Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Изучение лирики.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
482.82 Кб
Скачать

Глава IX. Изучение лирики

§ 1. Изучение лирики в VIII классе; выразительное чтение как необходимое звено анализа лирических произведений

Курс литературы VIII—XI классов насыщен лирикой. Твор­чество многих замечательных дореволюционных и советских поэтов изучается в обзорах. Поэзия Пушкина, Лермонтова, Нек­расова, Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского выделена в монографические темы.

Учителю приходится решать ряд педагогических задач: во-первых, сформировать у учащихся потребность в чтении поэ­зии; во-вторых, дать им научное представление о лирике как ли­тературном роде. А для этого надо определить с учащимися жанровые особенности лирики, углубить и расширить их пред­ставление о стихотворных размерах, о рифме и ритме, об осо­бенностях поэтического языка; в-третьих, учителю нужно усо­вершенствовать технику выразительного чтения своих воспитан­ников, помочь им овладеть интонацией, основными элементами которой являются логические ударения, паузы грамматические, психологические, паузы, делящие стих на два полустишия (це­зура), межстиховые паузы и паузы-переносы. Однако обучение выразительному чтению не должно подменять собой анализ ли­рических произведений. Систематизация и углубление знаний о стихотворной речи, обучение выразительному чтению в основ­ном проводится в VIII классе, в процессе изучения лирики Пушкина и Лермонтова. Перед изучением стихотворений Пуш­кина преподаватель повторяет то, что известно учащимся о сти­хе из курсов литературы IV—VII классов, а в ходе анализа сти­хотворений углубляет знание учеников и обучает их выразитель­ному чтению. В качестве примера рассмотрим несколько сти­хотворений Пушкина.

Первое стихотворение в программе VIII класса — послание Пушкина «К Чаадаеву». Перед тем как разобрать стихотворе­ние в классе и показать, как следует читать его, преподаватель дает учащимся домашнее задание: повторить биографию поэта до 1820 г., выяснить дружеские связи Пушкина с виднейшими декабристами и идейную близость его творчества с декабриз­мом как прогрессивным идеологическим течением. Затем учитель или подготовленный ученик читает послание «К Чаадаеву».

Далее комментируется первая строфа. Что значит «тихая слава»? Это слово, казалось бы, нуждается в таких эпитетах, как «громкая», «шумная», «блестящая» и т. д. Не ошибся ли Пушкин? Нет, поэт точен. Эпитет «тихая» несет в себе конкрет­но-исторические признаки времени. Александр I в начале цар­ствования придерживался либеральной политики, даже погова­ривал среди своих приближенных о конституции. Образованным людям того времени казалось, что свобода, братство и социаль­ное равенство войдут в жизнь русских людей по воле царя тихо и незаметно, без революционных бурь и социальных потрясе­ний. Но в начале 10-х годов царь резко изменил политический курс, встав на путь открытой реакции. Становится понятно, по­чему Пушкин называет славу «тихой». Поэт говорит об утра­ченных иллюзиях своих современников. Вера в благие намере­ния царя оказалась обманом, точнее, самообманом и исчезла, «как сон, как утренний туман».

В четверостишии слышится осуждение, грусть, разочарова­ние, но не безнадежность. Как же следует читать, чтобы верно передать мысль и настроение поэта? Здесь уместно рассказать учащимся о простейших приемах выразительного чтения вообще:

1) прежде всего нужно понять мысли автора и уловить эмо­циональный настрой поэтической речи;

2) правильно расставить логические ударения, которые вы­деляют в потоке стихотворной речи слово или словосочетание, важное в смысловом отношении;

3) соблюдать грамматические паузы, то есть паузы, обуслов­ленные пунктуационными знаками;

4) выдерживать межстиховую паузу, которая отделяет одну стихотворную строчку от другой; межстиховая пауза соблюдает­ся и тогда, когда пунктуационный знак отсутствует;

5) отчетливо произносить рифмующиеся слова, которые не­сут на себе основную смысловую и эмоциональную нагрузку. Например, в рассматриваемом четверостишии перекрестные рифмы четырехстопного ямба звучат как приговор несбывшимся мечтам, обманувшим надежды лучшей части русского общества, и одновременно ложному либерализму царя: «славы — забавы», «обман — туман». Рифмующиеся слова, усиленные межстиховой паузой, прочно запоминаются и глубже осмысляются. Продол­жаем разбор стихотворения «К Чаадаеву».

