Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Andreyanov ON

.pdf
Скачиваний:
27
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
7.12 Mб
Скачать

На Африканском континенте трихинеллез имеет незначительное распространение и обнаружен у некоторых видов хищных животных (E. Gound, J. Whyte, 1975).

В Алжире случай инвазирования человека возбудителем трихинеллеза был выявлен после употребления местным аборигеном мяса шакала. При определении видовой принадлежности молекулярным методом был установлен вид - T. nelsoni (M. Nezri и др., 2006). Большинство местных жителей Алжира являются мусульманами, поэтому они не употребляют мясо свиней в пищу. В Конго в мышцах пятнистой гиены (Crocuta crocuta) были обнаружены личинки трихинелл (Е. Young, S. Р. Kruger, 1967). В Египте, где проживают в основном мусульмане, вспышка трихинеллеза была зарегистрирована у французского туриста после употребления свинины в

1975 г. (М. Therizol и др., 1975). Возбудитель T. spiralis был идентифицирован у двух собак (E.M. Mikhail и др., 1994), а T. britovi - у

волков (R.M. Barakat и др., 1982).

От 35 до 40% населения Эфиопии переболевает трихинеллезом. Источником инвазии в этой стране служат дикие свиньи рода (Phacochoerus)

– бородавочники (H. Kefenie, G. Bero, 1992). Бескапсульный вид трихинелл обнаружен у рептилий на ферме по разведению нильских крокодилов (E. Pozio, 2007). В искусственном озере Кахора Басса, построенном на р. Замбези (провинция Тете, Мозамбик), около 20% нильских крокодилов инвазированы

T. zimbabwensis (E. Pozio, 2007).

На муниципальной скотобойне штата Ойо (Нигерия) с июля по ноябрь 2010 г. были исследованы сыворотки убойных свиней. Для диагностики трихинеллеза у животных использовали планшетный серологический метод диагностики ELISA с экскреторно-секреторным антигеном. В результате исследований было выявлено 15,04% положительных сывороток на трихинеллез (O. Adediran, E. Uwalaka, 2012). По данным лабораторных серологических исследований, 35,55% взрослого поголовья свиней инвазировано возбудителем трихинеллеза, а 8,40% и 14,29% поросята разных возрастных групп.

51

При эпизоотологическом обследовании на трихинеллез Национального парка Крюгер Трансвааля распространенного к западу от Мозамбика, возбудитель Trichinella T8 был обнаружен у пятнистой гиены. Личинки возбудителя T. nelsoni, отдельно, и при смешанной инвазии с Trichinella T8, были зарегистрированы у льва (E. Pozio, 2007). Эти возбудители у домашних животных и людей не выявлены.

В литературе описывается вспышка трихинеллеза среди людей со смертельными случаями, произошедшая в Танзании, после употребления сырого мяса бородавочника, инвазированного личинками T. nelsoni (M.W. Bura, W.C. Willett, 1977). Личинки зооноза регистрируют у льва, леопарда, большеухой лисицы, гепарда, пятнистой гиены, черного шакала. В Тунисе возбудитель инвазии Trichinella spр. был диагностирован у гиен, шакалов и мангустов (C.P. Fassbender, P. Mayer, 1974). В этих странах не обнаружена гельминтозная инвазия у сельскохозяйственных и домашних животных.

На 18 из 29 ферм, существующих в Зимбабве (62%), 39,5% крокодилов инвазированы возбудителем T. zimbabwensis (E. Pozio, 2007). В результате детальных исследований в долине р. Нил были выявлены 28 варанов (Varanus niloticus), инвазированных тем же видом трихинелл.

