Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мода - Век Модельеров (1900-1999) - 441

.pdf
Скачиваний:
1044
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
27.37 Mб
Скачать

С. 282;

Была ли юбка узкой, как у мо-

Модель вновь открывшегося в

дели дома Фата 1956 (вверху

1992 году дома моды Фата из

слева) с экстравагантной пе-

коллекции 1996—97 (малень-

лериной в стиле воротника-

кое фото) ориентируется на

манжеты, или широкой -

форму юбки оригинального

длина платья для коктейля

платья из кремового сатина

всегда оставалась на ладонь

1954 года

ниже колена. Черное платье,

 

которое автор дополнил ши-

 

рокополой бархатной шля-

 

пой того же цвета, относится

 

к 1955 году (вверху справа)

Платье для коктейля

28

Облик десятилетия

Палитра макияжа менялась так же часто, как и мода, - 2 раза в год. Пропагандировались такие изысканные сочетания, как холодно-зеленые тени, болотного цвета карандаш для век и тушь медного оттенка. Или комбинировали серебряно-голу- бые тени, темно-синий карандаш и фиолетовые ресницы. Бирюзовые веки и оранжевые губы тоже оказались удачным сочетанием. Дело в том, что цвета макияжа вели происхождение от новейшей моды. В 50-е было важнее, чтобы тени для век подходили к цвету сумочки, нежели к типу лица ее хозяйки. Поэтому дамы часто выглядели так, будто они упали в банку с краской. Но это не имело значения. Главное, чтобы каждый видел: макияж - такой же элемент оформления, как и аксессуары.

Косметическая продукция того времени не могла приукрасить женщину незаметно - для этого у нее была слишком тяжелая консистенция. Ее нужно было накладывать толстым слоем. Грим выглядел как влажная маска на коже и был намного светлее естественного цвета. Еще хуже дело обстояло с имитацией загара. Коричневый грим, серебристо-блестящие тени на веках и светлая оранжевая помада на губах - вот карикатура на красавицу 50-х. Однако сегодня легко насмехаться над той эпохой - ведь косметика стала такой рафинированной, что достаточно одного прикосновения, чтобы подчеркнуть красоту. В 50-е же провозглашалась искусственность, это вписывалось в «Новое направление». Над каждым женским существом 50-х витала незримая надпись: «Не прикасаться!». Мода была подобна скульптуре, а подходящий макияж - графическому дополнению к ней. К чему это вело - наглядно продемонстрировал фотограф Эрвин Блуменфельд на знаменитом снимке в «СЕН de Biche» 1950 года. Модель Джин Петчетт редуцируется до идеально изогнутого («оленьего») глаза, подчеркнутого темной бровью. Четко очерченный красный рот и «мушка» - все это на фоне бледной кожи, которая служит как бы полотном для картины, нарисованной уверенной рукой мастера.

Для подростков, с их немалыми карманными деньгами, была разработана молодежная версия макияжа. Здесь брови были несколько светлее и шире, и рот не

имел такого четкого контура. Идеалом послужили надутые губки Брижит Бардо. Ее высокий конский хвост переняли многие девушки, тем более что именно такая прическа была у бессмертной модели Пикассо - несовершеннолетней Сильветты.

Подростки, которые хотели выглядеть не сексуальными, а серьезными, сознательно отказывались от разноцветной палитры: карандаш для век, волосы, одежда - все было черное. Прическа - длинные или короткие волосы и, как правило, густая челка.

Взрослые женщины меняли прическу и цвет волос так же часто, как макияж и линию одежды. Иногда волосы носили гладкими, иногда волнистыми, иногда коротко постриженными, иногда длиной до подбородка или до плеч или пышно взбитыми. Но самыми модными оставались блондинки. Если собственные волосы нельзя было достаточно быстро привести в соответствие с модным направлением, некоторые элементы прически нужно было присоединить. Модные челки или классические шиньоны - все надевалось и снималось. Нельзя было обойтись без лака для волос. В конце десятилетия начесанные и пропитанные лаком волосы выглядели, как сладкая вата.