Длительность паузы обозначим вертикальными линиями, сло­ва с логическими ударениями подчеркнем одной горизонталь­ной чертой: «Любви, | надежды |, тихой славы | Недолго нежил нас обман, | Исчезли юные забавы, | Как сон, как утренний туман. ||»

По-другому звучит второе четверостишие. Противительный союз «но» меняет интонацию стиха. Поэт как бы освободился от тяжелых воспоминаний, стряхнул с души горечь раздумий и страстно, горячо заговорил о новых желаниях. Какие же это желания? Видеть родину свободной от пут самодержавия. В пер­вой строчке второго четверостишия опорными становятся глагол «горит» и наречие «еще». Слова «горит еще», выделенные ин­тонационно, воспринимаются как «иные», «другие желания», т. е. новые по сравнению с теми, которые были ошибочными, ложными и рассеялись, «как утренний туман».

Обучая выразительному чтению, учитель отметит, что поэти­ческая мысль всегда эмоциональна; поэт рассказывает о своих переживаниях и мыслях, которые близки, понятны и интересны читателям. Субъективные мысли и переживания поэта приобре­тают объективный характер, поэтому мы можем говорить о ли­рическом герое как стихотворений Пушкина, так и других поэ­тов. Не случайно Пушкин в послании «К Чаадаеву» употребляет глаголы и местоимения во множественном числе: «Недолго не­жил нас обман», «в нас горит еще желанье», «свободою горим», «напишут наши имена» и т. д.

Преподавателю нужно стремиться к тому, чтобы каждое по­ложение, раскрытое на уроке, не осталось ненужным грузом в памяти учащихся, а нашло бы практическое применение в их учебной деятельности. А для этого необходимо подбирать по­сильные задания, подкрепляющие, тренирующие учащихся в ос­военных на уроках умениях. После разбора в классе стихотво­рения «К Чаадаеву» преподаватель может дать учащимся зада­ние: подготовиться к выразительному чтению в классе стихотво­рения «К Чаадаеву». Надо добиться того, чтобы те минуты урока, когда учащиеся читают лирические произведения, приносили аудитории радость, эстетическое наслаждение, а учителю — удовлетворение. Что пользы в том, если ученики, не понимая смысла, не испытывая радости открытия, с трудом, спотыкаясь и запинаясь, при подсказке учителя, прочитают текст. Такое чте­ние вызывает смех. Если уж читать в классе лирические сти­хотворения, то читать нужно серьезно, с полным пониманием того, что и как хотел сказать поэт.

Можно поручить учащимся подготовить выразительное чте­ние стихотворения или нескольких стихотворений Пушкина, которые будут рассматриваться на последующем уроке. При этом желательно, чтобы учащиеся самостоятельно прочитали соответствующие страницы учебника, вникли в содержание указанного стихотворения и нашли верную, с их точки зрения, интонацию.

Готовясь к очередному уроку, преподаватель ставит две за­дачи: проверить, как учащиеся усвоили содержание предыдуще­го урока и какие новые теоретические знания, связанные с уче­нием о стихе и с речевой интонацией, можно сообщить на этом уроке.

Иной пример. Прежде чем заняться анализом стихотворе­ния «Вновь я посетил...» учитель предлагает учащимся вспом­нить, в каких невероятно трудных условиях жил и творил Пуш­кин в начале 30-х годов. Преподаватель, уточняя ответы, обра­тит внимание класса на то, что нравственно уставший, измучен­ный интригами придворного общества, нападками реакционной критики, Пушкин стремится выйти в отставку и поселиться с семьей в деревне. Как известно, мечта не осуществилась. Осенью 1835 г. Пушкин провел лишь несколько недель в Михай­ловском. Прочитаем отрывки из стихотворения «Пора, мой друг, пора!» и из письма Пушкина к жене (от 25 сентября 1835 r.)i «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен подня­лась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую Досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Не делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...». (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. X. М., 1949, с. 548.)

После этого учитель сам прочитает стихотворение «Вновь я посетил...» и попросит учащихся сравнить ход поэтической мыс­ли с рассуждениями поэта, содержащимися в письме к жене. На первый взгляд может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. Но поэтическая мысль Пуш­кина, как обычно, идет значительно дальше конкретных пред­метов и явлений, стремится к обобщениям. Уже в начале стихо­творения поставлена жизненно важная проблема: непрерывное обновление — закон природы. «Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я...» Умерла няня. В письме простое упоминание этого грустного факта, в стихотворении — образ «голубки дряхлой»; сколько нежности, любви и грусти в словах: «уже старушки нет, уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее до­зора!» Да и сам поэт «переменился». Молодость позади, она прошла в ссылке, в тихом и скучном Кишиневе, в шумной Одес­се, в родном Михайловском. Кажется, не изменился лишь сельский пейзаж: то же озеро, те же «рассеяны деревья» и те же «три сосны стоят…»

В письме только упоминание старых трех сосен и молодой «сосновой семьи», в стихотворении — мастерски нарисована кар­тина вечного обновления природы.

