Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тимченко Учебное пособие[1].doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
1.02 Mб
Скачать

6. Бухгалтерская информация, следы и признаки

 

В широком смысле слово «информация» означает сообщение о чем-либо, сведения, разъяснения, изложение. Однако по вопросу определения научного понятия информации существуют различные точки зрения. Так, с точки зрения ученых-криминалистов В.Д. Грабовского и М.К. Каминского, «… информация для криминалиста выступает не как сведения, данные, смысл структур взаимодействующих объектов, а как абстрактный «срез» этих структур, выражающийся разнообразием их элементов. … Иными словами, криминалистическая оценка информации открывает путь для отождествления (точного узнавания) или дифференциации материальных объектов».

Отмечая множественность аспектов информации как общественного явления, С.С. Овчинский выделял следующие из них: «теоретико-отражательный – раскрывающий роль информации в процессах отображения объективной действительности; гносеологический – раскрывающий представление об информации как средстве познания; семантический – предполагающий содержание и значение информации; асиологический – формирующий концепции ценности информации для различных сфер деятельности; количественный – приобретающий значение для принятия решений при определении, например, емкости «памяти» информационно-поисковых систем; коммуникативный – раскрывающий сложную организационно-техническую природу информационной связи и другие». По мнению С.С. Овчинского, такая множественность аспектов информации и обуславливает большое количество попыток определения информации как научного понятия.

Известный российский криминалист Р.С. Белкин, тесно связывавший процесс возникновения информации с процессом отражения отмечал: «Применительно к процессу доказывания изменения в среде, как результат отражения в этой среде события, есть информация об этом событии, те самые фактические данные, с помощью которых только и можно судить о событии преступления. Следовательно, сам процесс возникновения информации есть процесс отражения, а ее возникновение – результат этого процесса».

Очевидно, необходимо признать, что содержащаяся в материальных носителях информация должна быть признана потенциальной до тех пор, пока она не воспринята конкретным субъектом познания. Только после этого информация становится актуальной. Причем объем актуальной информации зависит от квалификации субъекта-пользователя информацией.

В связи с этим возникает вопрос: что является источником информации? Существуют различные точки зрения по этому вопросу. Так, применительно к оперативно-розыскной деятельности А.Ю. Шумилов дает следующее определение источника информации: «Носитель каких-либо сведений, с помощью которых оперативник получает фактическую информацию в оперативно-розыскной деятельности. Источником информации может быть: физическое и юридическое лицо, документы, публикация в средствах массовой информации, объект визуального наблюдения и др.». На наш взгляд, данное определение не полностью отражает сущность понятия «источник информации». Следует признать более правильной точку зрения Сегай М.Я. и Стринжа В.К., которые полагают, что «источником информации являются не следы-отображения, … а взаимодействующие материальные объекты, (явления) их порождающие. Следы-отображения в этой системе выступают в качестве носителей отраженной информации, содержание которой определяют либо структурные изменения следовоспринимающего объекта носителя информации, образованные под воздействием отражаемого следообразующего объекта – источника информации, либо его перенесенный на следовоспринимающий объект субстрат, либо и тот, и другой фактор одновременно».

Принимая во внимание вышеизложенные точки зрения различных ученых, попытаемся дать определение бухгалтерской информации.

Понятие бухгалтерской информации в значительной степени связано с сущностью бухгалтерского учета. Дискуссия о сущности бухгалтерского учета велась в специальной литературе достаточно давно. Определения предлагались различные. Наиболее точное, на наш взгляд, дано профессорами В.Ф. Палием и Я.В. Соколовым: «Бухгалтерский учет есть одна из систем наблюдения, регистрации, группировки, сводки, анализа и передачи информации о фактах хозяйственной жизни, созданная для управления хозяйственными процессами».

Для целей правоохранительной деятельности используются, как правило, уже готовые данные бухгалтерского учета, или, другими словами, – бухгалтерская информация. По нашему мнению, бухгалтерская информация – это сведения о фактах хозяйственной жизни юридического лица, формируемые на основе метода бухгалтерского учета.

При этом под фактами хозяйственной жизни в бухгалтерском учете понимаются хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе средств организации, их размещении, источниках и назначении.

В свою очередь, метод бухгалтерского учета складывается из ряда элементов, взаимосвязь которых и предопределяет закономерное отражение и проявления противоправной деятельности в бухгалтерской информации.

