Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Онкология / Опухоли репродуктивных органов

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
16.95 Mб
Скачать

ОН

Рис. 21. Химические формулы чайных катехинов

Рис. 22. Спектр механизмов противоопухолевого действия EGCG

Рис. 23. Сравнительный эффект чайных катехинов (EGCG и ЕС) на апоптоз опухолевых клеток НТ29 (карцинома прямой кишки) на мышиных моделях. Исследовались объем опухоли (А) и опухолевая масса (Б)

Рис. 24. Ингибирование ангиогенеза и миграции эндотелиальных клеток в зависимости

от различных концентраций EGCG. Диаграмма отражает результаты трех экспериментов in vivo (количество живых клеток в зависимости от дозы EGCG)

Обоснованные направления терапии и профилактики...

регулирует экспрессию uPA, как минимум, за счет двух механизмов: путем подавления промоторнои активности и нарушения структурной стабильности мРНК uPA.

EGCG и циклооксигеназа-2

В опухолевых клетках наблюдается усиленная экс­ прессия циклооксигеназы-2 (СОХ-2) — фермента, играю­ щего ключевую роль в синтезе простагландинов (PGE2). Простагландины, в свою очередь, стимулируют экспрес­ сию VEGF — ростового фактора, вовлеченного в специ­ фические митогенные и хемотаксические эффекты в клетках эндотелия сосудов. Снижение рецидива опухолей наблюдается при приеме нестероидных противовоспали­ тельных препаратов — ингибиторов СОХ-2. Вначале этот эффект был отмечен при раке прямой кишки, впослед­ ствии — на всех солидных опухолях, где регистрируется повышенная активность СОХ-2. После приема EGCG на­ блюдалось снижение уровня PGE2, что характеризует EGCG как специфический СОХ-2 — ингибитор (6). Эти ре­ зультаты дополняют исследования Hong и соавторов, ко­ торыми показано, что чайные полифенолы вмешиваются в СОХ-2-зависимый метаболизм арахидоновой кислоты, что ассоциировалось со снижением инцидентов развития рака прямой кишки (43). В то же время доказано отсут­ ствие какого-либо угнетающего эффекта на промоторную область гена СОХ-2 в ряде опухолевых линий карци­ номы прямой кишки человека (69). Интересно, что СОХ-2-стимулирующая активность под влиянием EGCG обнаружена в макрофагах (73). Очевидно, что проявле­ ние разных эффектов EGCG на экспрессию СОХ-2 зави­ сит от дозы катехина, типа клеток-мишеней, способов введения, каких-то других дополнительных факторов.

Рис. 25. Механизм EGCG-индуцированного апоптоза

Обоснованные направлении терапии и профилактики...

том числе при довольно низких концентрациях (61). При этом отмечено, что при концентрации, которая устанавли­ вается в крови человека после выпитой чашки чая (0,1 цд/ml EGCG), наблюдается эффект довольно силь­ ного синергизма с традиционными противоопухолевыми препаратами.

Блокада неоангиогенеза

Опухолевый неоангиогенез характеризуется усилен­ ной экспрессией VEGF и его рецепторов, что способ­ ствует улучшению трофики новообразований. Появле­ ние новых сосудов в опухоли — классический пример патологического неоангиогенеза. Существенный вклад в противоопухолевую стратегию вносит блокада ангиогенеза. Блокирование VEGF или его рецепторов (VEGF- В, VEGF-C и VEGF-D) почти полностью прекращает пролиферативную активность в эндотелии сосудов. Это оз­ начает, что антиангиогенные факторы вносят суще­ ственную коррекцию в пролиферативную реакцию. По­ казано, что EGCG значительно снижает уровень VEGF и плотность его рецепторов in vitro (91). Механизм ингибирования VEGF и его рецепторов может быть объяснен следующими фактами. Блокада указанных факторов происходит, в частности, на уровне активаторов тран­ скрипции. В промоторной области VEGF имеются нес­ колько сайтов связывания с фактором транскрипции АР-1, который является мишенью для EGCG. Препят­ ствие для взаимодействия с ДНК является определяю­ щим в EGCG-индуцированной блокаде транскрипции VEGF и его рецепторов.

