Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по сид.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
712.19 Кб
Скачать

50. Стальная и легко-сплавная архитектура. Качества. Мастера. Примеры.

Буквально до последнего времени здания строились почти исключительно из дерева (разве что при укреплении замков использовали камень). Только такие постройки отвечали представлениям о гармоничном сочетании с пейзажем. Новые материалы – плод встречного «архитектурного любопытства» Востока. Еще до того, как таинственная Страна восходящего солнца приоткрыла завесу многовековой изоляции, некоторые феодальные семейства демонстрировали интерес к западной строительной технологии. В середине XIX столетия появляются первые постройки из обожженного кирпича. А в течение первых десятилетий века XX японские зодчие резво осваивают и другие новации – стальной каркас и железобетон.

Одним из первых зданий, включавших стальной скелет, стал токийский книжный магазин Maruzen (1909). Автор постройки, Сано Рики, был в числе пионеров сейсмостойкого строительства, сочетавшего национальные традиции с достижениями прогресса. Во многом стараниями Рики металл и бетон получили распространение в архитектуре периодически сотрясаемых островов. Впрочем, сейсмостойкость японских зданий и поныне вызывает зависть специалистов: сама природа вынуждала веками совершенствовать инженерное мастерство.

Неудивительно, что с рубежа XIX–XX вв. профессиональное сообщество будоражили дебаты, предметом которых было соотношение инженерного и эстетического начал в архитектурной практике. В это время японцы прилежно – хотя и несколько утрированным образом – копировали западную архитектурную моду. А после войны им пришлось на время забыть о конструктивных новшествах. В обстановке разрухи и экономического кризиса большинство построек, как и много лет назад, возводилось с деревянным каркасом (такие здания составляли больше половины общего количества новостроек аж до конца пятидесятых!).

Альдо Росси. Hotel II Palazzo. Фккуока, Япония, 1988-1989

Новое оживление строительства последовало в последние десятилетия XX в. Японские мастера окончательно заняли место в рядах интернационального истэблишмента. Архитектура наших дней – современная, экологичная, высокотехнологичная, хотя зодчие сохраняют верность и традиционным ценностям. Они очень внимательны к материалу, цвету и фактуре фасадов. То, как здание соприкасается – в прямом смысле – с окружающим миром – предмет особых забот. Раньше постройки открывались в природу легкими подвижными ограждениями. Послевоенное поколение вслед за учителем-Корбюзье полюбило «грубый бетон». И сегодня среди японцев есть непревзойденные мастера дерева, камня и бетона – такие, например, как Тадао Андо. Однако в эпоху архитектуры, не брезгующей одалживать новые материалы у аэрокосмической отрасли, дома все чаще примеряют металлический наряд. Сияющие алюминием фасады можно встретить, например, у экс-метаболиста, мэтра и лауреата Притцкеровской премии Фумухико Маки, и у Тойо Ито, у Макото Сей Ватанабэ и Казуо Сейджимы.

Изобретательности же японских мастеров по части применения металлических конструкций и вовсе нет предела – чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на постройки Итсуко Хасегавы: тут и сложных форм «скелеты», и сферические объемы, и криволинейные поверхности из перфорированного алюминия... Или пройтись по ажурному мосту, переброшенному на внушительной высоте между корпусами «Небесного города Умеда», возведенного в Осаке по проекту Хироси Хары (другая его знаменитая работа – вокзальный комплекс в Киото, построенный к 1200-летию города).

Фумухико Маки. Концертный зал Киришима. Кагошима, Япония, 1993-1994

Особо сильны и разнообразны японцы в музейном строительстве – в этой отрасли им поистине нет равных. И здесь находится место не только традиционным материалам, но и металлу (например, необычная спиральная башня вознеслась над комплексом культурного центра в Мито, созданного Арата Исодзаки).

Гигантские проекты вроде Millenium Tower продолжают традицию создания мегаструктур, заложенную еще метаболистами. Впрочем, японская архитектура давно тянется вверх, и башни здесь встречаются не только на листах метаболистских фантазий. Еще 1958 г. появилась на свет «Tokyo Tower» Кензо Танге – юная наследница Эйфелевой башни, чуть выше ее ростом (и почти в два раза легче – 4 тыс. тонн против 7 тыс.). Токийская башня – самое высокое в мире отдельно стоящее сооружение из стали. Главная ее функция – служить телекоммуникационным центром, а по совместительству она много лет подрабатывает и в развлекательной сфере. А зодчие всего мира исправно продолжают украшать Страну восходящего солнца архитектурными насаждениями – стальными, алюминиевыми, стеклянными, да и привычными деревянными тоже.

Итсуко Хасегава. Культурный центр Сумида. Токио, Япония, 1992-1994