Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Пульмонология и фтизиатрия / Бронхиальная_астма_В_2_томах_Том_1_Чучалин_А_Г_1997

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.08 Mб
Скачать

Бронхиальная

Астма

Подредакцией академика РАМН

А. Г. Чучалина

Том 1

Москва

«Агар»

1997

Бронхиальная астма. Под редакцией академика РАМН А. Г. Чучалина: В 2 томах. Т. 1. - М.: Агар, 1997. - 432 с.

В двухтомной монографии отражены последние дости­ жения ведущих ученых страны в изучении одного из серьез­ ных и распространенных заболеваний человека —бронхи­ альной астмы.

Книга предназначена врачам-пульмонологам, терапев­ там, педиатрам, научнымработникам, преподавателям исту­ дентам старших курсов медицинских вузов, атакже органи­ заторам здравоохранения.

Авторывыражаютблагодарностьфармацевтическимкомпаниям: “ЛЕК”, “Рон-

Пуленк-Рорер ”и “Хехст Мэрион Руссель”за помощьв изданиимонографии.

ISBN 5-89218-056-5

© Издательство «Агар» 1997

Предисловие

В 90-е годы уходящего столетия многие страны разработали и достаточ­ но успешно внедрили национальные программы по борьбе с бронхиаль­ ной астмой. В научной литературе больше обсуждается опыт Великобри­ тании, Финляндии, Японии и США. Наиболее успешно внедрение наци­ ональной программы произошло в Финляндии. Успех был достигнут за счет разумного сочетания социальной ориентации программы и внедре­ ния в практическую медицину современных научных знаний в области аллергологии и пульмонологии. Финским врачам и обществу в целом уда­ лось обеспечить больным бронхиальной астмой высокое качество жизни, что подтверждается таким фактором, как отсутствие экстренной госпита­ лизации в стационары больных астмой; резкое снижение дней нетрудо­ способности по причине обострения болезни.

Бронхиальная астма и все ее аспекты активно обсуждались на много­ численных научных и практических конференциях, а также на 4, 5 и 6-м национальных конгрессах Общества пульмонологов России, на которых были представлены первые проекты национальной программы.

Необходимо ответить на принципиальный вопрос: является ли астма актуальной проблемой для здравоохранения России? Если исходить из данных медицинской статистики, то для России она не кажется сколь-либо значимой проблемой, так как официальный ответ министерства указыва­ ет, что распространение астмы не превышает 2-3 промилле. Конечно, та­ кие данные (они самые низкие в мире) вызывают удивление; порой дело доходит до полнейшего абсурда. В качестве примера приводятся эпиде­ миологические данные по распространенности астмы в городах Хельсин­ ки и Санкт-Петербург. В финской столице заболеваемость бронхиальной астмой превышает 5%, но никто из больных с астматическим статусом не поступает в больницы города, в то время как в Санкт-Петербурге по офи­ циальным данным распространенность бронхиальной астмы составляет не более 1%, однако большая часть больных экстренно госпитализируется в стационары города.

На этом примере можно рассмотреть основные ошибки в подходе к дан­ ной проблеме в России. Политика здравоохранения исходит из данных

3

медицинской статистики, которая преимущественно основана на показа­ телях обращаемости (показатели «скорой помощи», поступление в стаци­ онары, число дней, проведенных в больнице, временная утрата трудоспо­ собности, инвалидность). Если основываться на этих показателях, то, дей­ ствительно, бронхиальная астма в общей структуре заболеваемости не за­ нимает высоких позиций. Однако Россия имеет наиболее высокие пока­ затели по инвалидности, потери дней трудоспособности и числу дней, проведенных больными в стационарах. За этими цифрами, естественно, стоит стратегия здравоохранения России, в данном вопросе она не осно­ вана на эпидемиологических исследованиях, а исходит из показателей, которые не позволяют сформировать научно обоснованные подходы.

Отдельные эпидемиологические исследования, которые были выпол­ нены по рекомендациям Европейского общества пульмонологов, свиде­ тельствуют, что в России, как и в большинстве стран Европы, астма рас­ пространена среди 5% взрослого населения и более 7% детей, т. е. в стране насчитывается около семи миллионов больных бронхиальной астмой. Если ориентироваться на данные медицинской статистики, которая учитывает преимущественно больных, лечащихся в больницах, то есть с тяжелым те­ чением астмы, то их оказывается около одного миллиона. Остальные шесть миллионов больных, которые идут под другими диагнозами или у кото­ рых болезнь легкой степени тяжести, не получают надлежащего лечения и с ними не проводятся профилактические мероприятия. Этот факт сам по себе значим для того, чтобы сформировать национальную программу по борьбе с бронхиальной астмой —одной из наиболее распространенных бо­ лезней в современном обществе.

