Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grinson__Praktika_i_tekhnika_psikhoanaliza.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
2.29 Mб
Скачать

3.10.2. Сеанс в понедельник

На самом деле этот раздел следовало бы назвать "сеанс в пятницу и в понедельник" или, лучше всего, "реакции пациента на отдаление из-за уик-энда от аналитика". Для краткости, а также потому что Фрейд еще в 1913 г. говорил об "осадке понедельника", я и назвал этот раздел "Сеанс в понедельник". Мы знаем, что наши пациенты будут эмоционально реагировать на все отдаления от аналитика. Некоторые реагируют так, как будто уик-энд- праздник, карнавал, другие - так, будто это отказ или оставление, Ференци (1919) описал "невроз воскресенья", который имел место, когда его пациенты утрачивали то отвлечение внимания и развлечение, которое несла им повседневная работа. Фрейд в "Тотеме и табу" (1913) и позже в "Печали и меланхолии" (1917) описал некоторые из динамик и структурных изменений, которые имеют место во время праздников. Он разрабатывал некоторые из этих идей и дальше, в различных работах. Хороший обзор, посвященный этому вопросу, был опубликован в 1955 г. Гринштейном. Однако никто из авторов не подчеркивал центральной роли ситуации переноса как детерминанты для реакции пациента на уик-энд. Я намереваюсь исследовать некоторые типичные способы, которыми пациенты реагируют на прерывание аналитической работы, вызванное уик-эндом.

3.10.2.1. Уик-энд как праздник

Для некоторых пациентов отделение, вызванное уик-эндом, является случаем для празднества, это перерыв, передышка, отдых; оно означает возможность восстановления сил от лишений и требований психоаналитического лечения. Очевидно, что когда это имеет место, это является признаком того, что ежедневная психоаналитическая работа выполняется при постоянном сопротивлении. Удивительно, как часто может случаться, что пациент открыто не показывает присутствие сопротивления до сеанса в пятницу или до сеанса перед отпуском. Когда вдруг, к удивлению аналитика, пациент реагирует на этот перерыв в работе как на приближение празднества и веселья; в таком случае аналитик должен сделать вывод о присутствии латентного раздражения по отношению к психоаналитическому лечению, которое не проявлялось в рабочий период времени. Это показывает, что аналитик, должно быть, является чем-то вроде критического Супер-эго для пациента. Пациент работает в анализе под давлением обязательств, по принуждению, покоряется ситуации без отчетливого проявления этой покорности. Пациент может осознавать, а может и не осознавать этого, но его реакции на приближение праздника четко покажут это. Пациенты, которые так чувствуют себя в пятницу, перед уик-эндами, и пациенты, которые имеют чувство облегчения и удовольствия в конце каждого психоаналитического сеанса, относятся к этой категории.

Когда аналитик является критической фигурой Супер-эго для пациента, тогда поведение пациента во время уик-энда будет состоять из микста различного рода инстинктивных свобод. Здесь будет и изобилие либидозных и агрессивных устремлений, обычно, с регрессивным инфантильным оттенком. Поразительно, как пациенты будут сдерживать свою сексуальную жизнь, а затем, во время уикэнда будут разрешать себе разнообразную прегенитальную активность. Во время уик-эндов часто наблюдается резкое увеличение половой активности, мастурбации и неразборчивых связей. Параллельно увеличивается число агрессивных акций. Некоторые пациенты отыгрывают вовне то, к чему их приводили свободные ассоциации в течение недели. Эти пациенты ведут себя так, будто аналитик является носителем их Суперэго. Тогда сеанс в понедельник становится сеансом для исповеди и искупления вины. Для них сеанс в понедельник становится воскресной исповедью. В понедельник они очень часто начинают сеанс в подробного перечисления всех своих грехов, с чувством большой вины и стыда, страха наказания и сильным самоуничижением. Поразительно, что когда такие пациенты случайно встречают своих аналитиков во время уик-энда, они бывают шокированы, потому что фантазируют, что аналитик не существует во внешнем мире. Или же они могут фантазировать, что аналитик локализован в офисе. Некоторые пациенты бывают шокированы, встретив своего аналитика на концерте или в театре. Некоторые не будут узнавать его, становясь истерически слепыми, и развивают скотому в отношении него. Важно осознавать эту проекцию Ид и Суперэго, а также неявные сопротивления, которые молчат во время работы в течение недели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]