Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по сид.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
712.19 Кб
Скачать

22. Творчество Оскара Нимейера

Оскар Нимейер Соарес Филью родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро на улице, в будущем названной именем его деда, министра Федерального верховного суда Бразилии Рибейру ди Алмейды. В юности, как вспоминает сам зодчий, он вел довольно богемную жизнь и, едва окончив школу, женился. Работал в типографии, в 30-м году поступил на архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств в Рио-де-Жанейро, который окончил четыре года спустя. И пошел в проектную мастерскую своего бывшего университетского преподавателя Лусио Косты, основоположника модернисткой архитектуры в Бразилии. Поначалу работал бесплатно. По словам Оскара, ему «ужасно не нравилось то, что видел на улице», и он надеялся «научиться строить так, чтобы украсить собственный город». Мечты превзошли ожидания: он украсил сотни городов по всему свету.

В мастерской Нимейер познакомился с человеком, оказавшим огромное влияние на все его творчество, — французским архитектором Шарлем Ле Корбюзье. Он консультировал группу молодых архитекторов, которые проектировали здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Талант Оскара сразу был отмечен мэтром, и молодому бразильцу было доверено руководство проектом.

Эта первая серьезная работа принесла Нимейеру славу зодчего, который не боится экспериментировать, виртуозно сочетая неожиданные линии и формы с материалом и функциональным назначением архитектурных деталей. Впоследствии фантастическая, будоражащая воображение пластика, оригинальность композиций, органично вписанных в окружающий ландшафт, мягкий переход от интерьера к внешнему пространству станет фирменным знаком нимейеровских творений, который в большей или меньшей степени проявляется почти в каждом из шести сотен произведений, спроектированных мастером в разных странах.

В 1939 году имя зодчего стало известно за пределами южноамериканской страны — вместе с Лусио Костой он проектирует здание павильона Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке. А в начале 40-х получает новый большой заказ. По поручению Жуселину Кубичека, будущего президента страны, а тогда префекта третьего по величине бразильского города Белу-Оризонти, он возводит на берегу озера Пампулья целый комплекс не виданных доселе сооружений — теннисный и яхт-клуб, музей, зал танцев, церковь. Пампулья становится едва ли не главной достопримечательностью государства, тут же названной архитектурной жемчужиной Бразилии. Имя зодчего гремит по всей стране. Он, как говорится, в моде. За ним охотятся самые богатые соотечественники, мечтающие заказать ему проекты своих особняков.

В 1947 году Нимейер вошел в международную группу известных архитекторов, которым было поручено спроектировать комплекс зданий Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Оскар был самым молодым в группе, возглавляемой американцем Уоллесом Гаррисоном. Авторы хотели, чтобы их работа приобрела философское, символическое значение. Как говорил позже знаменитый бразилец, «человечество хотело обрести символ мира. И наше творение следовало бы назвать «Мастерской мира». Правда, полвека спустя, критически оценивая сделанное, мэтр заметит: «В итоге то, что было построено, оказалось, к сожалению, вовсе не так хорошо. Концепция площади ООН не была реализована». Эту концепцию разработал Нимейер, и, хотя коллегам она понравилась и его проект был утвержден, осуществить его по ряду причин полностью не удалось.

А между тем зодчий-экспериментатор буквально фонтанировал идеями. В международные справочники по архитектуре вошло, в частности, еще одно его необычное сооружение — дача Каноас, возведенная в 1953 году в пригороде Рио-де-Жанейро, ныне престижном городском районе Сан-Конраду. Специалисты утверждают, что решения, примененные при возведении Каноаса, остаются свежими до сих пор, спустя более чем полвека. Дом в буквальном смысле встроен в окружающую среду. Чего стоит один лишь огромный валун, оставленный при строительстве на том самом месте, где он пролежал, быть может, тысячи лет до этого — стену дома воздвигли прямо над ним. В результате часть гигантского камня оказалась вне дома, другая — внутри, придавая фантастическую оригинальность строгому интерьеру.