Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Онкология / Опухоли репродуктивных органов

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
16.95 Mб
Скачать

ГЛАВА 1

Рак яичников составляет четверть всех случаев гинеко­ логического рака, но он является наиболее частой причи­ ной смерти среди всех онкогинекологических больных. В Соединенных Штатах рак яичников составляет 4% от всех раков у женщин, отставая по частоте от рака легкого, молочной железы, кишечника и матки. Среди женщин, умерших от рака, в 6% случаев причиной смерти является рак яичников, а среди умерших от рака женских половых органов почти в половине случаев (13).

Подавляющее большинство случаев рака яичника об­ наруживается у женщин постменопаузального возраста и только в 10-15% наблюдений заболевание выявляется в пременопаузальном возрасте (13). Медиана возраста для наиболее часто встречающегося эпителиального типа ра­ ка яичников находится между 60 и 65 годами (13). Менее чем в 1 % эпителиальный рак яичников развивается у жен­ щин в возрасте 30 лет или моложе и в большинстве случа­ ев злокачественные опухоли у этих больных представле­ ны герминомами (2, 8, 13). Около 20-30% новообразова­ ний яичников, обнаруживаемых у женщин в постменопау­ зе, являются злокачественными, в то время как у женщин пременопаузального возраста только 7% эпителиальных опухолей яичника являются злокачественными.

Анализ повозрастной заболеваемости гинекологиче­ ским раком свидетельствует, что наиболее интенсивно рас­ тет заболеваемость раком шейки матки в возрастных группах до 30 лет и 30-39 лет. При раке эндометрия рост заболеваемости имеет место в интервале 40-49 лет. При раке яичников тенденция роста заболеваемости не столь значима в молодом возрасте и равномерно распределена во всех возрастных группах (табл. 1)

ГЛАВА 1

на 67,7% (с 49,8 на 100 000 женского населения в 1990 го­ ду до 89,1 в 2002 году) (Рис.1). Аналогичная тенденция имела место и при раке эндометрия: заболеваемость уве­ личилась на 53,2% (с 18,6 в 1990 году до 28,5 в 2002 году).

При раке яичников отмечено резкое увеличение заболе­ ваемости (на 76%): с 12,9 в 1990 году до 22,7 в 2002 году.

Наметившаяся тенденция к снижению заболеваемости раком шейки матки в 70-80-х годах отмечена медленным и достоверным ростом за период 1990-2002 гг. (с 11,4 до 16,4, что составило 43,9%) преимущественно за счет II-III стадий заболеваний (45%).

Таким образом, повозрастной анализ показывает, что основной пик заболеваемости раком репродуктивных ор­ ганов приходится на постменопаузу с одновременным увеличением запущенных вариантов злокачественного процесса у пациенток молодого возраста. Иными слова­ ми, формирование этиопатогенетической концепции кан­ церогенеза рака репродуктивных органов у женщин не­ возможно без учета некоторых сторон гомеостаза пост- i менопаузы.

|n*gaмиология роко репродуктивных органов

С п и с о к литературы к Главе 1

1 Ашрафян Л.А., Стандартизованная диагностика рака эндоме- I fpMH, Дисс. доктора мед. наук, Москва, 1989.

2 Бохман Я.В., Руководство по онкогинекологии, Ленинград, «Ме- I Дядина», 1989. с.463.

3.Вишневская Е.Е., Бохман Я.В., Ошибки в онкогинекологической I Практике, Минск, «Вышейшая школа», 1994, с. 287.

4.Злокачественные новообразования в России в 2002 году (забо- [ЯИаемость и смертность), Под ред. В.И.Чиссова, В.В.Старинского,

Ш.В Петровой.

5.Козаченко В.П., Рак матки, М.: Медицина, 1983, с. 163.

6.Комбинированное и комплексное лечение больных со злокачестиенными опухолями. Под ред. В.И.Чиссова, М.:Медицина, 1989.

7.Руководство по эндокринной гинекологии. Под ред. Вихляевой f М, M., 1997.

8.Berek J., Haker N., Ovarian and fallopian tubes, Cancer Treatment. 4ih ed. Philadelphia:Saunders, 1995, p. 295.

9. Creasman W.T., Endometrial carcinoma, Medicine Journal, 2001, vol. 2, №7.

10.Fuller A., Seiden M., Young R., Uterine cancer, 2004, London.

11.Higginson J., Muir С Environmental carcinogenesis: Misconceptions and limitations to cancer control, J. Nat. Cancer Inst.,1979, vol. 63,p. 1291-

12.Iversen Т., Tretli S. Intraepithelian and invasive squamous cell neo­ plasia of the vulva, Obstet. And Gyn. 1998, 91:969-972.