Обобщая данные по циркуляции различных видов трихинелл в мире, можно заключить, что трихинеллы распространены повсеместно, кроме Антарктиды (табл. 3)

Наибольшее число видов трихинелл как капсулообразующих, так и бескапсульных циркулирует на Евроазиатском континенте (7 видов). Данный факт связан с наличием различных природных экосистем и климатических зон, где издавна существует обилие всевозможных потенциальных хозяев возбудителя трихинеллеза. Имеющиеся трофические связи животных в природном биоценозе диктуют условия по расселению изолятов трихинелл по материку. Например, возбудитель T. рseudospiralis, открытый в Краснодарском крае, уже обнаружен в Якутии. Наименьшее число видов возбудителя трихинеллеза (по 2 вида) обнаружено в Южной Америке, Арктике, Австралии и прилегающих странах Океании. На этих территориях отмечен наименьший перечень хозяев гельминта. Наиболее значимым в

52

эпизоотологическом отношении видом до сих пор считается T. spiralis, который обнаружен уже на 5 континентах. Недавно открытый и еще не описанный вид трихинелл Trichinella-T12 зарегистрирован у диких животных семейства кошачьих в Южной Америке.

Таблица 3 – Распространение возбудителей трихинеллеза в мире

Континент

Вид возбудителя

Хозяева трихинелл

трихинеллеза

 

 

 

 

T. spiralis,

 

 

Северная

T. nativa,

Свинья, домашние и дикие хищники,

T. murrelli,

синантропные грызуны, морские

Америка

T. pseudospiralis,

животные, хищные птицы

 

 

Trichinella-T6

 

 

Южная Америка

T. spiralis,

Свинья, домашние и дикие хищники,

Trichinella-T12

жвачные, синантропные грызуны

 

 

T. spiralis,

 

 

 

T nelsoni,

 

 

 

T. britovi,

Свинья, домашние и дикие хищники,

Евразия

T. nativa,

всеядные, жвачные, синантропные и дикие

 

T. pseudospiralis,

 

грызуны, хищные птицы

 

Trichinella-T9,

 

 

 

 

T. papuae

 

 

 

 

 

 

 

T. spiralis,

 

 

 

T nelsoni,

Свинья, домашние, дикие хищники и

Африка

T. britovi,

всеядные, персмыкающие

 

T. zimbabwensis,

 

 

 

 

Trichinella T8

 

 

Антарктида

-

-

 

Арктика

T. spiralis,

Хищники, морские животные

T. nativa

 

 

 

Австралия,

T. pseudospiralis,

Свиньи, сумчатые млекопитающие, дикие

 

страны Океании

T. papuae

и домашние хищники, пресмыкающие

 

Немаловажную роль по расселению видов трихинелл по земному шару играет всесторонняя деятельность человека. Так, отмечается новый антропогенный фактор передачи трихинеллеза – путешествие. J. DupouyCamet (2011) сообщает, что в США в период с 1975 по 1989 гг.

зарегистрировано 26 случаев инвазирования людей от употребления свинины после путешествия в Центральную Америку. С 1975 г. во Франции отмечены привозные случаи заражения трихинеллезом 67 человек. В настоящее время увеличивается количество мигрирующего населения, особенно из России.

53

Данный фактор передачи трихинеллеза опасен для тех стран, в которых инвазия неизвестна практической медицине.

Аргентинские ученые изучают физиологические свойства у появившегося таксона трихинелл Trichinella T12, которого выделили из мышечной ткани пумы в Южной Америке. Экспериментальные исследования были проведены на плотоядных животных (домашних кошках),

которым дали по 3300 и 1850 личинок на голову (M. Ribicich и др., 2011). В

ходе опыта велись наблюдения за состоянием крови (лейкоцитоз,

эозинофилия, гемоглобин, наличие иммуноглобулинов IgG), клинической картиной (гипертермия, частота дыхания и сердцебиения). Через 54 дня животных усыпили. После исследования на трихинеллез все кошки,

участвовавшие в опыте, оказались зараженными трихинеллезом. У первой группы животных максимальное число личинок возбудителя Trichinella T12

обнаружили в височной мышце (246 личинок в 1 грамме), а минимальное - в

мышцах языка (80 личинок в 1 грамме). У второй группы большое количество личинок трихинелл выделили из мышц конечностей (65 личинок в 1 грамме), а наименьшее из мышц хвоста (10 личинок в 1 грамме).

