Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Рущенко_И_П_ред_Профилактика_наркомании_организационные_и_методические.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Профилактика наркотической зависимости среди молодёжи: научно-практический проект («action-research») а. Лопес-Бласко

* Публикуется по изданию: Лопес-Бласко А. Профилактика наркотической зависимости среди молодёжи: научно-практический проект («action-research») // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002. — С. 48–72.

1. Молодёжь и её проблемы становятся вновь «видимыми». Потребление наркотиков и алкоголя попадает в фокус зрения общественности

В рамках проекта INCO-Copernicus (1998–2002 гг.) проведены исследования, предметом которого были лица, зависящих от потребления наркотиков, а также способы лечения наркотической зависимости. В этом отношении можно констатировать, что организация и структура профилактики наркотиков в Испании в последние годы претерпели большие изменения, что было показано в нашей первой совместной книге с коллегами из Украины и Германии «Молодёжь и наркотики», подготовленной по итогам проекта «The dynamic, socio-cultural context and subjective conditions of the spread of illegal drugs amongs young people since Second World War». Здесь мы определили положение с профилактикой наркотической зависимости в Испании как переходную стадию между состоянием озадаченности, паники общества в отношении проблемы наркоманов, и движением и к толерантности в отношении наркоманов, их восприятию (будто бы они являются «просто потребителями»). В 90-е годы наркоманы всё чаще рассматриваются просто как потребители наркотиков. Из-за такой перемены в отношении восприятия наркоманов последние исчезли как явление из СМИ, хотя самой проблеме аддиктивного поведения «воздаётся должное». Таким образом, зависимые от потребления наркотиков становятся «невидимыми» и уже не являются актуальной темой для СМИ. Общество реагирует на серьёзные и конфликтные ситуации лишь по отчётам, о проведённых социальных и санитарных мероприятий, т. е. как будто интерес к теме просто исчез. И если вдруг проблематика наркотиков становится темой для обсуждения в СМИ, то ответственные лица предлагают «в ответ» списки с перечислениями своих мероприятий, где фигурируют вновь открытые социальные службы и количество принятых законов в рамках профилактических планов.

На наш взгляд, в последнее время (на конец 2001 года) обеспокоенность общества в отношении потребления наркотиков снова возросла, в том числе и озабоченность относительно потребления алкоголя и табачных изделий. Однако возникновение этой озабоченности связано, скорее всего, с тем, что данные виды наркотиков приводят к большим расходам со стороны здравоохранения, а, кроме того, мешают и отягощает тихий сон жителей городских районов, придают плохой имидж городу в целом, в том числе улицам и площадям, где открыто потребляется алкоголь, каннабис и кокаин и, наконец, обращают на себя конфликты на школьных дворах. Таким образом, речь идёт о конфликтных ситуациях, вызванных потреблением наркотиков, которые снова пробуждают интерес у СМИ.

После проведения конгресса на тему «Молодёжь, ночь и алкоголь» в феврале 2002 года, на который были приглашены молодёжные объединения, представители молодёжных организаций, многим работникам социальных служб, учёным и представители политики казалось, что осталось сделать последний шаг — запретить потребление наркотиков в общественных местах (на улицах и площадях), как того требовало Министерство внутренних дел.

Протест соседей, которым молодые люди мешают ночью, а также публикации последних данных о потреблении алкоголя молодёжью стали признаками, которые привели общество снова в паническое состояние: 58% молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет привычно пьют алкогольные напитки, из них 43% делают это исключительно в конце недели. Обычное потребление алкоголя охватывает 58,3% девушек и 57,8% юношей. Паника и голоса тревоги звучат снова и снова, и, главным образом, их доносят СМИ, тематизируя тревожные настроения в двух аспектах.

В первом случае речь идёт о так называемом «botellón». Это — популярное название большой бутылки, т. е. символ безответственного и открытого распития молодёжью алкоголя на улицах и площадях. При этом алкоголь, эта вездесущая субстанция культуры нашей страны, становится проблемой по трём причинам: 1) демонстративное потребление в парках, на улицах и в общественных местах, где находится молодёжь; 2) конфликт с соседями, жителями кварталов; 3) уменьшение среднего возраста групп молодёжи, открыто потребляющих алкоголь. Это беспокоит родителей, ибо потребление алкоголя является причиной смертельных случаев на проезжей части, особенно в субботу (уик-энд). Таким образом, взрослое поколение начинает показывать свою озабоченность (якобы новым) общественным феноменом под названием «алкоголизм».