13.Scully R., Young R., Clement P., Tumors of the ovary, Atlas of Tu­ mor Pathology 3rd end.,Vol. 23.

эндокринологические

особенности

ПОСТМЕНОПАУЗЫ в Аспекте КАНЦЕРОГЕНЕЗА

Менопауза — это тот период жизни, когда вслед за утра­ той функции яичников полностью прекращаются менструа­ ции и такое состояние стабильно сохраняется в течение не менее года. Постменопауза следует за менопаузой и про­ должается в среднем треть жизни женщины. Несмотря на многочисленные и целенаправленные исследования, ка­ сающиеся эндокринологии постменопаузы, многие аспекты этой проблемы до настоящего времени не совсем понятны.

Изменения, происходящие в гормональной сфере, как правило, формируются задолго до календарного насту­ пления менопаузы. У большинства женщин за 2-8 лет до прекращения менструации начинает превалировать ановуляция (89, 91). Изучение яичников человека показало, что подобная ускоренная утрата фолликулов у здоровых жен­ щин начинается с 37-38 лет, когда количество достигает 25000 (60). Этот процесс коррелирует с небольшим, но яв­ ным увеличением количества фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и снижением ингибина. Ускоренная утрата фолликулов, вероятно, является вторичной по отношению к росту активности ФСГ. Эти изменения (включая повыше­ ние ФСГ) отражают неполноценность стареющих фолли-

Эндокринологические особенности постменопаузы...

кулов и снижение их способности к выработке ингибина, продукта гранулезных клеток, которые обеспечивают про­ тиводействие продукции ФСГ гипофизом. Изменения на­ чинаются еще до появления ановуляции. Менструальные циклы удлиняются за счет увеличения фолликулярной фа­ зы, ассоциируемой с повышением уровня ФСГ и снижени­ ем ингибина при нормальном содержании эстрадиола и лютеинизирующего гормона (ЛГ) (51, 87). В противопо­ ложность прежним представлениям (основанным на сооб­ щении Sherman B.M. et al. (90)) уровень эстрадиола в го­ ды, предшествующие менопаузе, сколько-нибудь заметно не снижается, а остается нормальным вплоть до прекра­ щения роста и развития фолликулов. Если содержание ФСГ и ЛГ увеличивается за 2-3 года до наступления мено­ паузы, то уровень эстрогена начинает снижаться лишь за несколько месяцев до этого. Уменьшение количества ин­ гибина, приводящее к подъему уровня ФСГ, отражает на­ растающую недостаточность фолликулов (64, 80). Паде­ ние уровня ингибина начинается в возрасте около 35 лет, но значительно ускоряется после 40 лет. Четко установле­ но, что относительная неспособность эстрогена подавлять активность ФСГ после наступления менопаузы объясняет­ ся утратой ингибина и подтверждает его важную негатив­ ную роль в контроле выработки ФСГ.

Вскоре после наступления менопаузы можно одно­ значно утверждать об отсутствии фолликулов в яичниках (63). В конечном счете, уровень ФСГ повышается в 10-20 раз, Л Г — в 3 раза, достигая максимума через 1-3 года по­ сле наступления менопаузы, после чего содержание обо­ их гонадотропинов начинает постепенно, но незначитель­ но снижаться. Уровень ФСГ выше, чем ЛГ из-за более бы­ строго удаления последнего из крови (время полувыведе-

Эндокринологические особенности постменопоузы.

Уровень эстрадиола в крови после наступления мено­ паузы равен примерно 10-20 пг/мл (40-75 пмоль/л), и его продукция связана преимущественно с периферической конверсией андростендиона (67,68,82). Уровень эстрона в крови после менопаузы выше, чем содержание эстра­ диола, достигая примерно 30-70 пг/мл (110-260 пмоль/л). Суточная выработка эстрогенов в этот период составляет в среднем 45 мг, при этом почти все количе­ ство поступает за счет периферической конверсии андро­ стендиона. Соотношение андроген-эстроген после насту­ пления менопаузы резко изменяется в результате более значительного падения уровня эстрогенов, и обычное в этот период развитие легкого гирсутизма отражает суще­ ственные сдвиги в гормональном профиле.