вверху:

«Шелковистая» губная помада королевы косметики Хелены Рубинштейн - это был абсолютный успех. Наконец-то нежные, гладкие губы

Уши, однако, всегда оставались открыты-

с. 284:

ми для украшений: здесь фаворитами были

Светлые волосы, сияющие глаза, прозрачная кожа -

толстые круглые серьги в виде пуговиц из

вот идеал приличной, опрятной женщины. То, что та-

кой вид требует большой помощи со стороны искус-

различных материалов или большие золо-

ства, многие мужчины так и не узнали. Женщины 50-х

тые креольские кольца.

выходили на люди только с безупречным макияжем

 

•Новые декоративные искусства»

 

Безумное стремление к совершенству в 50-х преврати-

 

ло макияж в настоящее искусство. Мастера косметиче-

 

ских салонов больше, чем заботе о коже, посвящали

 

себя разработке указаний по правильному употребле-

 

нию косметических средств, которые становились все

 

более разнообразными. Так, у Макса Фактора, кроме

 

его знаменитой компактной пудры Cream Puff, рекламу

 

которой сделала Эва Гарднер, в 1954 году появился ко-

 

сметический продукт Erase. Благодаря ему можно бы-

ло убрать темные круги вокруг глаз.

 

Женщины спрашивали: что делать сначала - нанес-

ти «грунтовку» или краситься? Специалисты давали

совет: сначала замаскировать темные круги под глазами и прыщики, сделать кожу гладкой и матовой. Затем - помада, контур губ очертить максимально осторожно, чтобы не было слишком резких переходов. На шею макияж накладывали часто не так добросовестно, и появлялась четкая граница грима - но, в конце концов, чистый белый воротничок был не менее важен, чем идеальная маска

Облик десятилетия

285

Так же знаменита - и популярна - как и ее выдающаяся владелица, давшая ей свое имя: «сумка Келли».

В1956 году эту кожаную сумку, изобретенную еще

вЗО-е годы, окрестили в честь Грейс Келли. В этом же году такая сумка была у княгини Монако Грации Патриции

Популярны были также комплекты; клипсы, цепочка на шею и браслет. Золотые цепочки и декоративные броши использовались как отдельные украшения. И у каждой дамы обязательно должно быть жемчужное ожерелье - скромное в одну нитку или во много рядов, скрепленных застежкой. Диор ввел стразовые колье и дымчато-се- рый с коричневыми прожилками бисер. Он выглядел так благородно, что дама была избавлена от вопросов по поводу подлинности драгоценностей. Четкое правило: женщина не выходит из дому без украшений.

И тем более без шляпки. Но чем пышнее была прическа, тем меньше становилась шляпка, пока от нее не осталось подобие пряжки. Правда, для тех, кто ездил в кабриолетах - или хотел, чтобы так казалось - большую роль играли платки. Четырехугольный шелковый платок складывался по диагонали и защищал прическу. Концы его перекрещивались под подбородком и завязывались сзади на шее, так что третий угол оказывался под ними и получалось подобие чепчика.

Поначалу необходимы были и перчатки, но постепенно к концу десятилетия мода на них отошла. К «двойке» надевали короткие белые, к костюму - полудлинные и к вечернему платью - элегантные длинные перчатки. Часто они, как и сумочка,

были из того же материала, что и платье Благодаря Грейс Келли сумка от Гермеса с ее поразительной застежкой из кожаного ремешка быстро приобрела культовый статус.

Широкий ремень был важнейшим аксессуаром десятилетия. Им дамы могли затянуть талию или, если талия была достаточно тонкой, подчеркнуть ее.

Туфли носили изящные, с острыми носами, со слегка возвышающимся каблуком «Сабрина», ставшим таким популярным после успешного фильма с Одри Хёпберн. Одри и ее французская коллега-звезда Брижит Бардо, обе в прошлом балетные танцовщиц'I, сделали рекламу плоским «балеринка^» с закругленными носами. В первую очередь, их оценила молодежь - в такой обуви удобно было танцевать рок-н- ролл. Но затем изобрели каблук-шпильку, и отныне стар и млад не хотели спускаться с новой высоты.

