Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

person

.pdf
Скачиваний:
68
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
11.17 Mб
Скачать

В. В. Сорокина • Детские игры и игрушки как форма массовой коммуникации

существа. По ночам и днем, если он оставался один, его мучи- 711 ли страхи привидений или монстров. Он боялся того, что их ничто не остановит, они пройдут сквозь стены и набросятся на него. Он боялся смерти родных и своей собственной смерти.

В процессе обследования оказалось, что мальчик увлекается компьютерными играми, где действуют кровоточащие скелеты, очень натурально изображенные, которых он передвигает по экрану, осуществляя с ними какие-то взаимодействия. Мысль о том, что нет преграды для монстров, была мучительна для него. Тем не менее он продолжал играть в эти игры, хотя очевидно, что это могло привести к патологическим последствиям.

В подобных случаях в преодолении негативных переживаний детям требуется уже квалифицированная психологическая помощь.

Российским детям доступны все каналы и программы телевидения. К концу детсадовского возраста малыши успевают познакомиться со всеми жанрами телепередач: из «мыльных опер» они впитывают модели семейных и супружеских отношений (одно время в детском саду была очень популярна игра в «роды с асфиксией»), из боевиков для них делается привычным вид крови и смерти (в школах на переменах даже девочки отрабатывают удар прямой ногой в живот), а для ролевых игр вполне годятся рекламные сюжеты. Если ребенку предложить задание, в котором требуется проявить фантазию, воображение, то в ответ очень часто мы получим рекламное клише или образ монстра из мультфильма, настолько «оккупировано» сознание ребенка телевизионным потоком.

Происходит расшатывание психики и психопатологизация детей. У школьников появляются тяжелейшие негативные переживания, страхи, о которых взрослые – родители, учителя, воспитатели – обычно ничего не подозревают или значение которых совершенно недооценивается, но об этих страхах свидетельствуют проективные рисунки детей. «Когда игрушки оживают» – это рисунок, выполненный 11-летним школьником на предложение нарисовать свой страх. На нем он изо-

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:711

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

Раздел III • Информационная открытость и психологическая безопасность

712бразил себя, лежащего на кровати с широко раскрытыми от страха глазами, а вокруг движутся его ожившие игрушки: нависает красное одноглазое чудовище – персонаж мультфильма, на лицо спускается паук, под кроватью ездит радиоуправляемый вездеход, динозавр раскрывает свою пасть, скорпион движется к кровати, на шкафу танцует робот, птица-мутант направляется к кровати, многоголовые чудовища появляются в углу, а из шкафа выходит, сверкая глазами, огнедышащее привидение. На вопрос, адресованный ученикам начальной школы, бывает ли им так же страшно, как изобразил мальчик, подавляющее большинство детей ответили, что им бывает так страшно после просмотра телепередач, а некоторые сообщили, что им бывает даже еще страшнее, чем нарисовано. Следует отметить, что страхи присущи детям и некоторыми психологами рассматриваются как нормальные явления, свойственные возрасту, но переживания угрозы жизни со стороны различных чудовищ, навязчивый характер этих страхов, их частая повторяемость в снах – симптомы выраженного эмоционального неблагополучия. Все эти образы являются метафорическим выражением неосознаваемого чувства угрозы в мире, страха быть поглощенным всепожирающим существом, т. е. страха смерти.

Многие дети скрывают от старших свои переживания, опасаясь, что их будут стыдить или попросту не поймут. Как одолеть монстра, родители, как правило, тоже не знают. Зрительные образы чудовищ, запечатленные с экранов телевидения, сильнее воздействуют на психику, чем последующие объяснения родителей. Ребенок боится иррациональных сил, против них рациональные рассуждения бессильны помочь. Кто или что может защитить от чудовища, которое обладает необычайными способностями проходить сквозь стены, читать человеческие мысли и убивать лучами? И ребенок верит в это, ведь не верить в сверхъестественное он не может – таково свойство детского мифологического, мистического восприятия. Но в страшном мультфильме об этом ничего не говорится. Способов и средств преодоления страхов телевидение не дает.

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:712

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

В. В. Сорокина • Детские игры и игрушки как форма массовой коммуникации

Часто родители задают вопрос о влиянии традиционных 713 детских волшебных сказок на возникновение страхов.

В традиционных сказках из поколения в поколение передаются способы борьбы с силами зла. Тема смерти постоянно присутствует в сказках, ведь Баба-Яга и Кощей Бессмертный – это олицетворения зла и смерти. Но в сказках дается

испособ избежать смерти. Герой сказки исполнен храбрости

ибесстрашия: чудовище нападает, но герой не испытывает смертельного ужаса перед ним, а вступает в борьбу, проявляя отвагу. Это персонаж, с которым себя отождествляют мальчики. А в сказках «Гуси-лебеди» или «Морозко», например, главная героиня – девочка, которая открыта и доброжелательна к тем, кто к ней обращается за помощью. Кротость и доброта воспитываются в девочках. Малозаметные, казалось бы, незначительные персонажи, которым главные герои когдато не раздумывая помогли (мышка, щука, яблоня, печка и т. п.), вдруг неожиданно появляются в самый опасный момент

испасают от гибели. Бесстрашие, храбрость, самообладание, с одной стороны, а с другой – бескорыстная доброта, открытость, нерасчетливость, доброжелательность – нравственная чистота героев всегда вознаграждается удачей, везением в жизни. Поэтому сказки необходимо читать детям и подробно разбирать их содержание. Сказка вводит в воспитательный процесс нравственные законы мира, нравственные способы поведения, которые тысячелетиями вызревали в культуре народа, и ребенок с младенчества приобщается к ним. Формируется устойчивый, позитивный образ мира.

