Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Разумова.ответы..docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
103.95 Кб
Скачать

34. Консультирование родителей и терапевтическая работа с детьми.

Восстановить нарушенное разводом душевное равновесие поможет педагоги­ческая консультация.

Педагогическая консультация должна помочь родителям понять «симптоматический язык» их детей, то есть помочь понять, какие именно вопросы в настоящий момент мучают ребенка.

Она должна помочь родителям научиться нахо­дить «ответы» на вопросы, выраженные в чув­ствах или симптомах ребенка.

Поскольку ребенок выражает свои вопросы не в словах, то и ответы родителей должны быть не просто словесными объяснениями или завере­ниями. Ответы вроде: «Я люблю тебя», «Я о тебе никогда не забываю», «Ты прав, что ты сердишь­ся», «Это была не твоя вина» и так далее должны быть эмоционально восприняты ребенком.

До тех пор, пока ребенок выражает свои чувства не в словах, а в действиях, вербаль­ные заверения родителей звучат для него как от­веты на чужом языке и они или совсем не про­никают в чувства, или проникают с большим трудом. К тому же часто бывает, что дети в ре­зультате уклончивых, скрытных или неверных объяснений взрослых уже в большой степени потеряли доверие к тому, что те говорят.

Однако символический язык чувств и внутрен­них процессов играет чрезвычайно важную роль в пре­одолении травмирующих переживаний развода (неда­ром символизация внутренних процессов стоит в цент­ре всех психотерапевтических методов).

Символизация — здесь имеется в виду не столько вербальная сто­рона, сколько эмоциональные представления о внут­реннем мире, находящие свое выражение в игре, ри­сунках или фантазиях, — помогает взять под контроль непостижимые, путано угрожающие или летучие чувст­ва и аффекты, а это дает ребенку возможность научить­ся обращаться с этими чувствами, находить для них разрешение, испробовать альтернативы, отражать опасности.

Символические действия не имеют границ или их границы намного шире, поскольку, по сравне­нию с конкретными (реальными) действиями, они не вызывают необратимых последствий. Наконец ребе­нок, у которого есть возможность символизировать, об­легчает родителям или психологу, педагогу дифферен­цированное понимание и дифференцированный под­ход к его проблемам, как это бывает лишь в коммуни­кации о его симптомах и проблематике действий.

Понимание и успокоение путем обогащения опы­та ребенка и развития в нем способности к (символиче­ской) коммуникации — это и есть основное наше зада­ние в отношении непосредственных реакций на раз­вод и связанных с ними симптомов. То есть нашей целью является не устранение симптомов любой це­ной, а душевное успокоение ребенка.

Если это успо­коение удается, то симптомы постепенно удаляются сами. В ином случае возникает опасность, что внеш­нее приспособление произойдет ценой вытеснения, в результате чего впечатления, чувства, фантазии, рас­терянность и сделанные из этого заключения будут от­правлены в бессознательное, где они, как известно, станут недоступны новому (освобождающему и кор­ректирующему) опыту.

А это приводит к невротическим нарушениям, а значит к будущему страданию"7. Итак, наша помощь ориентируется на долгосрочное психическое развитие ребенка. Насколько велика раз­ница между этой ориентацией и концептом, требую­щим простого удаления симптомов, показывает наш опыт работы с детьми. В отношении долгосрочных по­следствий нарушений душевного развития наиболь­шую тревогу вызывают у нас те дети, родители кото­рых утверждают, что «развод не причинил ребенку особого вреда» (ср. Введение. К методу обследования).

К названным трем заданиям: пониманию, успокое­нию, коммуникации — добавляется еще одно — сде­лать видимыми скрытые реакции детей на развод. По­нятно, что на практике это задание — самое трудное, поскольку родителям, если даже они ищут помощи консультанта, в этой ситуации чрезвычайно трудно го­ворить о проблемах ребенка88 — настолько они обреме­нены своими собственными проблемами.