'•Дневная красавица»: без макияжа и украшений женщина не выходила из дому - особенно если это были благородные модные украшения от самого Диора (1957) (фото на с. 287). Так, как Элизабет Арден (вверху в середине), рекламировали себя многие косметические фирмы. Лицо выглядело особенно хорошо, когда волосы были гладко зачесаны назад и их покрывала облегающая шапочка (вверху справа)

286

Облик десятилетия

«Каблуки-кинжалы». В1955 г. итальянец Сальваторе Феррагамо, сапожник голливудских звезд, изобрел каблук-шпиль- ку. Стальной стержень позво-"• лил создать головокружительно высокие и тонкие каблуки, которые, казалось, способны выдержать какой угодно вес - только бы пол не пострадал под их давлением. Но все жалобы на испорченный паркет . и поцарапанный линолеум ни к чему не приводят: женщины все равно любят туфли на шпильках и по сей день хранят им верность

с. 288:

Феррагамо и обувные колодки, с которыми он не рас- . ставался даже изготовив модель, своих самых знаменитых клиенток

Облик десятилетия

Кумиры десятилетия

В образе Грейс Келли (1928-1982) воплотился идеал совершенства эпохи 50-х. Она вела себя как аристократка еще задолго до того, как стала княгиней, выйдя замуж за Ренье Монакского. Альфред Хичкок относил Грейс Келли к числу самых привлекательных женщин, попадающих под определение «леди в гостиной и шлюха в постели».

Одри Хёпберн (1929-1993) была для 50-х годов символом девочки-подростка из хорошей семьи: глаза лани, невинность и безумная любовь к танцам. После фильмов «Сабрина» («Sabrina») и «Сладкая мордашка» ее манера одеваться стала образцом для подражания. При этом «Сладкая мордашка» совпадала с духом 50-х, с подростковой мечтой о том, как «гадкий утенок» превращается в звезду подиума. Прическа Одри, ее густые брови, черный свитер и черные лодочки, напоминающие балетные туфли, стали образцом для миллионов.

Мэрилин Монро (1926-1962) соединяла в себе обаяние невинности с внешностью секс-бомбы и была кумиром всех тех, кто не мог сделать окончательный выбор между «симпатичной девчонкой из соседнего дома» и обольстительной женщинойвамп. Фильмы «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера» и «Седьмой год желания» подняли ее выше всех остальных американских актрис. Крашеные светлые волосы Мэрилин, тщательно уложенные в прическу, глаза «с поволокой» (этот эффект достигался благодаря искусственным ресницам, наклеенным во внешних уголках глаз), чуть приоткрытый влажный рот с маленькой родинкой над верхней губой - все это на долгое время стало популярнейшим образцом макияжа.

Совершенно своеобразна была и Лиз Тэйлор (р. 1932): сначала она была звез- дой-вундеркиндом, а потом внезапно поразила всех ослепительной женственностью. Она обладала всеми физическими данными секс-бомбы, и ее красивое, необычное лицо излучало неподдельную страсть. В 50-х годах Тэйлор снялась в нескольких фильмах, которые соответствовали ее типу: «Место под солнцем», «Гиганты», «Страна радуги» и «Кошка на раскаленной крыше». За этим последовало

множество других ролей, но публика интересовалась в основном тем, как актриса меняет мужей (на сегодняшний день их насчитывается восемь).

Брижит Бардо (р. 1934) была воплощением смеси порока и невинности. Стройная, но с пышными формами, одновременно утонченная и наивная, она соединила в себе все, что обычно называют «типично французским». Как и Одри Хёпберн, Брижит Бардо начинала с занятий балетом. Она выглядела моложе остальных звезд, и поэтому ей подражали в основном тинэйджеры. После фильма «...и Бог создал женщину» (1956 г.), принесшего ей мировую славу, ее пухлый рот и бикини стали символом вечной, соблазнительной женственности. Свадебное платье из хлопчатобумажной ткани, которое Жак Эстрель сшил для ее бракосочетания с Жаком Шаррьером в 1956 году, ввело «постельную клетку» в арсенал высокой моды.