Центральное место в разработке программы занимает концепция бо­ лезни. Современные научные представления о болезни позволяют рассма­ тривать ее с позиций нозологической принадлежности, переводя в плос­ кость практического врачебного лексикона. Оформление диагноза “брон­ хиальная астма” должно производиться так же, как врач это делает при постановке диагноза “ревматизм”, “диабет” и т. д. Нозология бронхиаль­ ной астмы основана на специфической этиологии, патоморфологии, ме­ ханизмах болезни, клинических проявлениях и методах лечения, наконец, образовательных программах и фармаэкономических проектах.

Вне зависимости от степени тяжести болезнь определяется как хрони­ ческое воспалительное заболевание дыхательных путей. Словами “вне за­ висимости от степени тяжести болезни” подчеркивается, что бронхиаль­ ная астма клинически может себя не проявлять, но воспалительные про­ цессы в слизистой дыхательных путей сохраняются. К таким выводам при­

4

шли после морфологических исследований у больных в период стойкой ремиссии и при аутопсии лиц, погибших от внелегочных причин (дорож­ ная травма, внезапная смерть). Аллергические реакции человека всегда были построены на воспалительной теории, поэтому, казалось бы, в том, что астму следует рассматривать как хроническое воспалительное заболе­ вание дыхательных путей, принципиально нового ничего не содержится. Однако воспалительная концепция ставит вопрос о необходимости про­ ведения базисной противовоспалительной терапии; такой подход к про­ грамме лечения больных бронхиальной астмой осуществляется впервые.

В воспалительном процессе слизистой дыхательных путей участвуют многие клетки; значительная воспалительная активация происходит с эозинофилами - их рассматривают как биомаркеры бронхиальной астмы. Эозинофилы в участках воспаления имеют отличительные морфометри­ ческие параметры, высокую степень дегрануляции и активный синтез пеп­ тидов; слизистая инфильтрирована этими клетками. Эффективность ле­ чения оценивается по плотности эозинофилов, инфильтрирующих сли­ зистую, их морфологическим характеристикам и продукцией пептидов. Необходимо подчеркнуть, что воспалительный процесс затрагивает все структуры стенки бронха: эпителиальный покров, базальную мембрану, бронхоассоциированные лимфоидные узелки, сосуды, гладкие мышцы, и каждая из указанных структур по-своему реагирует. Так, эпителиальные клетки повреждаются, происходит их массивная десквамация, базальная мембрана дезорганизуется и склерозируется в субэпителиальной части, наступает гипертрофия гладких мышц, дилатация посткапиллярных венул - и все это на фоне миграции и инфильтрации стенки бронха эозинофилами, тучными клетками и Т-лимфоцитами. Систематизировать вос­ палительные изменения в стенке бронха больного бронхиальной астмой удалось к началу 90-х годов, хотя воспалительная теория аллергической реакции доминировала на протяжении всего столетия.

Новое направление, которое активно стало разрабатываться в медицин­ ской теории последних лет, —учение о биомаркерах. Применительно к бронхиальной астме, как указывалось выше, таким показателем являются эозинофил, морфологические и функциональные изменения этой клет­ ки. Большое значение в оценке активности воспаления придается уровню содержания в выдыхаемом воздухе оксида азота ( N 0). Он оказался доста­ точно чувствительным тестом в контроле за эффективностью базисной терапии.

Таким образом, характер воспалительных изменений, биомаркеры это­ го процесса позволяют отнести бронхиальную астму к нозологическим

5

формам патологии человека и разрабатывать методы базисной противо­ воспалительной терапии или анализировать ранее апробированные. Но­ зологическая принадлежность астмы дополняется характером патофизи­ ологических изменений и клинической картиной.

