Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Лучевая диагностика / ЛД венозного ишем. инсульта

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.22 Mб
Скачать

Перфузионные КТ- и МР-методики в диагностике инсульта

ется более высокое соотношение сигнал/шум (signal noise ratio — SNR), что позволяет получать изображения с более высоким временны;м и пространственным разрешением. Несмотря на то

что ASL может быть улучшено с использованием сканеров с высокой интенсивностью поля, общее SNR, тем не менее, пока остается ограниченным [Essig M. et al., 2013]. Основные проблемы, ведущие к более длительному времени обследования пациентов, — это чувствительность к артефактам движения у не всегда адекватных пациентов, что довольно нередко при остром инсульте, а также вероятные ошибки интерпретации изображений из-за возникновения артефактов транзитного кровотока в проекции крупных сосудов [Alsop D. C. et al., 2015]. Крайне нечастое использование ASL по сравнению с DSC пMРТ и тем более с ПКТ может, отчасти, объяснить также низкое соотношение SNR, нестабильность качества изображения и относительную сложность процедуры [Petersen E. T. et al., 2006; Golay X., Guenther M., 2012]. Кроме того, хорошо известен еще один недостаток ASL, связанный с тяжелой ишемией и низкой фракцией выброса, когда удлинение времени прохождения меченой артериальной крови может привести к релаксации спиновой метки и вызвать недооценку CBF [Wolf R. L., Detre J. A., 2007].

Отличительные особенности перфузионно-диффузионного несоответствия при венозном и артериальном инсульте

Перфузионные (МР- и КТ-) и диффузионные МР-методики нейровизуализации в острый период инсульта дают возможность отличить первично ишемическое артериальное повреждение мозга от застойного полнокровия в результате тромбоза крупных вен и венозных дуральных синусов. Гиперемия, а не олигемия, выявляемая при перфузионном исследовании обычно

âперифокальной основному повреждению зоне, лежит в основе венозного инсульта в отличие от артериального. Развиваясь на фоне раннего вазогенного отека, который представляется на DWI и ADC-картах при МРТ инверсией сигнала, венозная ишемия носит вторичный характер и связана с внешне обусловленной констрикцией питающих область стаза сосудов.

Несмотря на довольно хорошую изученность и освещенность

âнаучной литературе, вопрос об изменении перфузионных и диффузионных характеристик мозга, особенно при венозных нарушениях, на практике так и остается, пока по большей части, уделом ученых. Однако использование диффузионно-взвешен- ной МР-томографии и перфузионных МРили КТ-методик [Schellinger P. D. et al., 2010; Nentwich L. M., Veloz W., 2012] позволило открыть новые возможности в изучении патофизиологии инсульта, в частности, дать ответы на вопросы о «ткани риска» (ишемической пенумбре) и прогнозировании роста оча- га инсульта по перфузионно-диффузионному несоответствию [Luby M. et al., 2011; Суслин А. С., 2008; Семенов С. Е. и др., 2017]. Оказалось, что в сверхострую стадию ИИ (менее 6 ч от начала заболевания) в 70–80% случаев объем зоны поражения при перфузионном исследовании значительно больше, чем на DWI, но затем при расширении зоны цитотоксического

142

Отличительные особенности перфузионно-диффузионного несоответствия при венозном и артериальном инсульте

отека и некроза в области инфаркта эта разница нивелируется [Engelter S. et al., 2000]. Именно разница между территорией поражения, видимой при перфузионных и диффузионных исследованиях (перфузионно/диффузионное несоответствие — PWI/DWI mismatch), составляет ишемическую полутень — пенумбру. Превышение значения PWI/DWI более 20% считается целесообразным для применения тромболитической терапии (ТЛТ) [Hacke W. et al., 2005]. Существование определенного количественного порога делает перфузионно/диффузионное несоответствие практическим инструментом диагностики инсульта и определения тактики лечения.

Семиотика артериального ишемического инсульта при использовании DWI и PWI определяется следующими признаками [Труфанов Г. Е., Фокин В. А. и др., 2005]:

υувеличение интенсивности МР-сигнала с фактором взвешивания b=500 и 1000;

υуменьшение измеряемого коэффициента диффузии на картах ADC для белого вещества <60^10–5 ìì2/с, для серого вещества <84^10–5 ìì2/ñ;

υуменьшение показателей CBF, CBV, при реперфузии — увеличение;

υувеличение показателей TTP, MTT.