В процессе старения происходят определенные гистогенетические изменения в яичниках. Под влиянием повы­ шенного уровня лютеинизирующего гормона возникает гиперстимуляция тека-ткани яичников, что приводит к усиленному синтезу андростендиона. Дальнейшая его ароматизация происходит экстраовариально, преимуще­ ственно в жировой ткани

Выключение яичникового стероидогенеза включает ряд компенсаторных механизмов внеяичниковой продук­ ции эстрогенов. Клиническое значение внегландулярных эстрогенов весьма широко, вариабельно и зависит от многих факторов. Уже сегодня вполне достоверно дока­ зано, что превращение андростендиона в эстрон в про­ центном отношении коррелирует с весом женщин.

Увеличение продукции постменопаузальных эстрогенов по мере нарастания веса связано с участием жировой тка­ ни в процессе ароматизации андрогенов. Следовательно, вес тела положительно коррелирует с уровнем эстрона и

ГЛАВА 2

ния ЛГ равно примерно 30 мин., а ФСГ — 4 часа) и, воз­ можно, из-за отсутствия специфического пептида в каче­ стве антагониста ЛГ, каким является ингибин.

После наступления менопаузы уровень андростендиона в крови уменьшается примерно вдвое (82). Его секре­ ция в постменопаузе осуществляется преимущественно надпочечниками и лишь в незначительной степени — яич­ никами. Концентрация тестостерона в этот период замет­ но не падает, причем у большинства (но не у всех) женщин яичники секретируют тестостерон даже больше, чем до менопаузы. После утраты фолликулов и, соответственно, эстрадиола, сохранившаяся строма яичников под воздей­ ствием повышенного содержания гонадотропинов начи­ нает продуцировать больше тестостерона. Подавление гонадотропинов агонистами гонадотропин-релизинг гор­ мона (Гн-РГ) или назначение его антагонистов женщинам в постменопаузе приводит к значительному снижению уровня тестостерона в крови, что указывает на его овариальное происхождение под влиянием гонадотропина (46, 58). Однако общее количество тестостерона, продуциру­ емое после наступления менопаузы, уменьшается из-за ослабления периферической конверсии андростендиона, главного его источника. Снижение уровня тестостерона и андростендиона в период менопаузы невелико, составляя не более 15% (87). См. табл.2.

 

 

Таблица 2

Уровень стероидов в крови (мг/сут)

 

 

 

Гормон

Репродуктивный период

Постменопауза

 

 

 

Андростендион

2-3

0,5-1,0

 

 

 

Тестостерон

0,2-0,25

0,05-0,1

 

 

 

Эстрадиол

0,35

0,045

 

 

 

ГЛАВА 2

эстрадиола в крови (65). Следует заметить, что поступле­ ние эстрогенов через ароматизацию андрогенов не огра­ ничивается только жировой тканью. Этим свойством обладают почти все ткани. См. рис.2.

Иными словами, в постменопаузе наряду с выключени­ ем овуляторной функции яичников, происходит мощное включение ряда компенсаторных механизмов, обеспечи­ вающих достатоный уровень и, вероятно, весьма разно­ образный спектр биологически активных продуктов (ме­ таболиты). К сожалению, современная эндокринология еще далека от понимания того клинического эффекта, ко­ торый сопряжен со взаимодействием постменопаузальных эстрогенов и их метаболитов со специфическими ре­ цепторами (альфа-, бета- и гамма-рецепторы). Вероят­ ность такого взаимодействия очевидна. Дальнейшие ис­ следования будут способствовать более глубокому пони­ манию этого важного механизма в постменопаузальной эндокринологии.

Варианты гормонального гомеостаза в постменопаузе

Основываясь на концепции Я.В. Бохмана о двух патоге­ нетических вариантах развития рака эндометрия у жен­ щин постменопаузального периода (13), целесообразно предположить, что гормонально-метаболические измене­ ния у женщин в постменопаузе протекают по двум взаим­ но противоположным направлениям:

1) гипоэстрогения, с характерными для нее проявления­ ми (урогенитальная атрофия, атеросклероз, остеопороз), 2) гиперэстрогения с высоким уровнем гиперпласти­

ческих процессов, гормонозависимых опухолей.

Эндокринологические особенности постменопаузы...

Таким образом, при первом варианте постменопаузы в популяции не должны встречаться гормонозависимые опухоли (рак молочной железы, рак эндометрия), в то время как при втором должно быть исключено развитие инволютивно-атрофических процессов. Однако практика показывает о значительном разнообразии сочетаний кон­ ституционального типа и заболеваний, возникающих в постменопаузе, что исключает возможность подобного четкого разделения (13, 28, 35, 84).