Современные мультсериалы, беспрерывно транслируемые специальными телеканалами, по внешним выразительным средствам маскируясь под сказку, по своим функциям и смысловой направленности представляют собой антисказку: они иронизируют и глумятся над основополагающими нравственными ориентирами, ценностями и традициями, что угрожает в итоге полной дискредитацией базовых ориентиров личности и принципов цивилизации. 84% мультсериалов эксплуатируют сексуальную тему, в 92% ведущей является

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:713

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

Раздел III • Информационная открытость и психологическая безопасность

714тема насилия и жестокости и при этом в 100% сериалов дискредитируются социальные нормы поведения.

Большинство зарубежных высокодинамичных мультфильмов сеют в детях страх и создают искаженную, угрожающую картину мира: разрушение, агрессия, беспрерывные трансформации персонажей (обычное насекомое, например, вдруг становится привидением); ненормальные, уродливые выражения лиц; резкие, судорожные движения; постоянные взрывы – все это приучает маленьких зрителей к ощущению расшатанности мира, отсутствию в нем опоры. Разрушения, уродства становятся «нормой» происходящего, обыденностью, впитываются детьми доверчиво и некритично. У ребенка создается представление, что мир нестабилен, непредсказуем и страшен, мир иррационален.

Часто детские фильмы содержат скрытые идеи, так называемые медиавирусы, направленные на разрушение традиционных культурных норм. Как отмечает Дуглас Рашкофф, детские программы – это удобная упаковка для обсуждения жизни геев или воплощения психоделического восприятия. «Фактически детское телевидение и MTV – удобнейшие точки для запуска “контркультурных баллистических ракет”»3.

Аналогичное представление о мире внушают детям и многие компьютерные или электронные игры.

Учителя жалуются психологам на то, что ребята черпают из фильмов способы поведения, стили общения между собой: резкие движения, односложную, обрывистую речь, грубость. Школьники, ежедневно получая подобные «уроки» с экранов, некритично их усваивают, стараясь подражать героям фильмов: становятся дерзкими с родителями, грубят учителям.

По своему техническому развитию Япония давно уже опережает развитые страны, и те же вопросы сохранения культурного достояния нации волнуют ее педагогов. Говоря об огрублении детей, притуплении их чувствительности, которая приводит к жестокости и насилию, японский педагог профессор Мураяма призывает изменить взгляды на совре-

3 Рашкофф Д. Указ. соч. – С. 5.

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:714

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

В. В. Сорокина • Детские игры и игрушки как форма массовой коммуникации

менную систему коммерции, которая способствует формиро- 715 ванию извращенных желаний. В своей книге «Дети и школа в обществе изобилия» он пишет: «Человеческие чувства, будь то вкус или зрение, также становятся объектом управления посредством потребления товаров. Из-за усиления атаки на чувства человека способность тонко чувствовать ослабевает в силу мягкости, присущей всему естественному»4.

О каких чувствах может идти речь, когда ребенку предлагаются леденцы и мармелад в виде глаза дракона с прожилками кровеносных сосудов, или человеческая челюсть с запломбированными зубами, имеющая вкус яблока, или язык монстра со вкусом вишни? Что можно сказать о чернокожей кукле, к которой прилагается пара белых ног в ажурных розовых чулках?

Идея расчленения человеческого тела, которая вызывает содрогание у нормального в психическом отношении человека, теперь, по замыслу производителей подобной продукции, должна стать привычной, обыденной для наших детей. А что уж говорить о фильмах ужасов, которые тоже доступны школьникам!

Детям всего мира глобальное общество навязывает моду на производимый товар, развивая вкус к деструктивной демонической антиэстетике. Все это не может не воздействовать на психику ребенка, расшатывая ее основы, потому что, просматривая фильм или играя, ребенок вольно или невольно отождествляет себя с уродливыми персонажами инфернального мира и впитывает те идеи, которые они в себе воплощают.

Чрезмерная занятость родителей на работе (особенно это касается матерей) создает дефицит родительского внимания детям, своеобразную беспризорность, сиротство при живых родителях. Дети лишены теплоты, понимания, ласки, получая их от родителей на бегу, впопыхах, в суете иных родительских забот. Снятие с себя родительской ответственности, передача ее вначале детскому саду, потом школе и масс-медиа создает риск отклонения в личностном развитии детей, возникнове-

4 Мураяма С. Указ. соч. – С. 25.

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:715

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

Раздел III • Информационная открытость и психологическая безопасность

716ния у детей чувства потерянности, покинутости родителями, своей ненужности.