При сравнительном анализе показателей перфузии у больных с инсультом и КГ нами установлено статистически значи- мое увеличение коэффициента асимметрии времени транзита контраста (rMTT) между ядром в случаях некроза или фокальными изменениями без некроза с зеркальными зонами измерения контралатерального полушария при ВИ (р=0,000004) и АИ (р=0,0000001) в сравнении с КГ. Так, rМТТ фокально (отношение MTT в центральной зоне поражения к MTT в симметричной зоне противоположного полушария) при ВИ имело значения в диапазоне от 0,6 до 3 (в среднем 1,7±0,6), при АИ — в диапазоне от 0,3 до 3,2 (в среднем 1,9±0,7), тогда как в КГ rMTT между двумя полушариями в среднем равнялось 1,03±0,03 (ðèñ. 53, à).

Для перфузии в перифокальной зоне (или пенумбре, когда таковая имела место) установлена статистически значимая разница rMTT между всеми группами в исследовании. В группе ВИ rМТТ перифокально имело значения в диапазоне от 0,7 до 1,4 (в среднем 1,27±0,2), в группе АИ — в диапазоне от 0,5 до 2,9

143

С. Е. Семенов. ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ВЕНОЗНОГО ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА

Ðèñ. 53. Дисперсия коэффициента времени транзита контраста (rMTT) в центральной зоне поражения (а) и перифокально (б) при ПКТ в группах венозного и артериального инсульта и контрольной группе (группы по оси õ: 1 — ÂÈ, 2 — ÀÈ, 3 — ÊÃ)

(в среднем 1,68±0,6), в КГ rMTT между двумя полушариями в среднем было 1,03±0,04 (ðèñ. 53, á).

Таким образом, показатель rМТТ в центральной части очага инсульта является высокоинформативным инструментом выявления инсульта в целом, а при использовании его в качестве паттерна дифференциальной диагностики для венозного инсульта количественные изменения можно представить как «±» в зоне, перифокальной центру очага (ñì. òàáë. 3).

Изучение относительных скоростных показателей (rCBF) как фокально, так и перифокально (зона пенумбры при АИ или перифокальная зона при ВИ) выявило достоверные различия всех исследованных групп. При ВИ rCBF центральной зоны имело значения в диапазоне от 0,2 до 1,68 (в среднем 0,76±0,5), в группе АИ — в диапазоне от 0,11 до 0,73 (в среднем 0,36±0,2), тогда как в КГ это значение в среднем равнялось 0,97±0,1 (ðèñ. 54, à). В группе ВИ rCBF перифокально имело значения в диапазоне от 0,46 до 1,58 (в среднем 1,28±0,25), в группе АИ — в диапазоне от 0,3 до 1,36 (в среднем 0,69±0,26), в КГ rCBF между двумя полушариями в среднем равнялось 0,95±0,2 (ðèñ. 54, á).

Очевидно, что rCBF является высокоинформативным не только в выявлении инсульта в целом, но также может быть одним из паттернов дифференциальной диагностики ВИ от ИИ со зна- чением «±» в центральной части очага инсульта и «+» перифокально, отражая тем самым не выраженное уменьшение кровотока, как при ИИ, а увеличение его в случаях ВИ, т. е. полнокровие.

144

Отличительные особенности перфузионно-диффузионного несоответствия при венозном и артериальном инсульте

Ðèñ. 54. Дисперсия коэффициента скорости кровотока (rCBF) при ПКТ в центральных зонах очага инсульта (а) и перифокально (б) (группы по оси õ: 1 — ÂÈ, 2 — ÀÈ, 3 — ÊÃ)

Сходная картина изменений объемного кровотока (ðèñ. 55) обнаруживается при использовании коэффициента rCBV (отношения CBV в зоне поражения к CBV в симметричной зоне противоположного полушария). Фокально (в зоне ядра при некрозе или в центре очага без некроза) в группе ВИ rCBV имел значе- ния в диапазоне от 0,25 до 1,47 (в среднем 0,89±0,4), в группе АИ — в диапазоне от 0,07 до 1,3 (в среднем 0,55±0,25). В КГ зна- чение rCBV равнялось 0,98±0,08. В зоне ядра АИ CBV был практически в два раза ниже, чем в КГ, что свидетельствует о гипоперфузии (ñì. ðèñ. 55, à). Имело место достоверное отличие между группами ВИ и АИ (р=0,00001) и группами АИ и КГ (р=0,0000001), тогда как группы ВИ и КГ достоверно не отлича- лись.

