Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Разумова.ответы..docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
103.95 Кб
Скачать

19. Метод амплификации.

Юнг использовал метод, названный им методом амплификации (усиления, расширения). По его мнению, хотя свободные ассоциации, в конечном счете "всегда приводят к комплексу, мы не можем быть уверены, что именно данный комплекс и составляет настоящий смысл сна... Конечно, мы всегда можем так или иначе добраться до наших комплексов, поскольку они являются полюсами притяжения для всего остального психического материала". Но бывает и так, что сон указывает на нечто прямо противоположное содержанию комплекса: с одной стороны, на естественную функцию, которая могла бы избавить индивида от его комплекса, с другой же стороны — на путь, который мог бы избрать этот индивид.

Метод амплификации отличается от метода свободных ассоциаций также и в том отношении, что источником ассоциаций здесь, наряду с пациентом или лицом, рассказывающим собственный сон, является сам аналитик. Аналогии, предлагаемые аналитиком, часто определяют направленность ассоциаций, возникающих у пациента. При всем своем богатстве и разнообразии такие аналогии и образы всегда родственны содержанию сна; что же касается свободных ассоциаций, то в нашем распоряжении нет никаких способов контролировать их поток и предотвращать его "растекание" в стороны, весьма далекие от содержания сна.

Итак, амплификация — это ограниченный, контролируемый и направляемый ассоциативный процесс, который так или иначе вращается вокруг смыслового ядра сновидения и тем самым помогает аналитику нащупать это ядро. "Амплификация приносит пользу в тех случаях, когда приходится иметь дело со смутными, неясными переживаниями, которые можно понять только поместив их в определенный психологический контекст (что в свою очередь, требует их расширения, увеличения их объема). Именно поэтому, толкуя сны в духе аналитической психологии, мы прибегаем к амплификации: ведь сон — это очень тонкий намек, который чрезвычайно сложно понять, не обогатив его определенным набором ассоциаций и аналогий".

Амплификацию следует применять к любым элементам сновидения — если только мы хотим сформировать для себя некую общую картину, на основании которой можно было бы расшифровать скрытый "смысл". В рамках юнговского метода амплификации различные мотивы сна "обрастают" родственными образами, символами, легендами, мифами и т. п., в результате чего постепенно выявляются их самые различные аспекты и возможные смыслы; в конечном счете, это приводит к полному прояснению их значения. Полученные смысловые элементы связываются друг с другом, и в итоге формируется непрерывная цепь мотивов сна, а сам сон, как некое единство, становится доступен окончательной верификации.

21. Специфика переживания постразводного кризиса родителями и детьми.

Детские страхи постразводного периода могут проявляться в разнообразных симптомах. Родители, и прежде всего тот из них, с кем живет ребенок (чаще всего это мать), должны в это время проявлять нео­быкновенно много внимания и терпения по отноше­нию к этим симптомам. Дети должны иметь возможность регрессиро­вать, для того чтобы суметь восстановить то дове­рие, которое в ходе развода оказалось потерянным. К проявлениям регрессий относится усиленная за­висимость, потребность контролировать мать, склонность к слезам и капризы, это может быть так­же ночное недержание, приступы ярости и т. д. Следует много разговаривать, ежедневно, еже­часно, об одном и том же, отвечая на вопросы: «Поче­му вы больше не вместе?» и «Объясни мне это еще раз!» и т. д. Терпеливо и с любовью следует снова и снова уверять детей, что они все еще любимы и все­гда будут любимы, что они и дальше будут видеть па­пу (если это действительно так), что сами они ни в ко­ем случае не виноваты в разводе и т. д. Речь идет не только об ответах на задаваемые вопросы. Многие де­ти вообще не задают вопросов. Родители со своей сто­роны должны форсировать эти разговоры, особенно тогда, когда состояние ребенка явно выдает его пере­живания.

Итак, родители должны сильно редуцировать свои обычные ожидания, которые они предъявляют к де­тям. Конечно, это не значит, что все следует пустить на самотек и отменить всякие рамки.

Для матери развод часто означает снижение материального уровня, нередко ведет к потере социальных отношений, она остро пережи­вает свою несчастную любовь и несложившиеся от­ношения. Сюда добавляются напряжение в отноше­ниях с бывшим мужем, квартирный вопрос; матери, которые до этого работали полдня, теперь должны взять на себя полную нагрузку, в результате для детей времени остается еще меньше.

Некоторые матери после развода переезжают к своим родителям, впа­дая, таким образом, в новую зависимость, что для детей может означать, что мать превратится в своего рода старшую сестру, а бабушка с дедушкой займут место родителей.

Короче говоря, разведенная мать, которая сама страдает из-за развода, ни в чем так остро не нуждает­ся, как в абсолютно послушных, как можно более са­мостоятельных, не очень нуждающихся во внимании и терпении детях. По крайней мере до тех пор, пока сама она не будет в состоянии исполнить ожидания ребенка.

В то же время ребенок нуждается в матери, которая была бы до такой степени самоотверженна, терпелива, заботлива и проникновенна, какой она, собственно, до сих пор еще никогда не была. Именно этот парадокс, по моему мнению, повинен в том, что в это критическое время у детей оказывается отнятой возможность преодоления изначальных и весьма дра­матических переживаний, которые приносит с собой развод.

Первые недели и месяцы после развода - это то время, когда многому еще можно помочь, но на прак­тике именно в этот период страхи детей непрерывно возрастают. Роль этого послеразводного кризиса в дальнейшем развитии ребенка весьма значительна. Если конфликты, а вместе с ними и страхи детей в это время непомерно возрастают, то вскоре дело может дойти до частичного или даже полного срыва системы защиты.

Под системой защиты понимается то пси­хическое равновесие, которое мы бессознательно соз­даем на протяжении всей нашей жизни, чтобы быть в состоянии так или иначе преодолевать свои внутри-психические конфликты.