Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в психоанализ. Учебное пособие.Последн....doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
690.18 Кб
Скачать
  1. Структура личности в аналитической психологии.

В теории К.Г. Юнга личность (душа) состоит из ряда дифференцированных, но взаимосвязанных психических систем. Их количество значительно больше, чем в классическом психоанализе З.Фрейда; сущность и функции некоторых из них достаточно сложны для изучения и правильного понимания. Поэтому одной из задач преподавания юнгианской теории является формирование четких и однозначных представлений о тех элементах, которые содержит личность. Без решения этой задачи дальнейшее изучение динамики и психического развития личности «повисает в воздухе» и часто становится вовсе непонятным. По этой причине обратимся к определению основных понятий теории личности К.Г. Юнга.

Наиболее существенными являются понятия: Эго, Индивидуальное бессознательное, Коллективное бессознательное, комплекс, архетип, установка, функция, самость.

Эго – совокупность воспоминаний, перцепций, чувств и мыслей. Его важнейшие функции – формирование идентичности и непрерывность развития человека. Эго также отвечает за сознательное управление поведением. В целом, определение Эго (сознания) в аналитической психологии близко к таковому в классическом психоанализе. Интересно, однако отметить, что в структуре личности по Юнгу отсутствует Супер-Эго, которому уделено столько внимания в теории личности Фрейда. К.Г. Юнг был убежден, что Супер-Эго во фрейдистском его понимании не отдельная психическая система, а часть сознания, служащая таким же регулятором поведения как и другие его части.

Индивидуальное бессознательное непосредственно примыкает к сознанию (Эго). Это первый, поверхностный слой бессознательного, содержание которого при определенных условиях доступно сознанию. Эго и индивидуальное бессознательное активно взаимодействуют, поэтому их граница достаточно размыта и прозрачна. Содержанием индивидуального бессознательного являются переживания, вытесненные из сознания и подавленные.

Структуру индивидуального бессознательного образуют комплексы – своеобразные «группы» вытесненных и подавленных переживаний, мыслей и чувств. Комплекс характеризуется некоторой темой, в результате развития которой он возник и в отношении которой проявляет себя.

Комплекс, в свою очередь, состоит из двух частей: ядра и ассоциированных (связанных) с ним элементов. Ядро как бы притягивает к себе определенные вытесняемые переживания и постепенно «обрастает» элементами (этот процесс называется констелляцией). К.Г. Юнг полагал, что само ядро возникает на основе расового наследия человека и прошлого (в основном детского) опыта. Чем сильнее ядро комплекса, тем большее количество вытесненных переживаний оно притягивает и тем влиятельнее и обширнее становится сам комплекс. Развиваясь в течение жизни человека, комплекс может обретать такую силу, что превращается в эксплуататора всей личности, становится, образно говоря, личностью в личности. Американские ученые К. Холл и Г. Линдсей в этой связи отмечают: комплекс «может захватить контроль над личностью и использовать психику в собственных целях – как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над Наполеоном – жажда власти». (К. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. – М., Эксмо-пресс.- 1999.- С. 84). Однако, «наличие комплекса», отмечал ученый, « не означает невроза – их болезненность не есть болезнетворное расстройство…Комплексы болезнетворны лишь в том случае, если их наличие отрицается». (К.Г. Юнг Психотерапия и мировоззрение/Аналитическая психология: прошлое и настоящее. Сборник. - М., Мартис, 1995. – С. 48. ). Ядро и ассоциированные элементы комплекса в целом бессознательны, но могут быть частично или полностью осознанны.

Коллективное (трансперсональное) бессознательное – наиболее глубинная и наиболее влиятельная психическая система личности. К.Г. Юнг утверждал, что этот слой психики никогда и ни при каких условиях не может быть до конца осознан.

В широком смысле слова коллективное бессознательное может быть понято как психический опыт предшествующих поколений, представленный в нашей личности. Это «психическое наследие» формируется в процессе эволюционного развития человека; оно развивается на основе повторяющихся переживаний многих поколений людей. При этом каждый человек наследует возможность повторного проживания предшествующего психического опыта, что создает систему предрасположенностей, вступающих затем во взаимодействие с индивидуальным опытом и существенным образом влияющих на поведение. В крайних случаях коллективное бессознательное даже может перекрывать психическую энергию индивидуального бессознательного и Эго.

«Коллективное бессознательное, - утверждает К.Г. Юнг, - не обязано своим существованием индивидуальному опыту, и, следовательно, не является персональным приобретением. В то время как личностное бессознательное состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, которые исчезли из сознания, будучи забытыми или подваленными, содержания коллективного бессознательного никогда не входили в сознание. Таким образом, они …обязаны своим существованием исключительно наследственности». ( К.Г. Юнг. Понятие коллективного бессознательного / Аналитическая психология: прошлое и настоящее. Сборник. – М., Мартис, 1995. – С.71.).

