Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.docx
Скачиваний:
65
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
124.3 Кб
Скачать

Разделение властей в материальном и формальном смысле

Разделение властей в материальном смысле существует как теоретическая конструкция, изложенная Монтескье в книге «О духе законов». К этой модели приближается конституция США, но воспроизводит ее не полностью. Ветви власти располагают только одним предметом ведения, который не пересекается с предметом ведения других ветвей власти. В случае конфликта ветвей власти государство просто не может функционировать. Государственная воля образуется совместным и согласованным действием всех ветвей власти. В США правительство формируется президентом и ответственно перед ним, парламент не может выразить ему недоверие, правительство не может повлиять на деятельность парламента, так как не обладает правом его досрочного роспуска. Однако парламент обладает судебными полномочиями (в случае суда над президентом), некоторые члены кабинета министров утверждаются парламентом (послы).

В настоящее время в США правительство и президент осуществляют правотворческие функции, которые отнесены к функции парламента.

Разделение властей в формальном смысле имеет также неофициальное название системы «сдержек и противовесов». Ветви власти реализуют пересекающиеся предметы ведения, однако реализация пересекающихся функций и форм их осуществления происходит для разных ветвей власти в порядке различной компетенции: объем правомочий ветвей власти неодинаков в этом случае. Если ветвь власти реализует непрофильные для нее формы осуществления функции государства, то ее компетенция в этой области будет меньше, чем у ветви власти, для которой эта форма будет профильной (основной). Профильная форма дает и название ветви власти. Например, ветвь власти называется исполнительной не потому, что она реализует функции государства только в форме велений индивидуального характера, а потому, что эта форма является для нее главной, основной, хотя и не единственной. Это же справедливо и для других ветвей власти.

Таким образом, у каждой ветви власти есть основная компетенция (набор прав и обязанностей по реализации профильной формы исполнения государственных функций) и субсидиарная компетенция (набор прав и обязанностей по реализации непрофильной формы). Конституция РФ, как и большинства государств, провозглашает принцип разделения властей в формальном смысле.

Исполнительная власть (в лице Правительства и Президента) осуществляет управленческо-распорядительную деятельность как профильный для себя способ (форму) реализаций функций государства. Здесь же она обладает основной компетенций. Наряду с этим исполнительная власть располагает правотворческим способом действия государства и квазисудебным (правом объявления помилования Президентом и правом привлечения к административной ответственности у ряда государственных органов). Если эти полномочия будут реализованы исполнительной властью, то с меньшей и подчиненной (субсидиарной) компетенцией, чем компетенция законодательной и судебной ветвей. В аналогичном положении находится и законодательная ветвь.

Если она выходит за пределы своей основной компетенции и реализует формы, присущие иным ветвям власти, то ее субсидиарная компетенция будет значительно меньше. Например, участие Федерального собрания в исполнительно-распорядительной, т.е. правительственной власти ограничено правом утверждения кандидатуры Председателя Правительства, вынесения вотума недоверия Правительству, назначением Уполномоченного по правам человека, утверждением в должности судей высших судебных органов и Генерального прокурора, а также рядом других полномочий.

Система сдержек и противовесов возникла в условиях постоянного политического конфликта в европейских государствах и обеспечивала функционирование государства как целого, в условиях непрекращающихся столкновений ветвей власти, отражающих политический конфликт общества.

В этой ситуации одна ветвь власти может заблокировать действия другой ветви и заменить ее действия собственными решениями. То, что такие возможности заложены в этой модели разделения властей, свидетельствует противостояние Президента РФ и Государственной думы в сфере правотворчества в 1995–1999 гг. Однако в целом Конституция РФ ограничивает возможность действия ветвей власти в порядке конкурирующей компетенции2, о чем свидетельствуют ч.4. ст.3, ст.10, ч.3. ст.90, ч.1. ст.105, ч.3. ст.115, ст.118, ст.120.

В федеративном государстве разделение властей приобретает также вид децентрализации.

Она определяет, как распределяются правомочия государственных органов внутри каждой ветви власти по территории государства, т.е между верховными органами и органами власти территориальных образований.

Тема . Правовое государство

Идея правового государства

Правовое государство приоритетом естественного права (прав человека) над позитивным правом, реализованным режимом законности и принципом разделения властей.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности — к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства.

Ведь для того чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, т. е. определить правовые основы государственной власти.

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Древнего Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н.э. древнегреческий правитель Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов. Мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют не люди, а законы, причем справедливые законы, последовательно отстаивали Сократ, Платон и Аристотель.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publika) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В дальнейшем идеи государства как правового сообщества получают теоретическое обоснование в Новое время в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. В частности, Джон Локк в своем учении о государстве обосновал законность сопротивления всякому произволу власти. На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724–1804). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что определяющим признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства.

К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали: Роберт фон Моль (1799–1875), Карл Теодор Велькер (1790–1869), Отто Бэр (1817–1895), Фридрих Юлиус Шталь (1802–1861), Рудольф фон Гнейст (1816–1895). Термин «правовое государство» (по-немецки —Rechtstaat юридической литературе в первой трети XIX в. В англоязычной литературе термин «правовое государство» не используется — его эквивалентом в известной мере является термин «Rule of Law» (господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал профессор Оксфордского университета Альбер Венн Дайси (1835–1922) в работе под названием «Основы конституционного права» (1855). На конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ (так называется конституция) 1949 г. и в Конституции Испании 1978 г. К настоящему времени в той или иной форме она закреплена в конституциях целого ряда государств, хотя в действительности идеал правового государства еще не достигнут ни в одной стране. В.С.Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».

Итак, признаками правового государства можно считать:

• ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

• верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;

• конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

• равновесие институтов представительской республики и прямого народовластия («полиархии» (многовластия) в терминах американского мыслителя Р.Даля);

• наличие развитого гражданского общества;

• правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

• верховенство закона в системе права;

• соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

• прямое действие конституции;

• независимость и авторитет судебной власти.

Самое главное в идее правового государства — это приоритет естественного права над позитивным. Этот принцип существенно обогащает традиционное представление о законности, как правовой связанности государства его же собственными законами. Как показал опыт ХХ в., сам факт такой связанности без учета качества закона недостаточен для реализации правового государства как типа демократического режима. Под классическое определение законности вполне попадал Третий рейх, руководители которого под влияние традиционной правовой теории обоснованно называли свой режим «правовым государством», поскольку все его действия имели полную нормативную основу и в этом смысле не могли рассматриваться как беззаконие.

В правовом государстве законность приобретает наиболее развитый вид и включает следующие приоритеты (принципы):

• приоритет конституции над остальными отраслями позитивного права;

• приоритет процессуального права над материальным;

• приоритет закона над остальными нормативными актами;

• приоритет диспозитивного регулирования над императивным;

• приоритет общедозволительного регулирования над разрешительным.

В Конституции Российской Федерации поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности как цели конституционного развития.)