Вертикальную (трансплацентарную) передачу трихинелл T. spiralis и T.pseudospiralis у хорей, морских свинок и мышей описывают P. Webster и C.M.O. Kapel (2005). Несмотря на разные типы плацентраного барьера,

личинки возбудителя проникали в эмбрионы опытных животных. А у свиней и лисиц трансплацентарная передача личинок трихинелл к эмбриональным плодам не осуществилась. J. Cui и другие исследователи (2006) подтвердили трансплацентарную передачу трихинелл у мышей линии BALB/С при задаваемой дозе 300 личинок трихинелл беременным самкам. Не все новорожденное потомство мышат оказалось зараженным. У заразившихся мышат регистрировали от 1 до 24 личинок в 1 грамме мышечной ткани.

Ученые доказали (подтвердили) лактогенную передачу личинок трихинелл у животных.

54

О роли личинок мясных мух в механической передаче возбудителя трихинеллеза при различных температурах окружающей среды сообщают M. Maroli, E. Pozio (2000). Чем выше температура окружающей среды, тем меньший период времени личинки трихинелл находятся в пищеварительной трубке личинок мясных мух (при температуре 26ºС – 1 сутки, при 8 ºС – 5

суток). Авторами было отмечено, что при снижении температуры окружающей среды инвазионная активность личинок трихинелл снижается.

Биопроба на мышах оказалась отрицательной при температуре 4ºС

окружающей среды.

В летний период механическая передача личинок возбудителя T. spiralis

происходит через личинок серой мясной, зеленой мясной мух и жуков -

карапузиков (Е. Riva и др., 2011). Личинки трихинелл были жизнеспособны и инвазионны для лабораторных мышей в течение первых стадий разложения трупов. Е. Riva с соавторами (2012) изучили выживаемость личинок трихинелл T. spiralis в условиях природного биоценоза в летний и зимний период. В результате опытов установлено, что летом личинки сохраняются в мышечной ткани лабораторных мышей в течение одной недели, а в зимний период - до 6 недель.

При исследовании тараканов, обитающих в больницах и школах о.

Гавайи, O.T. Chan с соавторами (2004) выявили, что насекомые являются транзитными хозяевами личинок ентеробиусов и трихинелл.

Экспериментальное исследование трихинеллеза у страусов проводили D. Piergili Fioretti и др. (2001). При заражении групп птиц в количестве 8 голов возбудителями T. spiralis и T. pseudospiralis по 10000 и 80000 личинок на голову, заражению подверглись только птицы, инвазированные возбудителем T. pseudospiralis. Наибольшая интенсивность инвазии была сосредоточена в мышцах ног. Иммунологическая активность птиц отмечена только в группе заражения при 80000 личинок.

В водном биоценозе экспериментальные исследования проводились на африканских зубатках (Clarias gariepinus), являющихся рыбами -

55

падальщиками (A. Nabih и др., 2003). При заражении рыб по 1000 личинок

T.spiralis на голову инвазирование не происходило. После извлечения личинок трихинелл из тела рыб через 48 часов выяснилось, что нематоды были не инвазионными для лабораторных крыс, не проводили линьку и не созревали до половозрелой стадии развития. Через 40 суток фарш экспериментальных рыб скормили лабораторным крысам, биопроба оказалась отрицательной.

Биохимический метод, являющийся альтернативой классическому способу искусственного переваривания мышечной ткани при трихинеллоскопии, предложили ученые из Швейцарии (P. Buholzera и др.,

2011). Вместо пепсина в практической методике использовался фермент

PrioCHECK® Trichinella AAD. Этот метод пептолиза занимает столько же времени, что и классический, только выпавшие личинки трихинелл сразу инактивируются. Скорость выпадения личинок гельминта из мясного фарша

87,5% (97,0% в контроле).

Во Франции ученые применяют новый метод ферментирования мышц и регистрации трихинелл в пробах мышечной ткани туш свиней (M. Cardona, G. Nespoulous, 2011). Метод основан на обнаружении антигенов в порах нейлоновой мембраны, сенсибилизированной к гельминтам рода Trichinella.

Латексная поверхность мембраны покрыта антителами к трихинеллам. При этом возможно определение присутствия даже фрагментов личинок гельминта. Чувствительность нового способа выделения личинок составляет менее 1 личинки в 100 граммах мышечной ткани. Трихинеллоскопия данным методом занимает на 50 минут меньше, чем при официально принятом.