Облигатным признаком бронхиальной астмы является гиперреактив­ ность дыхательных путей. Для больных характерны бронхоспастические реакции на такие неспецифические стимулы, как табачный дым, холод, резкие химические запахи и т. д. В консенсусе по бронхиальной астме под­ черкивается, что чем тяжелее течение бронхиальной астмы, тем выраженнее признаки гиперреакгивности дыхательных путей. Продолжительная дискуссия о природе гиперреактивности привела к необходимости утверж­ дать ее прямую зависимость от воспалительного процесса, подчеркивая участие и неврогенного механизма воспаления.

Вклинической картине бронхиальной астмы доминируют признаки бронхиальной обструкции. Принято выделять остро возникающие прояв­ ления обструкции, которые наступают вследствие бронхоспазма; подострая форма обусловливается отеком слизистой оболочки дыхательных пу­ тей; хроническая наступает вследствие блокады мелких бронхов вязким секретом. Наконец, при далеко зашедших формах бронхиальной астмы развиваются склеротические процессы в стенке бронхов. В отличие от предыдущих форм обструкции, которые по своим функциональным ха­ рактеристикам обратимы, последняя форма необратима и, как правило, сочетается с хронической дыхательной недостаточностью. В этой стадии болезни бронхиальная астма мало отличима от хронической обструктивной болезни легкого или хронического обструктивного бронхита.В прак­ тической деятельности для врача важно выделить формы нарушения брон­ хиальной проходимости, так как при этом существенно меняются клини­ ческая картина болезни и методы лечения, необходимые для успешного контроля над течением болезни.

Важный аспект в трактовке болезни имеет факт генетической предрас­ положенности. В последние несколько лет были проведены генетические исследования больных бронхиальной астмой, которые помогли раскрыть механизм наследственной предрасположенности. Эти исследования суще­ ственно обогатили представления об аллергической природе заболевания. Однако решение вопросов генной терапии, как предполагалось, оказалось более сложной задачей из-за мультигенетического статуса бронхиальной астмы.

Вконцепции болезни большое значение придается этиологическим, сопутствующим, провоцирующим факторам. Этодостаточно большой спи­

сок, и практически каждый год он пополняется новыми субстанциями. В качестве примера можно привести аллергические реакции на латекс.

Таким образом, в национальной программе России по борьбе с бронхи­ альной астмой заложена концепция болезни как независимое от степени тяжести хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, от­ носящееся к нозологическим формам патологии человека. Основным па­ тофизиологическим проявлением является гиперреактивность дыхатель­ ных путей, и в клинической картине превалируют различные формы брон­ хиальной обструкции или же их сочетание; все возрастающую роль играет генетическая предрасположенность к аллергическим реакциям.

Конечно, бронхиальная астма может быть классифицирована по этио­ логическим факторам и различным клинико-патофизиологическим вари­ антам, но принципиальным является нозологический статус болезни. Ди­ агноз должен начинаться со слов “бронхиальная астма” и далее раскры­ ваться формой, синдромами, степенью тяжести и осложнениями, возни­ кающими в течении болезни.

Эпидемиологические исследования и нозологическое оформление ди­ агноза бронхиальной астмы в настоящее время играют важную роль. Опыт России последних двух лет свидетельствует, что такой подход становится доминирующим. Этот успех достигается в первую очередь потому, что он позволяет значительно повысить эффективность лечебных программ.

Лечебные программы, как показывает опыт последних лет, успешно осуществляются, если они основаны на степени тяжести болезни. Прин­ ципиально выделяют три степени тяжести бронхиальной астмы: легкую, среднюю и тяжелую, при некоторых модификациях выделяют персистирующие и интермиттирующие стадии болезни. Часто возникает недопо­ нимание в определении тяжести бронхиальной астмы как болезни и кли­ нической оценке степени тяжести обострения. Когда говорится о базис­ ной и поддерживающей симптоматической терапии, то имеется в виду воз­ можность перевести тяжелую астму в среднетяжелую, а в последующем — в легкую и обеспечить стабильную и длительную ремиссию. У тех боль­ ных, которые наблюдаются врачами по поводу обострения, речь может идти о купировании обострения и переводе больных на базисное лечение.