Коллективное бессознательное является филогенетической, расовой основой личности человека. На его основе развиваются индивидуальное бессознательное и Эго. Поэтому отражение человеком окружающего мира во многом зависит именно от коллективного бессознательного – своеобразного «готового набора» психических состояний. Эти психические состояния, взаимодействуя с соответствующими объектами материального мира, обретают реальную психическую силу.

К.Г. Юнг подчеркивал, что коллективное (трансперсональное) бессознательное является вместилищем вековой мудрости поколений и служит источником духовного развития человечества. Это особенно наглядно проявляется в религии, возникшей в результате архетипизации высшего, божественного начала и призывающей человека к духовному совершенству.

Как индивидуальное бессознательное состоит из комплексов, так коллективное бессознательное состоит из архетипов.

Архетипами (первообразами) в аналитической психологии принято называть филогенетически предопределенные бессознательные универсальные формы психического опыта, имеющие значительную силу и эмоциональную окраску. Каждый архетип, будучи структурным элементом коллективного бессознательного, отражает определенную «тему» переживаний предшествующих поколений людей. Например, архетип Божества отражает извечное стремление людей к вере в высшие силы; архетип Матери отражает предшествующие переживания по поводу материнства и роли матери в жизни человека и т.д.

К.Г. Юнг предполагал, что архетипы являются целесообразными образцами инстинктивного поведения, возникшими задолго до сознания и продолжающими преследовать свои цели независимо от последующих уровней развития психики, достигнутых человеком. Следовательно, архетипы продолжают оказывать влияние на психическое состояния человека, независимо от сознательной мотивации поведения и знания об их существовании.

Архетипы образуются в результате накопления многими поколениями людей психического опыта на определенную тему: отдельные элементы этого опыта складываются, объединяются, повторяются и приобретают, наконец, свою силу и устойчивость. Не все архетипы могут проявляться в жизни современного человека. Те из них, что отражали архаические страхи древних, могут быть «приглушены» в условиях современной цивилизации, когда человек стал более защищенным от воздействия сил природы и различных живых существ. Таким образом, сила архетипов может быть различна в разные исторические периоды – одни ослабевают, другие становятся сильнее. Кроме того, архетипы не существуют изолированно в коллективном бессознательном. Они могут взаимодействовать и смешиваться, а также проникать в индивидуальное бессознательное, образуя ядро комплекса. В последнем случае возможен «прорыв» архетипического содержания в сознание.

Характерно, что К.Г. Юнг никогда не пытался указать конечное количество архетипов. По-видимому, в процессе эволюционного развития могут возникать новые их виды. В то же время, он описал ряд наиболее влиятельных архетипов, которые можно рассматривать как самостоятельные элементы личности. К таким архетипам относятся персона, тень, анимус и анима.

Персона, так называемая публичная личность, отражает архетипический опыт о социально одобряемых качествах человека. Стремления личности быть положительной, исполнять определенные социальные роли, соответствовать ожиданиям общества, следовать нормам культуры, морали, религии, – все эти мотивы и связанные с ними психические состояния уходят корнями в архетип персоны. Излишне говорить, что социальные требования к личности предъявлялись веками и переживания, связанные с этой темой, накапливались у многих поколений людей. Несмотря на изменчивость культуры и моральных норм, этот архетип остается одним из важнейших элементов коллективного бессознательного.

Персона, как правило, является маской, скрывающей истинную личность человека, которая зачастую противоречит социальным нормам и не испытывает внутреннего стремления к исполнению предписанных социальных ролей. Например, ценности социальные, декларируемые, не всегда соответствуют личностным, а за внешними мотивами поведения человека нередко стоят скрытые, имеющие куда большую значимость.

Идентификация Эго с персоной приводит к подмене собственной личности исполнением социальной роли в ущерб истинному «Я». Реальные переживания человека при этом подавляются или вытесняются, а пространство сознания оказывается занято «актерской игрой». Однако сам «актер» не в состоянии осознавать это. В определенной мере архетип персоны близок понятию «Супер-Эго» в теории личности З.Фрейда.

Тень – «обратная сторона» личности, антипод персоны. Носитель животных инстинктов, сексуальных и агрессивных побуждений. Этот архетип достался нам в наследство от предков по эволюции. Тень отражает запретные или неодобряемые (с социальной точки зрения) мысли, чувства и действия. Они, как правило, прячутся под благопристойным обличием персоны или вытесняются в бессознательное. Если такое вытеснение приобретает уж слишком выраженный характер, тень может взбунтоваться. В крайнем случае возможны потеря самоконтроля и раздвоение личности (поведение маньяков-убийц вроде Чикатило – типичный пример «бунта» тени).