Секс-бомбы соответствовали тайным желаниям солдат, которые после долгих лишений стремились обрести и мать, и возлюбленную в одном лице.

Мария Ева Дуарте (1919-1952) мечтала стать актрисой и прославиться. Это ей удалось. Однако гораздо больше она про-

славилась как Эвита Перон, жена aprei тинского диктатора Перона. Она раст чительно тратила деньги на туалеты «< кутюр», а ею восхищались как «ангеле бедных», потому что она организовыва. санатории, больницы, дома престарель и детские приюты. В 1951 г. по настояни профсоюзов она пообещала выдвину свою кандидатуру на пост вице-президе та. Однако ей пришлось отказаться < этих планов, потому что врачи обнаруж ли у нее запущенную анемию. Ее смерть июле 1952 г. вызвала в Аргентине глуб чайшее горе, особенно среди просто: народа.

«Война бюстов»

Секс-бомбы редко появлялись на публике одноврем* но - такие встречи были слишком взрывоопасны. Есл в вас видят не личность, а только объем груди, прих< дится бороться буквально за каждый сантиметр...

звезды делали это всеми возможными средствами. Ь следует думать, что груди кинобогинь не подвластн силе тяжести. Изумительная статичность их хорош наполненных декольте без бретелей объясняется лш кой лентой, которую использовали в Голливуде, чтоб заставить одежду надежно держаться в стратегическ важных местах. Когда этого «тайного помощник; снимали вместе с кожей, это причиняло сильную бол Но спрос рождает предложение, и были разработан новые ленты-держатели и даже целые чашечки-держ; тели, которые не так вредили коже и их можно быт применять, даже снимаясь в обнаженном виде, масю руя «помощников» при помощи грима для тела. Сове| шенно независимо от этого, кутюрье 50-х изо всех ст старались, чтобы созданные ими туалеты сами подде| живали пышные округлости. Преуспевал Жак Фат, ю торый одевал «королеву пышных форм» Риту Хэйвор А если уж обладательницы пышных бюстов сталкив лись друг с другом лицом к лицу, то выдвинутое впер< плечо вполне могло создать видимость решающе1 преимущества в объеме. На фотографии Софи Лорз демонстрирует этот прием своей главной конкурен' ке Джине Лоллобриджиде

Кумиры десятилетия

Свадебное платье

Столь же царственно, как и бракосочетание будущей королевы Елизаветы II с Филиппом Маунтбэттеном в ноябре 1947 г. (с. 293) выглядела свадьба Джона Ф. Кеннеди, ставшего позднее президентом США, с Жаклин Ли Бувье в сентябре 1953 г. На кронпринцессе Елизавете было атласное платье от Нормана Хартнелла

Что стало бы с кутюром без свадеб! Платье невесты - это финал и кульминация любого показа моделей.

Одна-единственная свадьба высокопоставленных особ может обеспечить ателье работой на целый сезон. Ведь мать и подружка невесты, маленькие девочки, сопровождающие невесту, тетушки, сестры и подруги обычно шьют себе туалеты там, где сама невеста заказала «самое красивое платье своей жизни». 50-е годы видели свадьбы, которые можно отнести к самым

блистательным в нашем веке. После того как в 1947 г. английская кронпринцесса Елизавета нашла своего принца, Филиппа Маунтбэттена, мир охватила свадебная лихорадка, а вместе с ней - соревнование в том, чье платье самое красивое.

Деньги и власть, знатное происхождение или слава кинозвезды должны были сойтись воедино, чтобы превратить бракосочетание в сказочную свадьбу, которая трогала сердца миллионов людей сильнее, чем хеппи-энд на экране.

с 294:

Мечта становится реальностью: в 1956 г. звезда Голливуда Грейс Келли выходит замуж за князя Монако Ренье и превращается в сказочную принцессу

292

Свадебное платье