Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[slil.by]politologiya.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
276.52 Кб
Скачать
  1. Легитимность и эффективность политической власти.

Термин «легитимность» появился в начале XIX в. во Франции и вначале означал законно установленную власть в отличие от насильственно захваченной. При этом термин «легитимность» не являлся строго юридическим и не фиксировался в основных законах государств, в отличии от легальности, которая является юридическим обоснованием власти.

В современной политологи легитимность означает фор­му поддержки, оправдания власти. Легитимность — это определенный, исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом.

Легальность власти есть юридическое бытие власти. В узком смысле легальность власти – это законность власти, ее юридическая правомочность, соответствие правовым нормам.

Для эффективного функционирования власти необходима социальная поддержка, социальное согласие принять данное правление, власть данной элиты, партии, лидера.

Легитимность власти - это социально-политическое и психологическое явление, когда устанавливается общественное согласие на определенную власть, это признание обществом правомерности власти и ее права управлять им.

Вебер сделал легитимность предметом самостоятельного исследования и выделил три исторических типа легитимного господства. Традиционная легитимность основана на авторитете "вечно вчерашнего", на авторитете нравов, освященных значимостью и привычной их соблюдать. Харизматическая легитимность основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека. По Веберу, харизматическая легитимность присуща пророкам, избранным князьям, плебисцитарным властителям, политическим партийным вождям. Харизма­тическое господство способствует появлению лидеров, идущих навстречу требованиям масс.

Рационально-легальная легитимность основана ив силе закона, на вере в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами. Основой подчинения является не личностный фактор, а закон. Приход рационально-правовой легитимности связан, по Веберу, со становлением политики как профессиональной деятельности, т.е. со ста­новлением политических профессий. В жизнь правовые механизмы должны проводиться специально обученными чиновниками - бюрократией.

Процесс подтверждения властью своей легитимности называют легитимацией. Политический анализ показыва­ет, что легитимация власти связана с ее эффективностью.

  1. Теория разделения властей.

Власть обладает двумя сторонами при осуществлении политики: субъект власти, независимо от ее формы, при руководстве государством выражает не только свою волю, а действует в соответствии с политической необходимостью в рамках существующих норм; во-вторых, этот субъект не может отрешиться от «человеческого, которое ему не чуждо», поэтому к исторической необходимости, интере­сам государства, справедливости и т.д. всегда примеши­вается воля личности лидера. Достаточно ясно, что под­данные всегда заинтересованы в максимально «объектив­ном» и беспристрастном управлении. А власть имущие, наоборот, стремятся к тому, чтобы их субъективная воля была тождественной объективной необходимости, спра­ведливости: «Государство — это Я».

Кроме того, абсолютная власть, как правило, монар­хия в Европе, всегда преследовала интересы аристокра­тии. В процессе того, как новые социальные силы, «тре­тье сословие», начинают осознавать свои интересы и об­ретают социально-политическую мощь, они, естественно, начинают претендовать на участие в политике. Если по­мнить о том, что и аристократия всегда имела партии, которые стремились к ограничению абсолютной власти, то будет понятно, почему в головах многих мыслителей Нового времени (Локк, Монтескье, Кант) сформировались идеи о необходимости распределения функций власти между различными субъектами и институтами для огра­ничения произвола, нейтрализации возможных ошибок и т.д. В теории и в политической практике четко выдели­лись три «ветви» власти — законодательная, исполни­тельная и судебная, или правоохранительная.

Законодательные собрания, парламенты и иные кол­легиальные органы, в которых концентрируются интере­сы населения, создают обязательное для всех правовое пространство. Исполнительные органы власти, опираясь на эту нормативную основу, руководят государством.

Правоохранительная система контролирует выполнение законности и, используя законное насилие, восстанавли­вает законность и справедливость в государстве.

Идея простая, понятная и вполне обоснованная: за счет «сдержек и противовесов» различных ветвей вла­сти общество добивается тех условий социально-поли­тической организации, которые назвали правовым го­сударством.

В то же время для того, чтобы эта схема работала, не­обходимо выполнение ряда условий. Например, в обще­стве на уровне абсолютизма должна быть отработана схе­ма власти, осуществляющая воспроизводство необходи­мых для жизнедеятельности социальных процессов; правовая основа соответствует реальным условиям жиз­недеятельности общества; исполнительная власть работа­ет профессионально, контролируется различными госу­дарственными и общественными институтами; судебная власть быть профессиональной, независимой и правотождественной, общество граждански развитым, политичес­кая культура населения активистской; обязательно нали­чие легитимности, высокого уровня политического учас­тия и т.д.

Другими словами, разделение властей является не просто формой политики, которая может автоматически выполнять функции высокоорганизованного управления, а представляет собой форму власти, которая, постепенно развиваясь, доходит до высокой степени институционали- зации и политической дифференциации, которая позволя­ет осуществлять рационально-бюрократическое управле­ние обществом (М. Вебер) при осуществлении правовых гарантий субъектов общественного процесса и реализа­ции прав и свобод граждан.