Вместе с тем, животные влечение и страсти, порождаемые архетипом тени, не всегда отрицательны - в умеренном виде они придают радость и яркость человеческому существованию, усиливают проявление индивидуальности. «Вытесненные» же люди, отрицающие собственную естественность, как правило производят «серое» впечатление на окружающих. Относительное равновесие между персоной и тенью – важное условие психического здоровья личности.

К.Г. Юнг выявил множество мифических персонажей, символизирующих архетип тени. Разного рода черти и злые волшебники – наиболее распространенные из них. В русской культуре, например, проекция тени воплотилась в Бабе-Яге, Кащее Бессмертном и Змее Горыныче.

Анимус (Дух) и Анима (Дуща) – архетипы, отражающие психический опыт половой принадлежности и связанных с ней качеств. Поскольку бессознательное, по мнению многих психоаналитиков, бисексуально, у представителей обоих полов наблюдаются проявления и мужских, и женских психологических качеств. Например, как у мужчин, так и у женщин могут проявляться такие, на первый взгляд, противоположные качества, как сила воли, целеустремленность, настойчивость и в то же время – покорность, смирение, послушание. Наличие психологических качеств противоположного пола – не патология. Дело в том, что в процессе культурно-исторического развития два пола выполняли не только биологические функции, но и исполняли определенные социальные роли. Совместное существование мужчины и женщины в течение длительного исторического периода развития привело к своеобразному психологическому «взаимопроникновению», вследствие которого у многих людей и появились качества противоположного пола. Вместе с тем, наличие Анимы у мужчин и Анимуса у женщин создает основу для взаимопонимания полов – психическая реальность противоположного пола постигается через соответствующий архетип, присутствующий в собственном коллективном бессознательном.

Анимус и Анима ответственны за формирование идеального образа противоположного пола, и в этой связи могут способствовать как успешной адаптации к половому поведению, так и к конфликту между идеальным образом полового партнера и чертами реального человека. Успешность такой адаптации в конечном счете определяется способностью Эго находить реалистический компромисс между реальным и идеальным.

Персона, Тень, Анима и Анимус находятся в динамическом взаимодействии, оказывают друг на друга постоянное влияние. Так, Анимус, взаимодействуя с Персоной порождает проявление социально одобряемых мужских качеств – мужчина выступает в роли защитника, покровителя, созидателя и т.д. Взаимодействуя с Тенью, Анимус приводит к проявлению агрессии, жестокости, кровожадности, стремлению к разрушению (архаический образ такого взаимодействия в античной мифологии – бог войны Марс). Подобные метаморфозы Анимы также хорошо известны – Персона и Анима порождают образы доброй феи или заботливой матери, Тень и Анима – злой колдуньи или «роковой» женщины.

Важнейшим из архетипов К.Г. Юнг считал архетип Самости. По мнению ученого, он отражает присущие человеку стремление к целостности и завершенности. Этот архетип был обнаружен в результате исследований восточных духовных практик. Дело в том, что в восточных религиях достижение внутренней гармонии и единства является целью духовного развития человека, в то время как в западной культуре с ее направленностью на преобразование внешнего мира эта тенденция выражена значительно слабее (архетипический образ Самости в западной культуре – Иисус Христос).

Являясь важнейшим архетипом, Самость становится, по Юнгу, центром личности, обеспечивающим ее единство. Ее не следует отождествлять с Эго, поскольку Самость возникает на границе сознания и бессознательного, объединяет их. Ассимилируя часть бессознательного, превращая его в достояние разума, Самость, таким образом, создает новую, более устойчивую основу личности.

Одновременно, достижение Самости является целью развития личности. Актуализация этого архетипа свидетельствует о высокой степени зрелости человека и наступает, по мнению К.Г. Юнга, в период кризиса середины жизни, когда витальные потребности молодости уступают место духовным поискам и обретению смысла существования. Религиозные переживания и искания человека мотивированы именно этим Архетипом.

Критикуя особенности западной цивилизации, К.Г. Юнг отмечал, что стандартизируя развитие человека мотивами потребления, материального процветания, комфорта и личной свободы, она «перекрывает» канал духовного развития личности, направляет всю психическую энергию на овладение внешними объектами, препятствуя обретению самости. Это оборачивается духовным оскуднением общества с одной стороны и невротизацией личности с другой. Тревожная зависимость человека от внешнего, материального мира и ощущение бессмысленности и пустоты своего существования – типичные проявления этого типа невротизации.