ГЛАВА 8

Регуляция клеточного цикла

Клеточный цикл млекопитающих, способы управления его регуляцией в последнее время довольно интенсивно изучаются. Особенно, если речь идет о методах и подхо­ дах к лечению опухолевых заболеваний: анормальное клеточное деление — основная характеристика активно делящихся опухолевых клеток и восстановление (угнете­ ние) скорости их деления — одна из важных составляю­ щих противоопухолевой терапии. В процесс клеточного деления вовлечено множество комплексов, факторов транскрипции, адапторных белков, онкогенов.

Ключевую роль в процессе деления клеток выполняют циклины — «положительные» регуляторы клеточного ци­ кла, а также циклин-зависимые киназы (CDK) — целое се­ мейство киназ с антиапоптотическими свойствами. Пролиферативные процессы сопровождаются комплексообразованием циклинов с CDK в зависимости от стадий кле­ точного цикла. Так, например, ранняя Gl-фаза регулиру­ ется «циклин D — CDK4/6» комплексом, в S-фазу вовле­ чены «циклин Е — CDK2» и «циклин А — CDK2», осталь­ ные фазы управляются «циклин В — CDK1/2» комплек­ сами (100).

Опухолевые клетки нуждаются в гиперэкспрессии ука­ занных компонентов для активации синтеза ДНК необхо­ димых генов (S-фаза), а также митоза (М-фаза клеточно­ го цикла). Поэтому в опухолях циклины и циклин-зависи­ мые киназы обладают повышенной экспрессией, в то вре­ мя как CDK-ингибиторы, такие как р21, р27, р1б, р15 практически отсутствуют.

Показано, что EGCG ингибирует CDK2 и CDK4, и при этом усиливает экспрессию p 2 1 w a f VCIP1 и р 2 7 к , Р 1 (60), в

Обоснованные направления терапии и профилактики...

неза с последующим вовлечением в апоптоз самих опухо­ левых клеток (7).

Еще один транскрипционный фактор, Ets-1, вовлечен в регуляцию неоангиогенеза. Он обладает совместным влиянием на экспрессию матриксных металлопротеиназ и VEGF, поскольку также имеет сайты связывания в промоторных регионах указанных генов (41). Влияет ли EGCG и на этот фактор транскрипции — пока неизвестно. Однако этот факт сам по себе интересен и еще раз доказывает на­ личие определенной сочетанной регуляции в опухолях, направленной на реализацию программы выживания опу­ холевых клеток любым способом. Этим, в частности, можно объяснить феномен «ускользания» опухолей от монотерапии. Следовательно, наиболее предпочтитель­ ным выбором при лечении опухолей является комплекс­ ный подход, сочетающий влияние на все звенья опухоле­ вой программы выживания, а не на конкретный сигналь­ ный путь.

He-опухолевый неоангиогенез наблюдается, в частно­ сти, при псориазе. При этом заболевании также отмечена усиленная экспрессия VEGF и его рецепторов, что способ­ ствует улучшению трофики псориатической бляшки, даль­ нейшему ее увеличению и развитию локального воспале­ ния. Блокирование VEGF или его рецепторов VEGF-B, VEGF-C и VEGF-D (например, моноклональными антите­ лами) тормозит развитие воспаления, прекращает ло­ кальную пролиферативную активность. Это означает, что антиангиогенные факторы вносят существенную коррек­ цию в воспалительную реакцию. EGCG является антиангиогенным фактором, ингибирующим как белковую ак­ тивность VEGF и рецепторов, так и уровень их транскрип­ ции. Вовлечение ангиогенеза в развитие псориаза доказа-

ГЛАВА 8

В экспериментах in vivo также установлено блокирую­ щее влияние EGCG на развитие сосудистой сети. Сравни­ тельная антиангиогенная активность EGCG и ЕС исследо­ валась на животных моделях (51). Мышам подкожно вво­ дились опухолевые клетки НТ29 (карцинома прямой киш­ ки). В данном эксперименте демонстрировалась четкая зависимость концентрации и времени воздействия EGCG на ингибирование роста сосудов и индукцию апоптоза в опухолевых клетках (Рис. 23). Животные получали ежед­ невную инъекцию EGCG в количестве 1,5 мг в день интраперитонально (ЕС использовался в качестве отрицатель­ ного контроля).

По сравнению с контролем, наблюдалось 30%-ное ин­ гибирование плотности сосудистой сети, 58%-ное замед­ ление опухолевого роста, замедление скорости опухоле­ вой пролиферации на 27%, торможение метастазирования. Аналогичные данные с эффектом EGCG на ангиоге- нез-зависимую дифференцировку эпителиальных клеток получены Singh и соавт. (87), (Рис. 24).