Оценка уровня гормонов в крови у женщин постмено­ паузального возраста, как показали исследования, не да­ ет полной информации о возможных вариантах развития патологических процессов, так как для реализации гор­ монального эффекта необходимо присутствие достаточ­ ного уровня цитоплазматических рецепторов (11, 24, 25, 30, 31). Вместе с тем, при назначении заместительной гормональной терапии у женщин пери- и постменопау­ зального периодов не предусматривается определения уровня рецепторов, (б, 15, 16, 17, 43, 54, 77, 79).

Механизм действия половых гормонов на клетки был изучен благодаря открытию в 1960-1970 гг. рецепторов, специфических белков, посредством которых осущест­ вляется гормональный ответ (11, 30, 31). Благодаря усо­ вершенствованию методов анализа иммуноцитохимии, в 80-х годах было установлено существование только ядер­ ных рецепторов (92).

Дальнейшие исследования показали, что имеются два основных типа рецепторов к стероидным гормонам:

-внутриклеточные ядерные рецепторы,

-мембранные рецепторы.

Сродство рецепторов и стероидов определяет биоло­ гическую активность гормонов (11, 30,31, 92). При связы-

Эндокринологические особенности постменопоузы

на воздействие этого гормона или его аналогов. Эти поня­ тия и определили понятие ткани-мишени (клетки-мише­ ни), где должны быть рецепторы к гормону, для которого данная клетка, ткань является мишенью (30, 31).

Иногда стероидным гормонам приписывается способ­ ность контакта с мембранными рецепторами. По этому вопросу имеется несколько работ. Авторы считают, что первые результаты изучения роли плазматических мем­ бран в реализации гормонального сигнала в норме и при патологии в постменопаузе позволяют предположить уча­ стие мембранных компонентов в регуляции поступления тройных гормонов внутрь клеток-мишеней, а также «за­ интересованность» этих компонентов в развитии гормо­ нально-зависимых опухолей (33, 42). Однако предста­ вленная проблема о роли рецепторов плазматических мембран в реализации гормонального эффекта изучена недостаточно, что предполагает необходимость проведе­ ния дальнейших углубленных исследований.

До настоящего времени окончательно не получены данные о динамическом изменении уровня эстроген-ре­ цепторов в неизмененных гормонозависимых тканях (мо­ лочной железы, вульвы, эндометрия) в зависимости от продолжительности постменопаузы.

Широкое использование современных технологий в медицине, в частности применение остеоденситометров для определения минеральной плотности костной ткани, позволило не только определять уровень минерализации кости, но и по-другому оценить тактику назначения заме­ стительной гормональной терапии у женщин постменопаузального периода с учетом возможного онкологиче­ ского риска.

ГЛАВА 2

вании гормона с рецептором инициируется процесс тран­ скрипции ядерной ДНК с образованием информационной РНК и последующим синтезом рибосомами белков, необходимых для усиленного роста и пролиферации.

Исследованиями последних лет установлено существо­ вание двух типов эстрогеновых рецепторов (ЭР-а, ЭР-(3). Оба типа рецепторов кодированы различными генами: ЭР-а находится на хромосоме 6, ЭР-р — на хромосоме 14. Оба подвида рецепторов обладают одинаковым срод­ ством к эстрадиолу. Локализация рецепторов различна в разных органах и тканях — от наличия одного типа рецеп­ торов до их сочетания (6). Так, эстроген-рецепторы (а и Р) обнаружены в мозге, кровеносных сосудах, сердце, ко­ стях, молочных железах, яичнике, матке. Только ЭР-р вы­ явлены в легких, почках, мочевом пузыре, кишечнике. В матке и молочных железах доминируют ЭР-а. Результаты исследований рецепции эстрогенов, прогестинов показа­ ли, что с возрастом снижается реактивность тканей к дей­ ствию гормонов, в связи со снижением числа специфиче­ ских рецепторов в клетках (65).

Начальным этапом действия гормонов на клетки-мише­ ни является его связывание со специфическим белкомрецептором. Если в клетке отсутствуют рецепторы, гор­ мон не способен воздействовать на эту клетку (11, 23, 24, 25, 43). Следовательно, рецептор является необходимым периферическим звеном эндокринной функции, обеспе­ чивающим возможность, интенсивность приема, проведе­ ния и реализации гормональных сигналов (30, 31). Все вышесказанное предполагает однозначный вывод для нормальной клетки: нет рецептора гормона — нет дей­ ствия его на клетку. Клетка, в которой отсутствует рецеп­ тор к данному гормону-эффектору, не будет «отвечать»