В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно... смотреть» на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. В стихотворении поэт приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое», хотя он сам сойдет в могилу и не увидит его «могучий поздний возраст». Причем «племя» — это не только «сосновая семья», но и молодое поко­ление людей. Недаром поросль сравнивается с детьми, не слу­чайно в заключительных строчках поэт говорит о внуке, который «услышит... приветный шум» деревьев и «вспомянет» о поэте. Естественно, возникает и образ старого дерева, вокруг которого по-прежнему все пусто... Товарищ трех сосен угрюм, «как ста­рый холостяк», потому что одинок.

Личные переживания привели поэта к глубоким философ­ским обобщениям, элегические мотивы сменились жизнеутверж­дающими, стихотворение завершилось гармоническим аккордом.

После этого сравнения письма и стихотворения выясним не­которые особенности поэтической речи, свойственные произве­дению «Вновь я посетил...». Учитель предлагает ответить на во­прос: чем отличается по звучанию данное стихотворение от тех, которые были рассмотрены ранее? Учащиеся отметят отсутст­вующие рифмы, т. е. белые стихи.

Почему же стихи все же остаются стихами, хотя рифма в них отсутствует? Более или менее полного ответа на данный вопрос ожидать не приходится. Как показывает опыт, учащиеся ука­зывают лишь на размер, на стопу, считая ее самым существен­ным признаком стихотворной речи. Добавим, что одним из важ­нейших стиховых признаков является ритм

Стихотворный ритм возникает на основе систематического, мерного повторения, чередования сходных между собой и соиз­меримых единиц речи. Непрерывный протяжный звук не обра­зует ритма. Нужно, чтобы звуки распались на ряд самостоятельных и законченных единиц. В этом случае возникает неповто­римый ритмический рисунок произведения искусства. Такой от­носительно самостоятельной (соизмеримой) ритмической едини­цей в стихе является строка (стих). В создании стихотворного ритма участвуют также двухсложные и трехсложные стопы и рифмы. При чтении очень важно соблюдать постоянные межсти­ховые паузы в конце каждой строки. При нарушении этого пра­вила ритм нарушается, стихотворная речь утрачивает стройность и звучит как проза.

Стихотворение «Вновь я посетил...» насыщено переносами, т. е. паузами, возникающими независимо от синтаксического строя речи и не совпадающими с логическими паузами. Такая пауза обычно появляется там, где мысль и чувство достигают наибольшего напряжения. Перенос в стихе указывает на неза­конченность предложения и мысли. Голос читающего на пере­носе должен сохранить мелодический подъем. Если закончен­ную паузу (на месте точки) условно обозначить стрелкой, об­ращенной острием вниз, то при переносе стрелка идет вверх. Достаточно не сделать мелодической паузы в конце строки или придать интонации законченность, как ритм и смысл стихотво­рения нарушаются. Ведь перенос указывает на скрытое напря­жение мысли автора, на его предельную взволнованность.

Чтобы передать голосом эту взволнованность, напряженность мысли поэта, надо соблюдать не только межстиховые паузы, усиленные переносами, но и паузы, делящие стих на полусти­шия, паузы припоминания, а также психологические. Несоблюде­ние пауз неизбежно обедняет поэтическую речь, нередко ведет к прямой бессмыслице. В трех случаях Пушкин в стихотворении «Вновь я посетил...» выносит второе полустишие в новую стро­ку, подчеркивая тем самым исключительное значение психоло­гических пауз. Например: «И, | кажется, | вечор еще бродил | Я в этих рощах. || Вот опальный домик. |»

Если в приведенном тексте не выдержать продолжительную паузу припоминания, то вторая строчка прозвучит примерно так: «...в этих рощах вот опальный домик».

Итак, анализируя на уроках стихотворения Пушкина, пре­подаватель расширяет и углубляет представление учащихся о стихе как особо организованной речи, дает понятие о стиховой интонации и развивает умения осмысленного, выразительного чтения.

На заключительном этапе изучения лирики Пушкина как итог этой работы целесообразно провести урок-концерт. Класс заранее получает задание: каждый ученик сам выбирает одно из стихотворений Пушкина, не изучавшихся текстуально на уроках, и готовится к выразительному чтению (в вечерней шко­ле допустимо чтение по книге). Чтец должен также сообщить о том, почему он выбрал именно это стихотворение, что его при­влекло в нем. Основное назначение таких уроков — расширить и углубить представления учащихся о лирике Пушкина, раз­вить творческие умения и тем самым содействовать эстетиче­скому воспитанию молодежи.

Такие уроки-концерты целесообразно проводить в процессе изучения нескольких тем лирики Пушкина, Лермонтова, Нек­расова, Блока, Есенина, Маяковского, современных поэтов. Этот вид работы может стать одной из форм зачета по лирике.