Производственные испытания проведены в 5 Межреспубликанских ветеринарных лабораториях Франции и Италии.

При исследовании закопанного в землю мяса свиньи, инвазированной

T.spiralis с ИИ – 250 личинок в 1 грамме, на глубину 30, 50 и 100 см выяснилось, что личинки трихинелл, выделенные из мышечной ткани,

56

сохранили жизнеспособность и инвазионность для белых беспородных крыс

втечении 6 месяцев (S. Jovic и др., 2001).

Внастоящее время, так же как и в прошлом, существует проблема дифференциации личинок трихинелл при ветеринарно-санитарной экспертизе мышечной ткани животных. Итальянские ученые на протяжении

2008-2011 гг. провели молекулярно-генетические исследования 15 проб мышечной ткани, с сомнительными возбудителями рода Trichinella,

используя 4 молекулярных маркера - 12S mtDNA; COI; 18S rDNA; ITS1 (G. Marucci и др., 2011). В результате опытов только в 8 пробах возбудителей гельминтозов идентифицировали до вида: Toxocara cati обнаружена в пробах от домашней свиньи, обыкновенной пустельги, полевого луня; Toxocara canis

в пробах от барсука. Из проб от кабана выделили личинки нематод рода

Metastrongylus. В мышцах еще одной домашней свиньи обнаружили личинки свободноживущей нематоды рода Panagrolaimus, а у канюка (Buteo lagopus) -

личинки семейства Filarioidea. У 4 домашних свиней и желтолапой чайки

(Larus michahellis) не смогли идентифицировать личинок паразитических нематод.

Более 167 млн. свиней ежегодно тестируется на трихинеллоносительство в странах, вступивших в Европейский союз (L. Alban и др., 2011).

Обязательное мероприятие было предпринято в связи с биологической безопасностью в странах Европы. Для усовершенствования ветеринарно-

санитарного контроля за мясной продукцией на этой территории предлагается стандартизировать методы диагностики трихинеллеза,

используя искусственный пептолиз мышечной ткани, и проводить различные диагностические исследования в зависимости от происхождения свинины (из аттестованных свинокомплексов, мелких крестьянских и фермерских хозяйств).

Представленный обзор литературы по инвазированию трихинеллезом животных и человека показывает, что возбудитель имеет межконтинентальное распространение и диагностируется повсеместно у

57

диких и домашних животных, а также человека. Исключение составляет континент Антарктида, где еще не проведены детальные исследования в области гельминтологии. Трихинеллезную инвазию регистрируют как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах мира.

Исследователи обнаружили личинки трихинелл у диких,

сельскохозяйственных, синантропных животных и птиц в 66 странах.

Трихинеллез человека диагностирован в 55 странах мира как у этнически коренного населения, так и у туристов. В 20% стран, имеющих территорию ввиде небольших островов, географически отделеных от больших континентов, трихинеллезная инвазия у животных и местного населения может полностью отсутствовать.

2.2. Эпизоотологическая ситуация по трихинеллезу на территории

Российской Федерации и в странах СНГ

На территории Российской Федерации и в странах СНГ в условиях природного биоценоза трихинеллез распространяется довольно крупными

(мигрирующими, перелетными) и мелкими (оседлыми) хищниками.

В Северо-западном регионе России (Архангельской, Вологодской,

Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях,

Республиках Карелии и Коми) трихинеллами инвазированы, главным образом, плотоядные животные различных семейств: медведи, барсуки,

лисицы, куницы, волки, рыси, енотовидные и домашние собаки, кошки (Ю.А

Березанцев, 1954; А.С. Бессонов, 1972; А.А. Мозговой, В.И. Шахматова, 1962). На территории Вологодской области трихинеллез у бурых медведей регистрируют с 1989 г. (Н.А. Рыбакова и др., 1998). В настоящее время неблагополучная ситуация выявлена в 7 административно-территориальных единицах области. Авторы отмечают, что из-за участившихся случаев браконьерства и развития спортивной охоты инвазия сформировалась в виде синантропных очагов.