Существенный прогресс был достигнут при выделении базисной тера­ пии. У больных астмой она может быть применена с целью воздействия на воспалительный процесс. К этим методам относятся специфическая им­ мунотерапия, ингаляционное назначение кромогликата натрия или близ­ кого к нему по эффективности тайледа. Однако наибольший удельный вес приходится на ингаляционные кортикостероиды, особенно в группе боль­

7

ных с тяжелой и среднетяжелой степенью тяжести, в то время как специ­ фическая иммунотерапия и инталоподобные препараты преимуществен­ но назначаются при легкой степени тяжести бронхиальной астмы. Необ­ ходимо подчеркнуть преимущество ингаляционных глюкокортикостеро­ идов даже перед системными, так как они оказывают более выраженный противовоспалительный эффект. Системное назначение глюкокортико­ стероидов необходимо лишь только в период обострения болезни, за­ тем по возможности быстро следует переходить на ингаляционные пре­ параты. Для практики российских врачей это серьезная проблема, так как очень высок процент больных, находящихся на лечении систем­ ными глюкокортикостероидами. Одна из причин распространенной фобии при назначении гормональных препаратов обусловлена бескон­ трольным системным назначением. В национальной программе при­ влекается внимание врачей к построению базисной терапии, в ней предпочтение отдается ингаляционным противовоспалительным сред­ ствам. В список жизненно необходимых препаратов включены корот­ кого и пролонгированного действия (^-агонисты, теофиллины с мед­ ленным высвобождением и М-холинолитики. С нарастанием степени тяжести болезни нарастает и полипрагмазия, которая всегда чревата ятрогенными эффектами. Эффективность построения лечения больных брон­ хиальной астмой по такому типу показана на примере Финляндии; выше уже приводились такие показатели, как отсутствие экстренно госпитали­ зированных больных, минимальное количество дней, проводимых боль­ ными в стационарах.

Все возрастающий удельный вес приходится на непрямые расходы, где основное место занимают образовательные программы. В России сдела­ ны первые шаги по созданию сети образовательных программ, которые особенно эффективно проявили себя в рамках школ для больных бронхи­ альной астмой.

Известны первые результаты внедрения национальной программы. Так, на примере Томска, отмечается снижение числа детей с обострением брон­ хиальной астмы, минимальное количество вызовов «скорой помощи» к де­ тям в связи с приступами удушья, дети значительно меньше стали пропу­ скать школу по болезни. Создание российских образовательных программ относится к числу центральных разделов национальной программы, акту­ альность которой значительно возрастает в период снижающегося финан­ сирования здравоохранения.

Особое место занимает раздел детской астмы. Консенсус по этому раз­ делудостигается наиболее тяжело, особенно это касается определения аст­

мы первого года жизни ребенка. Вдиагностике болезни одно из централь­ ных мест принадлежит функциональному состоянию дыхательной систе­ мы. В практической деятельности врачи ориентируются на пиковую ско­ рость выдоха, особенно при проведении скрининговых исследований и мониторирования проводимой терапии. Однако практически реализовать эту часть исследований у ребенка в возрасте до пяти лет затруднительно. Международные рекомендации основаны на трех эпизодах бронхоспас­ тических реакций в течение года у одного и того же ребенка при отсутст­ вии признаков тяжелого инфекционного заболевания дыхательных путей. В последние годы все большее внимание уделяется инфекционным аген­ там, которые могут играть инициальную роль, выступить фактором обо­ стрения болезни или же фактором прогресса заболевания. Большое вни­ мание уделяется внутриклеточному персистированию вирусов или хламидий. В российской программе создается специальное направление по дет­ ской астме.

Важное значение в национальных программах придается экономичес­ кой части. Первые исследования по прямым расходам на лечение больно­ го бронхиальной астмой, выполненные в России, свидетельствуют о боль­ шом затратном механизме. Индивидуальные и государственные средства преимущественно тратятся на приобретение лекарственных средств. Пред­ стоит выполнить более полный объем работ для получения объективной картины социальной значимости бронхиальной астмы.

Для достижения высоких целей национальной программы необходимо вовлечь в ее исполнение организаторов здравоохранения, страховые ком­ пании, социальные службы общества. На сегодняшний день задача состо­ ит в принятии концепции болезни, определении ее стадийности и докт­ рины лечения больных в период обострения, стратегии проведения базис­ ной терапии.

Уважаемый читатель, Вы держите в руках коллективный труд ведущих ученых страны, которые стремились всесторонне и глубоко обсудить одну из современных актуальных проблем медицины - бронхиальную астму. Монографический труд представлен на Ваш суд, авторский коллектив с благодарностью примет Ваши суждения.

Академик РАМН профессор А. Г. Чучалин

9