Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпора по психологии.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
920.58 Кб
Скачать

16.4. Деятельность российских психологов конца 19 – начала 20 века.

Даниил Михайлович Велланский (1773-1847) – профессор медико-хирургической академии, представлял натурфилософское направление в развитии психофизиологии конца 19 в. В 1812г. вышел его большой труд «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные очертания всеобщей физиологии» Среди научных трудов Велланского следует выделить перевод книги Клюге «Животный магнетизм, представленный в историческом и теоретическом содержании», «Физиологическая программа о внешних чувствах, внутренних действиях мозга и наружных очертаниях головы» (1819), перевод учебника Прохазки «Физиология, или наука о естестве человеческом», «Опытная наблюдательная и умозрительная физика» (1831), «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира» (1836), одних первых русских учебников физиологии; «Животный магнетизм и теллюризм» (1840)

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) Его первый трактат, вошедший в книгу «Психологические этюды», назывался «Рефлексы головного мозга» (1863). Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. По свидетельству современников, в России не считался образованным тот, кто его не прочитал. Сеченов, бросая вызов психологии старого закала, утверждал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаст ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение».Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным. Он указывал на сходство в их строении. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель – сигнал. На различие между раздражителем-стимулом , и раздражителем-сигналом, следует обратить особое внимание. Действие стимула ограничено возбуждением нервных волокон. Сигнал же играет двоякую роль. Он связан и с организмом, который его воспринимает, и с внешней средой, свойства которой он различает. Благодаря этому он информирует организм о ситуации, к которой должны приладиться рабочие органы (мышцы). Последние обладают чувствительностью. В них встроены сенсорные приборы, которые передают в мозг сигналы о достигнутом эффекте, вынуждая, если требуется, автоматически корректировать поведение. Модель рефлекторной дуги Сеченов заменил моделью рефлекторного кольца. Если кольцо не замыкается, действие нарушается. В качестве примера приводилось поведение больных (атактиков), у которых расстроена мышечная чувствительность. Им очень трудно ходить из-за того, что они не ощущают почвы (их мозг не получает «обратных» сигналов из мышц), хотя сами мышцы не повреждены.

Саморегуляция поведения организма посредством чувствований – сигналов – таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности.

Среди главных достижений Сеченова выделялось открытие им центрального торможения. До него считалось, что в головном мозгу протекает только один нервный процесс – возбуждение. Сеченов обнаружил в эксперименте способность головного мозга задерживать рефлексы. Это открытие он истолковал как нервный механизм психических функций – воли и мышления. Волевого человека отличает умение противостоять неприемлемым для него влияниям, какими бы сильными они не были, подавлять нежелательные влечения. Это и достигается аппаратом торможения.

Благодаря этому аппарату возникают и незримые акты мышления. Сеченов писал, что «около самого сердца» он выносил мысль, согласно которой мышца является органом не только движения, но и познания. С ее помощью организм воспринимает объекты внешней среды ( в построении зрительного образа, например, важную роль играют как бы бегающие по предметам, непрерывно работающие мышцы глаз), сравнивает их, анализирует, т.е. производит операции, которые уже являются умственными. Механизм торможения задерживает внешнее выражение этих действий. Однако они не исчезают. Из внешних они преобразуются во внутренние. Впоследствии этот процесс был назван интериоризацией (переходом извне вовнутрь).

Глубинные преобразования в категории рефлекса открыли перспективу нового понимания предмета психологии. В работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов определяет ее как «науку о происхождении психических деятельностей». Термин «Происхождение» следует пояснить. Задача науки виделась в том, чтобы объяснить, каким образом совершаются различные деятельности (восприятие, память, мышление и т.п.). они строятся по типу рефлекса, т.е. также являются «Трехчленными» (имеют начало, середину и конец). Они включают вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного аппарата. Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания (или бессознательной психики), но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия.

Именно таков смысл сеченовского понятия о психической деятельности. Она, подобно рефлексу, совершается объективно. Поэтому и для психологии единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) метод, на котором строились программы Вундта и Брентано.

Сеченов был пионером науки, предметом которой стало психически регулируемое поведение. Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку. Но в основном они получили развитие в России в учениях И.П.Павлова и В.М. Бехтерева. В западной психологии понятие о сеченовском торможении воспринял З.Фрейд, идею об интериоризации внешнего действия – П.Жане.

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ Ивана Петровича Павлова (1859-1936) и Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927). Экспериментальная псих-я возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения.

Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга – органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно – целостное поведение. Поскольку теперь взамен ощущения в качестве исходного понятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под именем рефлексологии.

И.П.Павлов обнародовал свою программу в 1903г., назвав ее «Экспериментальная псих-я и психопатология на животных». В дальнейшем от слова «псих-я» он отказался и даже брал со своих сотрудников штраф, когда они, обсуждая опыты над собаками, применяли психологические термины. Поводом служила отягощенность этих терминов родимыми пятнами субъективной психологии сознания, тогда как главным делом Павловской школы было строго объективное изучение поведения.

Павлов открыл законы высшей нервной деятельности. За каждым, на первый взгляд несложным опытом, крылась густая сеть разработанных Павловской школой понятий (О сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.), позволяющая причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение.

Идеи, сходные с Павловскими, развивал в книге «Объективная псих-я» (1907) В.М. Бехтерев, давший условным рефлексам другое имя – сочетательные.