EGCG ингибирует активность эпидермального фактора роста и индуцирует апоптоз эндотелиальных клеток, что поддерживает гипотезу, высказанную в работе Shaahen с соавт., о том, что VEFG является фактором выживания опухолевого эндотелия (86). Блокирование VEGF на тран­ скрипционном и белковом уровне ведет к апоптозу эндо­ телиальных клеток внутри опухолей, что не только инги­ бирует неоангиогенез, но и коммитирует сами опухоле­ вые клетки к апоптозу (Рис. 25).

На другой модельной системе (человеческая не-Ходж- кинская лимфома) на животных показано, что включение EGCG в ежедневную диету также сопровождалось апоптозом эндотелиальных клеток, блокированием ангиоге-

Обоснованные направления терапии и профилактики...

сию, оксидативныи стресс в кератиноцитах. Совместное применение UV-облучения и EGCG при псориазе обеспе­ чивает, с одной стороны, индукцию излишней пролифера­ ции, сопровождающей заживление под влиянием облуче­ ния, а с другой — снимает излишнюю воспалительную ре­ акцию под влиянием EGCG. Двойной механизм EGCG на выживание кератиноцитов связан, с одной стороны, со стимуляцией фосфорилирования Akt и Erk — киназ, пре­ пятствующих UV-индуцированному апоптозу, а с другой

смещению баланса Bax/Bcl в сторону увеличения Bel. Это нормализует время жизни кератиноцитов (с 9 у боль­ ных псориазом до 27 дней в норме), способствует их дифференцировке (21).

Иммуномодулирующий аспект также вносит немало­ важный вклад в дерматологический контроль пролиферативной активности. Сбой в системе ТМ/ТТгё-лимфо- цитов, дисбаланс про- и антивоспалительных цитокинов способствуют, как и в любом другом органе, смещению иммунологических ответов с соответствующими послед­ ствиями. Как правило, воспаление и аутоиммунные реак­ ции сопровождаются и развиваются на фоне превыше­ ния активности Thl-подтипа лимфоцитов, развитие опу­ холей характеризуется снижением Thl-ответа, аллергий

усилением Th2. При сильном ультрафиолетовом облучении наблюдается иммуносупрессия, как систем­ ная, так и местная. Увеличивается спектр ТИ2-цитокинов, наиболее активным из них является интерлейкин-10 (IL-10). EGCG угнетает экспрессию IL-10 в кератиноци­ тах, снимает локальное UV-индуцированное воспаление, блокирует синтез циклобутановых пиримидиновых димеров — факторов риска UV-ассоциированного рака

ГЛАВА 8

но с открытием генного полиморфизма по отношению к VEGF. У пациентов с серьезной формой псориаза отмече­ но нарушение системной регуляции VEGF из-за поли­ морфных вариантов рецепторов к VEGF в активирован­ ных кератиноцитах кожи (30, 104). Блокирование ангиогенеза катехинами приводило к стойкой и длительной ре­ миссии, сопровождаемой очевидными улучшениями со­ стояния кожи, а также общим эмоциональным статусом пациентов.

Еще одно доказательство важности анти-ангиогенной терапии при псориазе получено при исследовании ретиноидов. Жирорастворимые витамины традиционно исполь­ зуются для лечения псориаза. Недавно выяснен механизм их анти-псориатического действия. Ретиноиды становятся биологически активными в результате активации ими од­ ного из двух путей: взаимодействия со своими ядерными рецепторами (рецепторами ретиноевой кислоты), либо взаимодействуя с ядерным фактором транскрипции АР-1. Интересно, что в промоторной области гена VEGF имеют­ ся четыре АР-1-связывающих сайта; взаимодействие ретиноидов с АР-1 блокирует экспрессию VEGF, т.е. ретино­ иды обладают анти-АР-1 и, следовательно, анти-VEGF-aK- тивностью.

Фотозащитный эффект EGCG

При определенных уровнях воздействия ультрафиолет становится сильным митогеном, что повышает риск разви­ тия рака кожи. Было показано, что употребление зелено­ го чая, либо его поверхностная аппликация на кожу ока­ зывает защитный противоопухолевый эффект, предот­ вращает UV-индуцированное воспаление, иммуносупрес-