Метод бухгалтерского учета складывается из следующих элементов: документация, оценка, калькуляция, счета, двойная запись, инвентаризация, бухгалтерский баланс. Подробная характеристика каждого из этих элементов и их значение для правоохранительной практики рассмотрены во второй главе.

Бухгалтерская информация, отраженная на материальных носителях, является потенциальной, а воспринятая субъектом ее познания – актуальной. Источник бухгалтерской информации действия физических лиц по изменению состава и размера средств и обязательств юридического лица.

Следует отметить, что по Российскому законодательству именно юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет.

Известно, что в практической деятельности юристу при исследовании законности хозяйственных операций нередко приходится обращаться к бухгалтерской информации с целью поиска следов и признаков противоправной деятельности, информирующих об обстоятельствах последней. Это свидетельствует о том, что в бухгалтерской информации отражаются такие следы и признаки. Однако их поиск осуществляется эмпирическим путем. Впервые попытка теоретического исследования закономерностей отражения следов и признаков противоправной деятельности в бухгалтерской информации была предпринята в монографии автора «Криминалистическая диагностика преступлений по данным бухгалтерской информации».

Прежде чем перейти к исследованию закономерностей отражения следов и признаков противоправной деятельности в бухгалтерской информации, очевидно, необходимо определиться с научным понятием следа и признака.

Как справедливо отмечал Р.С. Белкин, «… общей, теоретической частью всех … отраслей криминалистической науки является учение о механизме следообразования… В механизме следообразования проявляются закономерности возникновения … информации, являющиеся базовыми закономерностями процесса доказывания. На познании этих закономерностей, в первую очередь, а затем уже закономерностей обнаружения, исследования, оценки и использования следов основываются средства и методы работы со следами, идентификации следообразующего объекта, решения диагностичес-ких, трасологических, баллистических и иных вопросов практики».

По вопросу определения научного понятия следов противоправной деятельности существуют различные точки зрения. Так, А.Ю. Шумилов определяет следы преступления, как одну из форм противоправной деятельности, «любые изменения материального мира, а также сознания людей, возникшие в результате совершения преступления».

Следует отметить, что это достаточно широко распространенное определение следов преступления, отражающее гносеологичес-кую точку зрения.

Несколько иное определение дает М.В. Салтевский: «Следы преступления – результат отражения прошедшего, представленного в настоящем. Это идеальные и материальные отображения, являющиеся источником сведений, информации для познания события преступления».

По мнению А.Ф. Лубина, «субъект преступной деятельности не просто производит изменения объектов, но и запечатляет в измененных состояниях свою сущность («материализует» ее). Постигнутая «раскрывателем» сущность этих изменений и называется «следами преступной деятельности».

Видимо, данное определение наиболее полно отражает сущность понятия следов преступной деятельности. Именно из этого определения мы и будем исходить, рассуждая о следах противоправной деятельности в бухгалтерской информации.

Необходимо дать и определение понятия признака. Рассматривая вопросы криминалистического учения о признаках, Р.С. Белкин отмечал: «Поскольку событие, явление мы понимаем как процесс, то есть изменение вещей, а изменение вещей характеризуется изменением их свойств и, следовательно, признаков, постольку можно говорить о признаках событий, явлений, процессов. Таковы, например, признаки преступления – события, влекущего за собой изменения вещей, в том числе и окружающей среды. Таковы признаки способа совершения преступления и любого иного процесса, являющегося объектом криминалистического исследования или практики борьбы с преступностью».

По мнению известного криминалиста В.Г. Танасевича, признаки преступления это «…определенные факты реальной действительности, представляющие собой следы преступления, указывающие на возможность совершения конкретного преступления». Если первое определение слишком широкое, то из второго не совсем понятно, чем же признаки отличаются от следов преступления.

По нашему мнению, с точки зрения криминалистики, признаки преступления отличаются от следов преступления объемом и свойством информации. Признаки преступления менее информативны, чем следы. И если следы преступления говорят о том, что преступление имело место, то признаки позволяют только сделать вывод о том, что преступление, возможно, имело место, поскольку информация о действиях и изменениях среды по своему содержанию близка к информации о следах преступления. Однако для вывода о событии преступления требуется дополнительная информация.

Из этого понятия признаков преступления – в криминалистическом значении данного термина – мы и будем исходить, говоря о признаках противоправной деятельности.