Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_bilety_po_Otechestvennoy_istorii.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Вопрос №22. Основные общественно-политические течения во второй четверти XIX в.

Можно выделить три направления общественно-политичес­кой мысли этого периода:

> консервативное (лидер — граф С. С. Уваров);

> западники и славянофилы (идеологи — К. Кавелин, Т. Гра­новский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

>революционно-демократическое (идеологи — А.Герцен, Н.Огарев, М.Петрашевский).

Консервативное направление.

В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — ро­дилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Ува­ровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости Рус­ского государства. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под «народностью» по­нималось «единение» царя с народом, предполагающее от­сутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов. Следует отметить, что за народность выступали представители всех направлений общественного движения в России, но вкладывали в это понятие совершенно раз­личное содержание. Официальная идеология стремилась представить самодержавно-крепостнический режим соот­ветствующим «народному духу.

Либеральное направление. Западники и славянофилы

Либерально-оппозиционное направление в русской обще­ственной мысли в России второй четверти XIX в. пред­ставляли два общественных течения: славянофилы и за­падники.

Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиаль­но отличный от западноевропейского путь развития Рос­сии на основе ее мнимой самобытности (патриархаль­ность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народ­ности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промыш­ленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, высту­пали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь. По их мнению, петровская европе­изация России коснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое вни­мание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «про­стого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью».

В кружок славянофилов входили братья И. и П. Киреевские, А. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Сама­рин, позднее С. Аксаков (известный русский писатель, отец братьев Аксаковых), Ф. Чижов, Д. Валуев. Славянофилы вне­сли существенный вклад в развитие русской культуры, оста­вив богатое наследие по вопросам философии, литературы, истории, богословия, экономики.

Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейс­кие страны. Они возвеличивали Петра I и рас­сматривали его деятельность как первую фазу обновления России, считали, что вторая фаза должна начаться проведе­нием реформ сверху, которые избавят Россию от социальных потрясений. Хотя западники и отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевс­кого режима, они были убежденными противниками рево­люционной ломки этих порядков. Их идеалом была конституци­онно-монархическая форма правления по западноевропейскому образцу, с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати и др.

По своему социальному происхождению и положению боль­шинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. В числе западников находились известные профессора Московского университета — историки Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М. Катков, К. Каве­лин и др. В западники зачислялись и представители демокра­тических убеждений — Белинский, Герцен, Огарев.

Революционно-демократическое направление. Петрашевцы

На рубеже 30—40-х годов XIX в. складывается революцион­но-демократическое направление русской общественной мыс­ли. Представителями этого направления являются В. Г. Бе­линский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, «левое крыло» кружка петрашевцев.

В этот период представители различных идейных течений увлекались западноевропейской философией. Белинскому и Герцену ближе всего был гегелевский диа­лектический метод. Именно он послужил Герцену в теоре­тическом обосновании неизбежности революционного преобразования феодально-абсолютистского строя в Рос­сии. Это нашло отражение в своеобразной теории «русско­го социализма». Поражение революций 1848—1849 годов в Европе привело Герцена к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное зем­левладение, крестьянская идея равного права всех на зем­лю, мирское самоуправление и «коллективистское» созна­ние русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Заметное место в освободительном движении 40-х годов за­нимает кружок петрашевцев. Его основал молодой одарен­ный чиновник Министерства иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция. Кружок посещали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, молодой Л. Н. Толстой, художник П. А. Фе­дотов, композиторы М. И. Глинка и А.Г. Рубинштейн. До 1847 г. деятельность кружка носила полулегальный просветительс­кий характер. Но с 1847 г. характер собраний стал существен­но меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых политических проблем, критиковали существующий строй. Под влиянием революции 1848 г. в Ев­ропе особой популярностью у петрашевцев пользовались идеи утопического социализма. В марте—апреле 1849 г. петрашев­цы приступили к оформлению тайной политической орга­низации, готовились к печатанию прокламаций. Но деятель­ность кружка не получила развития.

В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключе­ны в Петропавловскую крепость. 21 человека приговори­ли к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петер­бурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачи­тан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.

Главным итогом развития общественного движения 30-50-х гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавной крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]