Второй аспект связан с большой тревогой, вызванной ростом потребления молодёжью во время «уик-эндов» наркотиков «экстази». Эта проблема становится «видимой» лишь из-за смертельных случаев, вызванных экстази. В отношении возможных влияний, которые могут оказывать эти наркотики, не существует единого мнения даже среди специалистов и экспертов. Лишь один аспект кажется определённым: распространение потребления этого наркотика испанской молодёжью безгранично возросло и растёт далее.

Тем не менее, о «botellón» (большая бутылка с алкогольными напитками) и о «litrona» (литровая бутылка) говорят по-прежнему, как будто ни в чем не бывало, не задумываясь об их происхождении и об их возможном обосновании. Мы будем далее разрабатывать эту тему, представив при этом статистические данные наших эмпирических исследований.

В заключении, составленном AREA для встречи в Харькове с 24 по 28 апреля 1999 года, мы назвали общественную реакцию на проблему аддиктивного поведения феноменом, на который оказывают влияние политические интересы, «в рамках которых не замечали существования такой проблемы» или руководствуюсь произволом «аккуратно закрывали глаза перед действительностью». Демократизация Испании дала старт осознанию и познания реальности с наркотиками, явилась стартовым сигналом для проведения соответствующих исследований, для удовлетворения потребностей санитарной сферы, которая занимается наркоманами.

В 1983 году социологами были проведены первые исследования в отношении потребления молодёжью алкоголя по «уик-эндам»: на дискотеках, в пабах и барах, как и на улице и во время праздников. Этот феномен тогда и был назван СМИ «культурой литровой бутылки».

Мы — общество потребителей со всеми его последствиями. Сегодня потреблять алкоголь в молодёжной среде одновременно означает и выкуривать пару «joints» и глотать ещё пару таблеток. Таким образом, мы имеем дело с новым поколением молодёжи, которое вырастает в культуре «питья алкоголя» и которое, в отличие от своих родителей, не нуждается в ценностях, поскольку оно само себя оправдывает. Это новая, всё дозволяющая мораль без комплексов, которые она рассматривает как уже преодолённые, как будто бы это осталось всё в прошлом.

За последние годы в СМИ появились новости с заглавиями типа: «Напряжённость в гимназии», «Внимание! В школе возрастает насилие». Родители школьников, организация «APA» (представительство школьников и родителей в школьном совете) и учительские комитеты, шокированные таким разворотом событий, организовывают встречи, на которых принимаются заявления о планируемых мероприятиях, направленных против подобного наступления насилия. Однако впечатление, которое возникало в результате таких заявлений, основывалось, скорее всего, на желании добиться всеобщего спокойствия и найти виновных. Некоторые говорили о том, что «причины конфликтов известны» и намекали на проблему, связанную с введением новой школьной системы (так называемая LOGSE, которая действует с 1990 года). Вновь и вновь ставился вопрос о качестве планировании деятельности и недостатке средств. Другие связывали насилие с правовой ответственностью школы за учеников до 16-летнего возраста, как это можно было наблюдать в ходе дебатов, организованных 4 февраля 1999 года объединением FAPA, Федерацией и представительством отцов и детей школьников города Валенсии. В рамках этой дискуссии специалисты высказали свои мнения по вопросу «Действительно ли присутствует насилие в школах?» В информации, которая была посвящена этим дебатам в одной из газет за 06.02.1999, было заявлено, что «эксперты, не желая возбуждать панику, сошлись в едином мнении, что продление возраста детей с 14 до 16 лет для обязательного посещения школы стало причиной роста насилия в школах». Конечно, это было не всё, что дебатировалось, поскольку кажется невозможным сведение всего содержания дискуссии к объявлению одного «козла отпущения».

Беглый взор на ситуацию, то есть на общее обучение 3-го курса ESO (9-й класс) в учебном году 1998–1999 и 4-го курса (10-й класс) показывает, что этот школьный этап, несмотря на законодательное урегулирование, не является средним уровнем в соответствующих гимназиях. Первый цикл, т. е. 1-й и 2-й курс ESO (7-й и 8-й классы) преподаётся почти во всех школьных центрах, т. е. для 60–70% молодёжи. К этому можно добавить, что школьники должны учиться в неприспособленных условиях. Прежде всего, речь идёт о недостающих средствах и недостатке учителей, которые обычно привыкли к такой школьной системе, где нет обязательного посещения. Такая ситуация приводит к педагогическим, организационным, академическим проблемам. Следующими «козлами отпущения» в рамках проблемы роста насилия в городах являются иностранцы.

В нашем подробном отчёте об исследованиях за последние два года (выпущен в виде книги в сентябре 2002 года под названием «Беспокойное время настало. Наркотики и молодёжь, новые и старые причины социальных беспокойств») мы сообщаем об отношении общества к поведению молодёжи, которое долгое время игнорировалось и теперь стало проблемой.

Соседние файлы в папке Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.)