Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в психоанализ. Учебное пособие.Последн....doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
690.18 Кб
Скачать
  1. Психическое развитие личности.

Следуя традициям психоанализа, А.Адлер утверждал, что наиболее ответственным периодом становления личности является ранний возраст, приблизительно до пяти лет. В этом возрасте, как отмечалось выше, происходит формирование основ индивидуального стиля жизни. Его особенности определяются многими условиями, среди которых первостепенную роль играют детско-родительские отношения, особенности семейного воспитания, а также переживания самого ребенка. Ряд событий, имевших место в раннем детстве, может привести к формированию ошибочного жизненного стиля и препятствовать развитию полноценного чувства общности с другими людьми. А. Адлер определил три основных фактора, создающих предрасположенность к ошибочному жизненному стилю:

- физическая или умственная неполноценность ребенка;

- испорченность ребенка;

- отвержение ребенка родителями.

Особенно сильно ощущают свою неполноценность и потому сильно страдают дети с физическими или умственными недостатками. Вступая в самостоятельную жизнь, они чаще всего испытывают неадекватность и дезадаптацию. При определенных условиях, однако, возможна их реабилитация и полноценное приобщение к социальным процессам. Условия эти сводятся главным образом к поддержке со стороны семьи и вниманию со стороны учителей и воспитателей. Испорченность, по Адлеру, означает хорошо знакомую нам избалованность ребенка. По мнению ученого, у избалованных детей чувство общности в наибольшей степени деформируется. Такие дети, став взрослыми, стремятся к тому, чтобы заставить других людей приспосабливаться к ним, а не сами приспосабливаются к требованиям общества. Многие из них центрированы на фиктивных ценностях, например, безграничности собственной свободы. Они хотят видеть мир, построенный на их собственных представлениях. Отверженный, главным образом, собственными родителями, ребенок затаит в себе обиду. Его чувство неполноценности будет подталкивать его к мести за собственное отвержение. Вырастая, отверженные дети враждебно относятся к другим людям, обладают высоким уровнем агрессии, и поэтому не способны обрести чувство общности. Следует отметить, что ошибочный жизненный стиль у всех трех типов не является фатальной неизбежностью. При благоприятных условиях жизни и психологической помощи возможна его коррекция.

Как видно из приведенного выше анализа, ошибочный жизненный стиль характеризуется, главным образом, неспособностью индивида обрести полноценное чувство единства (общности) с другими людьми. Это порождает фиктивные жизненные цели, лишая человека возможности реализовать себя и в конечном счете толкает его на путь достижения иллюзорного невротического превосходства. Вот что пишет по этому поводу сам А.Адлер: «Недостаточно развитое чувство общности является эквивалентом ориентации на бесполезную жизнедеятельность. Индивиды с недостаточно развитым чувством общности составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных, алкоголиков. В таких случаях проблема, которую необходимо решить, заключается в том, чтобы найти средства, способные повлиять на их возвращение к полезной стороне жизни, и обращение их интереса к окружающим». (А.Адлер. Наука жить.- Киев, 1997. – С.5).

Придавая раннему возрасту ключевое значение в психическом развитии личности, А.Адлер активно использовал детские воспоминания в своих исследованиях и в процессе психотерапии. Их интерпретация позволяла прояснить основы, на которых формировался жизненный стиль человека.

Одной из оригинальных гипотез ученого является предположение о том, что порядок рождения детей в семье в значительной мере создает предрасположенность к формированию у них тех или иных качеств личности, определенного жизненного стиля. Действительно, психологические портреты старшего и младшего ребенка в семье зачастую сильно различаются. А.Адлер старался выявить и объяснить причины таких различий.

Рассматривая семью как особую социальную группу, ученый предполагал, что каждый из детей испытывает своеобразные переживания по поводу своего членства в этой группе.

Старший ребенок, как правило, оказывается лишен привычного ему родительского внимания после рождения второго ребенка. Это порождает чувство тревоги и ревность. Поэтому весьма вероятно, что у рожденного первым ребенка сформируются такие качества, как враждебное или настороженное отношение к людям, стремление избегать реальных или мнимых опасностей и серьезных изменений в жизни. По наблюдениям А.Адлера, старшие дети чаще других проявляют склонность к антисоциальному поведению.

Средний ребенок в большинстве случае адаптирован лучше, чем другие дети в семье. Однако в его поведении часто проявляется тенденция к «соревнованию» со старшим и стремление не отставать от него. Такие дети часто вырастают амбициозными, своенравными и завистливыми.