Втаких условиях телепродукция, компьютерные игры и модные игрушки могут спровоцировать у детей возникновение не только страхов. Повышенная возбудимость, негативизм, грубость, агрессия и жестокость, попрание этических норм – это может быть реакцией психики на беспрерывный «монстрический поток», которым окружены современные городские дети «благодаря» средствам массовой коммуникации. Как им еще реагировать, как защищаться от иррациональной угрозы мира? Теперь уже приходится удивляться другому: как они выдерживают эти атаки фантастического мира? И как нам, педагогам и психологам, в этих обстоятельствах сохранять психическое здоровье ребенка?

Психиатры рассматривают зависимость от компьютерных игр и интернет-зависимость как вид наркомании. При этом подчеркивается высокий дидактический потенциал компьютерных игр. Но, по данным экспертизы Московского Центра коммуникативных исследований, содержанием этого дидактического воздействия становится моделирование девиантного, деструктивного поведения5. Ребенок в состоянии воспринять зрительные образы насилия и начать подражать им с полутора лет. Дэвид Гроссман, подполковник американской армии, проводящий подготовку военных для службы спасения, в одном из интервью сравнил аркадные компьютерные игры с тренажером для развития страсти к убийству, где дети учатся поражать цель с одной попытки. «Ребенок за игрой-стрелялкой ничем не отличается от пилота за авиасимулятором: все, что в них в этот момент закачивается, потом будет воспроизведено автоматически. Мы учим детей убивать, подкрепляя убийство чувством удовольствия и призами! А еще учим ликовать и потешаться при виде реалистично изображенных смертей и человеческих страданий. Ужасает безответственность производителей игр, снабжающих детей

5 Медведева И., Шишова Т. Ребенок и компьютер. – Клин: Христианская жизнь, 2007.

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:716

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

В. В. Сорокина • Детские игры и игрушки как форма массовой коммуникации

армейскими и полицейскими тренажерами. Это все равно что 717 дать в руки каждому американскому ребенку по автомату или пистолету. С точки зрения психологии – никакой разницы!»6.

По данным наркологов, гиперактивные, возбудимые дети представляют группу риска по раннему потреблению и быстрой зависимости от наркотиков. Да и наводка, подталкивание к наркотикам содержится уже в компьютерных играх. Детей постоянно ругают за невнимательность, несобранность, расторможенность. Но вот пример: главная героиня одной из компьютерных игр, адресованных детям 9-11 лет, – девушкаподросток, которая постоянно куда-то бежит: парк, дискотека, бар, метро; ее внимание ни на чем не задерживается. По поводу книг она иронизирует, что уж и не помнит, когда она что-либо читала. Несколько раз появляется на экране вывеска кафе «Sextasy», образованное от сочетания двух слов «sex» и «extasy» – названия наркотика, используемого на дискотеках. Пьяного, сидящего на земле и потягивающего пиво, сопровождает комментарий: «С утра выпил – весь день свободен». «Кликнув» мышкой на какую-то глыбу на обочине дороги, мы получим комментарий: «Камень зла – он следит за тобой».

К тому времени, когда дети должны идти в первый класс, 60-70% родителей уже разведены. Это цифры приблизительные, но они дают представление о масштабах проблем в семьях младших школьников: семья перестает быть защитой для детей. Нередко возникший телестрах усугубляется неблагоприятной семейной обстановкой, эмоциональной напряженностью родителей, их тревогой, подогреваемой теми же СМИ.

Самосознание ребенка в начальной школе развито еще крайне слабо, младший школьный возраст – это период лишь становления рефлексии, многие глубокие переживания детям трудно осознать, а тем более выразить словами. Обычно школьники, особенно мальчики, ничего не рассказывают о своих негативных переживаниях, но метафорический язык детских рисунков раскрывает их подсознание, делает зримым

6 Там же. – С. 141.

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:717

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

Раздел III • Информационная открытость и психологическая безопасность

718их восприятие мира. Вырванные из-под духовной защиты, которая столетиями вызревала в традиционной культуре нашего народа, и погруженные средствами масс-медиа в «новую духовность» инфернального мира, дети оказываются одинокими в своих переживаниях страха и тревоги и не защищенными от воздействия иррациональных злых сил. Как они будут преодолевать свои негативные переживания, кто придет им на помощь, кто предложит иную картину мира, – вопрос открытый.

Вусловиях развития глобального общества дети становятся самым незащищенным объектом манипуляции для получения сверхприбыли в руках глобальных коммерческих структур. Последствия «воспитательного» воздействия средств массовой коммуникации не осознаются родителями. Профессиональный долг всех специалистов, ответственных за психическое и нравственное здоровье детей, – педагогов, психологов, логопедов, врачей, – требовать от государства экспертизы и контроля качества информационной продукции, которая доступна детям.

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:718

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

Раздел IV

НА СТЫКЕ НАУК: ГРАНИ СЕМИОСФЕРЫ

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:719

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

Mediapsihology_tabl.indd Sec26:720

 

 

30.06.2008 15:10:42

 

 

 

 

 

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]