58

В Калининградской области функционируют смешанные очаги трихинеллезной инвазии. Случай инвазирования людей (263 человека, в том числе 27 детей в возрасте 6 – 14 лет) зарегистрирован в г. Мамоново (З.И.

Цыганкова, 2002). В административном поселении имеются рыбоконсервный комбинат, хлебозавод, зверосовхоз и воинские части. Местное население активно занимается спортивным охотничьим промыслом в пригородных лесных массивах. Инвазированная трихинеллами сырокопченая продукция

(корейка, грудинка из мяса свиньи и кабана) была реализована Мамоновским потребительским обществом через магазины и рестораном Мамоново. Общее количество конфискованной продукции составило 750 кг.

В Центральном Нечерноземье (Нижегородской, Кировской, Ивановской областях, Республиках Марий-Эл, Чувашии, Мордовии) личинки трихинелл обнаружили у бурых медведей, барсуков, волков, обыкновенных лисиц,

енотовидных собак, куниц, крыс, ондатр и ежей (В.А. Бритов, 1962; А.П.

Мачинский, 1972; А.П. Мачинский, В.Н. Семов, 1971). В этом регионе трихинеллез циркулирует преимущественно в природном биоценозе.

В Центральном Черноземье (Белгородской, Воронежской, Курской,

Липецкой, Тамбовской областях) возбудителя трихинеллеза чаще выявляют у хищников природного и синантропного биоценозов (А.В Меркушев, 1954;

В.А. Ромашев, 1968; И.Я. Зиморой, 1964). Исследователи указывают на особую роль промыслово-спортивной охоты и отходов от обработки шкур диких животных в циркуляции инвазии. Важным путем передачи трихинелл считают хищничество, поедание трупов и тушек убитых на охоте зверей. При обследовании животных 5 административно-территориальных единиц Курской области Н.А Вагин и Н.С. Малышева (2010) обнаружили трихинеллезную инвазию у 9 видов животных (100 из 477 особей).

Трихинеллез был выявлен у каменной куницы (22,3%), европейской и американской норок (34,9%), обыкновенной лисицы, светлого хоря,

домашней собаки (4,0%), кабана (11,1%), серой крысы (3,6%), обыкновенной полевки (2,3%). Авторы считают, что трихинеллезная инвазия циркулирует

59

только в природном биоценозе среди хищников, кабанов и грызунов.

Появление трихинеллеза у синантропных животных (серых крыс и собак)

они объясняют существующимися трофическими связями с животными природного биоценоза.

Изучая влияние комплекса экологических факторов на зараженность млекопитающих трихинеллами в Курской области, Н.А. Вагин с соавторами

(2013) отмечают, что из-за антропогенного фактора человек сам формирует природные и синантропные очаги инвазии. Так, трансформация естественных мест обитания диких жвачных, плотоядных, грызунов и насекомоядных животных (вырубка леса, осушение болот) приводит к высокой концентрации животных на ограниченной территории, тесному контакту между ними, открытию новых несвойственных им пищевых каналов, а также к проникновению животных в синантропные биоценозы и обмену между ними трихинеллезной инвазией.

Исследуя гельминтофауну диких плотоядных животных Воронежского региона, Б.В. Ромашов и соавторы (2013а, 2013б) обнаружили возбудителя трихинеллеза T. nativa у волка, лисицы, енотовидной собаки, лесной и каменной куниц, барсука. У авторов имеются сомнения в типировании возбудителя. Современные взгляды ученых указывают на обнаружение еще и возбудителя T. britovi.

На территории Поволжья (Астраханской, Волгоградской, Самарской,

Пензенской, Саратовской, Ульяновской областей) личинки трихинелл регистрируют у кабанов, водяных крыс, волков, горностаев, полевок (В.Б.

Дубинин, 1961; В.И. Заблоцкий, 1972).

В Республиках Башкортостан и Татарстан эта инвазия обнаружена не только среди крупных хищных животных (волков, бурых медведей,

обыкновенных лисиц, енотовидных собак), инвазированность которых колеблется от 21 до 78%, но и у мелких плотоядных (хорей, колонков, куниц,

горностаев и барсуков) в значительном проценте (О.Н. Третьякова, 1956;

В.А. Бритов, 1962).

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]