта 36

4.2. Типология и динамика этнических конфликтов 37

4.3. Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта 40

4.4. экстерриториальные конфликты 43

4.5. Case-study: северо-кавказские конфликты 45

Примечания к главе IV 52

ГЛАВА ПЯТАЯ. ЭТНИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 53

5.1. Российская империя: тюрьма или сообщество народов? 53

5.2. Противоречия советской национальной политики 57

5.3. Распад СССР (1986-1991 гг.) 61

5.4. Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество 65

5.5. Case-Study: Украинский «разлом» 69

Примечания к главе V 71

ГЛАВА ШЕСТАЯ. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ 72

6.1. Понятие и структура национального самосознания 72

6.2. Этническая самоидентификация 75

6.3. Национальный характер: обычай, отношение, стереотип 79

6.4. Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность 85

6.5. Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим? 90

Примечания к главе VI 97

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 98

7.1. Символическая среда этничности 98

7.2. Традиции и ритуалы 102

7.3. Менталитет и модальные ценности 108

7.4. Мифология «русской души» 114

Примечания к главе VII 120

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДЫ, ПРОЦЕДУРА И ТЕХНИКА ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 121

Глава первая. Этничность как объект эмпирического исследования 121

Глава вторая. Опрос в этносоциальном исследовании 125

2.1. О специфике организации этносоциального исследования 125

2.2. как составить анкету? 126

2.3. Этнический статус респондента 127

2.4. Этническое «я» 129

2.5. «Мы» и «они» (этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки) 131

2.6 Этнические отношения 132

2.7. Этнические стереотипы как индикатор национального характера 134

2.8. Этническая культура 135

Примечания к главе II 137

Глава третья. Специальные процедуры и техники 138

3.1. Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы 138

3.2. Семантический дифференциал в сравнении «нас» с «не-нами» 143

3.3. Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании 146

Введение

XX век ознаменовался не только расширением кросскультурных связей и объединением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами, которые во многом опровергли гуманистическую иллюзию о планетарном сознании и едином человечестве. Даже в постиндустриальных обществах этнический фактор не только не потерял свой значимости, но и расширил ареал своего функционирования, на что вполне справедливо обращает внимание Нейл Смелзер, видный американский социолог, в предисловии к своей книге, изданной в России: «Западная социология, от Ф. Тениса до наших дней, была введена в заблуждение представлением о том, будто рост сложных, рациональных целенаправленных организаций означает общее ослабление примордиальных1 сил». Сегодня «эти исконные силы снова заявляют о себе в региональном, этническом и лингвистическом сознании, в социальных движениях и в политической борьбе во всем мире. Эти события требуют, чтобы социологи переосмыслили прежние теории социальных перемен и обратили на примордиальные структуры достойное внимание, какового они всегда заслуживали, но которое не всегда им уделялось»2.

Однако несравненно более остро и болезненно переживается «взрыв» этничности на территории распавшегося СССР, где в течение десятилетий, как в научных кругах, так и в обыденном сознании утверждалось мнение об успешности национальной политики в деле интеграции отдельных этнических групп в единый советский народ. Характерно, что это заблуждение разделяли и такие известные советские этнологи как Ю. В. Бромлей или Н. И. Чебоксаров, которые еще в начале пятидесятых годов заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности.

Так, Ю. Бромлей в 1983 году, когда до распада СССР оставалось всего лишь 8 лет, пишет: «На фоне межнациональных конфликтов в капиталистическом мире особенно очевидны достижения в области национальных отношений в нашей стране и в других странах социалистического содружества, убедительно подтверждающие известный тезис основоположников марксизма, что с исчезновением антагонизма классов падут и враждебные отношений наций между собой».

Не менее идилличной представлялась картина братской дружбы советских народов и Н. Чебоксарову — за 6 лет до исчезновения «новой исторической общности» он заявляет, что «в советских республиках совместно живут и трудятся люди многих национальностей, все они объединены общими интересами в единую сеть и совместно идут к одной цели — коммунизму»1.

Примечательно и то, что проводимые уже с конца 60-х гг. этносоциологические исследования, в частности, под руководством Ю. В. Арутюняна и Л. М. Дробижев во многом подтверждали положительную направленность интеграционных процессов. Именно поэтому первые межэтнические столкновения середины 80-х гг. большинство специалистов пыталось объяснить экономическими и демографическими причинами, и, как исключение, отдельными ошибками в национальной политике.

Появившиеся в это же время практически во всех союзных республиках национальные движения воспринимались как некие культурные организации, которые озабочены исключительно «спасением» местных языков и традиций. Однако именно они в лице своих лидеров — представителей национальных элит возглавили по этнический процесс «развала» единого государства.

Научное осмысление роли этнического фактора в трансформации полиэтнического общества началось с конца 80-х — начала 90-х гг., когда после первых красноречивого «умолчания» ученые — этнологи, политологи, социологи пытались объяснить, почему же «семья братских народов» столь стремительно, но при первой же возможности, (а ею стало ослабление диктата КПСС), разошлись по своим отдельным, хотя и менее державным, «квартирам». Появились многочисленные работы, и сугубо теоретические и основанные на эмпирических фактах, которые затрагивали самые различные аспекты этносоциальных проблем — от национальной политики в России и мотивации, межэтнических конфликтов3 до воздействия «примордиальных» структур на массовое сознание и поведение современного человека4.

Нельзя не отметить, что чаще всего объектом изучения становилось не всестороннее влияние этнического фактора на устойчивость российского общества и государства, а феномен национального самосознания или проблемы, связанные преимущественно с конфликтогенными проявлениями этничности (в частности национализм как источник политического сепаратизма, «подводные камни» российского централизма и т. п.).

Именно поэтому образ этничности в современном постсоветском пространстве, несмотря на обилие и академических и публицистических изданий, все еще является неполным и «мозаичным», причиной тому, на наш взгляд, во-первых, отсутствие междисциплинарного подхода, посредством которого этничность рассматривалась бы целостно не только как социальное или политическое, но и культурное, и социально-психологическое явление, во-вторых же, искусственная идеологизация этого феномена, когда даже, к примеру, предпочтение автором этнонима «русский» аморфному и неоднозначному «россиянин» расценивается, чуть ли не как определенная политическая тенденция.

В предлагаемой читателю книге мы стремимся преодолеть очевидные недостатки рассмотрения этнических проявлений с позиции системности и объективности. Учебное пособие знакомит с содержанием и функциями категории «этничность» (1 глава), С мотивацией «взрыва» этничности в современном обществе (2 глава), дает представление об основных этносоциальных процессах и структурах (3 глава), особо останавливаясь на природе и динамике межэтнического конфликта (4 глава). Отдельная глава (5) посвящена этнополитологическим проблемам, в частности, национальной политике в годы советской власти, роли национальных движений на заре перестройки, проблемам национально-территориального устройства Российской Федерации.

Социально — психологические аспекты функционирования этничности (национальное самосознание, национальный характер, традиционная символика и мифология, модальные ценности) широко представлены в 6 и 7 главах книги.

Специальный раздел книги с учетом учебного характера публикации знакомит с методами, процедурами и техниками этносоциального эмпирического исследования.

Мы надеемся, что наша работа окажется полезной и интересной как студентам-социологам, психологам и антропологам, так и каждому, кто стремится раскрыть для себя тайны, пожалуй, самой «неуловимой» человеческой общности — этнической группы.