Младший ребенок, по Адлеру, чаще всего становится испорченным, эгоистичным, поскольку к нему в большей степени приковано внимание родителей. Эгоистичность младшего ребенка тем более усиливается, если родители стараются потакать его капризам. В целом, ученый утверждал, что наибольшими шансами превратиться в невротическую личность обладают старшие и младшие дети.

Многие особенности ребенка и формирование его жизненного стиля важнейшим образом зависят от того, какую воспитательную стратегию изберут родители. По этому поводу А. Адлер отмечал следующее: «Что касается воспитания ребенка, то его основной целью, как мы показали, должно стать развитие чувства общности, на основе которого затем кристаллизуются здоровые и полезные цели жизни. Только обучая детей жизни в согласии с социальными нормами, можно достичь того, что являющееся универсальным ощущение неполноценности становится на службу здорового развития личности и не превращается в комплекс неполноценности или превосходства». (Там же, С. 119).

Гипотеза А.Адлера относительно влияния порядка рождения на психическое развитие личности является достаточно спорной; исследования в этом направлении до сих пор продолжаются, однако они не привели пока к ее однозначному подтверждению либо опровержению. В то же время, в психологии известны и другие исследования, раскрывающие взаимосвязь семейных отношений и индивидуальных особенностей личности. Так, американскими психологами было установлено, что мужчины, выросшие в неполной семье, чаще других проявляют склонность к безответственному сексуальному поведению, а люди, пережившие в детстве развод родителей, в зрелом возрасте сами более предрасположены к распаду семьи.

Психическое здоровье зрелой личности, по Адлеру, в основном зависит от наличия здорового чувства общности, или как говорит ученый в некоторых своих произведения, «от степени обобществленности личности». Важнейшими условиями, и, одновременно, критериями психического здоровья он считает наличие у взрослого человека семьи и трудовой деятельности.

* * *

Индивидуальная психология А.Адлера, как и другие психоаналитические теории, не раз становилась объектом резкой критики. Эта критика не всегда носила чисто научный, психологический характер. Дело в том, что многие представители западного общества с его традиционной приверженностью индивидуальным правам и свободам довольно прохладно отнеслись к идее «обобществления личности». Иногда А.Адлеру даже приписывали склонность к насильственной марксистской коллективизации, а обвинение в марксизме в Европе 30-х годов ХХ в. создавало определенные проблемы. Многим, особенно представителям высших слоев общества, не по душе пришлись предписания иметь семью и систематически трудиться (кстати, А.Адлер неоднократно подчеркивал, что многие невротики не способны к систематической продуктивной деятельности).

Действительно, при чтении произведений ученого создается впечатление, что в некоторых вопросах своей теории личности он был несколько навязчив и склонен к повторам; его научные взгляды в какой-то мере усиливались присущими ему социал-демократическими убеждениями.

Что касается психологов, то основные критические замечания сводятся главным образом к вопросу: «Почему ученый рассматривает в качестве основной движущей силы развития человека только лишь чувство неполноценности и стремление к превосходству?». Большинство современных специалистов в области теории личности убеждены, что при всей значимости открытого А.Адлером механизма, существуют и другие, не менее существенные. Не вполне понятно, почему социальный интерес в индивидуальной психологии рассматривается как врожденный. Это положение, по-видимому, следует принять как научное допущение адлерианского психоанализа. Некоторые допущения не являются, однако, недостатком только психоаналитического направления. Их хватает и в других научных школах, имеющих свои теории личности.

Даже если допустить, что теория личности А.Адлера раскрывает лишь один, хотя и значительный, аспект психической жизни человека, это ни сколько не снижает ее научного и исторического значения. В современных условиях чрезвычайно важным представляется ответ на вопрос о том, что в действительности движет человеком: социальные или эгоистические побуждения. В последние годы мы не раз становились свидетелями того, как социальные, национальные, патриотические ценности девальвировались под влиянием эгоистических или мелкогрупповых интересов. Многие из читателей наверняка припомнят хотя бы один случай, когда невротические деформации человека, его поглощенность фиктивными целями порождали серьезные проблемы в семьях, а проявление синдрома «борьбы за власть» наносило серьезный ущерб сплоченности и продуктивности трудового коллектива. Кто-то, возможно, задумается и том, что стереотип стремления к личному успеху и престижу, столь тщательно навязываемый нам в последнее время, в действительности есть лишь фиктивная цель, продиктованная переживанием неполноценности и стремлением к невротическом превосходству. Как бы там ни было, но существование этих и многих других проблем есть убедительное свидетельство актуальности теоретических положений индивидуальной психологии А.Адлера.