Перифокально (ñì. ðèñ. 55, á) в группе ВИ rCBV имел значе- ния в диапазоне от 0,82 до 1,93 (в среднем 1,28±0,25), в группе АИ — в диапазоне от 0,34 до 1,99 (в среднем 1,07±0,42), в КГ — 0,99±0,1. Достоверные различия выявлены между группами ВИ и АИ, группами ВИ и КГ; группы АИ и КГ достоверно не отли- чались между собой. Очевидно, что те изменения, которые происходят в зоне ишемической полутени при ИИ, имеют место и при ВИ, но происходят в центральной части очага («±»). В перифокальной зоне при ВИ наблюдается умеренная гиперемия («+»), имеющая, по всей видимости, компенсаторный характер, что позволяет предложить эти критерии в качестве паттернов дифференциальной диагностики между ВИ и ИИ.

145

С. Е. Семенов. ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ВЕНОЗНОГО ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА

Ðèñ. 55. Дисперсия коэффициента объема кровотока (rCBV) в центральной части поражения (а) и перифокально (б) при ПКТ в группах венозного, артериального инсульта и контрольной группе (группы по оси õ: 1 — ÂÈ, 2 — ÀÈ, 3 — ÊÃ)

Диффузионно-взвешенные изображения (DWI), позволяя визуализировать микроскопическое движение молекул воды, являются исключительно чувствительными к минимально выраженным изменениям этого движения, как и к минимальному повышению концентрации воды в тканях головного мозга. Это свойство используется для обнаружения цитотоксического отека в острую фазу инсульта из-за набухания клеток, уменьшения внеклеточного пространства и выраженного ограничения движения молекул воды внутри самой клетки. Зона острой ишемии при этом имеет высокий сигнал, а измеряемый коэффициент диффузии (ADC) снижен [Lefkowitz D. et al., 1999]. Все это позволяет видеть изменения в зоне ишемии уже вскоре после развития заболевания [Oray D. et al., 2015]. С помощью DWI и ADC-картирования можно дифференцировать вазогенный отек от цитотоксического. Вазогенный отек характеризуется гипоили изоинтенсивными очагами на DWI и повышением интенсивности сигнала при ADC-картировании [Corvol J. C. et al., 1998; Труфанов Г. Е., Фокин В. А. и др., 2005; Семенов С. Е. и др., 2010]. Признаки вазогенного отека при ВИ в очаге инсульта и, особенно, перифокально часто обнаруживаются уже в течение первых 24 ч. Симптом снижения МР-сигнала регистрируется на фоне повышенного сигнала цитотоксического отека на изотропных DWI в проекции очагов ВИ в 68% [Mullins M. E. et al., 2004]. Наблюдается неоднородный характер очагов со смешанным сигналом (на фоне гиперинтенсивного очага имеют место гипоинтенсивные участки). Следует помнить, что снижение сигнала в зоне инсульта на DWI может быть признаком сидероза из-за

146

Отличительные особенности перфузионно-диффузионного несоответствия при венозном и артериальном инсульте

Ðèñ. 56. Дисперсия коэффициента асимметрии интенсивности МР-сигнала (rDWI) в центральной зоне очага (а) и перифокально (б) при МРТ в исследуемых группах (группы по оси õ: 1 — ÂÈ, 2 — ÀÈ, 3 — ÊÃ)

кровоизлияния, поэтому выполнение рутинной КТ и Т2* обязательно. Нами отмечены (ðèñ. 56, à) достоверные различия (p=0,00001) средних значений коэффициента асимметрии интенсивности МР-сигнала на DWI (rDWI) по результатам измерений в проекции ядра инфаркта или центра инсульта без развития некроза по отношению к здоровой стороне между группами ВИ, АИ и КГ. В группе ВИ этот показатель был ниже — от 0,65 до 2,35 (в среднем 1,69±0,34), в группе АИ — от 1,27 до 3,12 (в среднем 2,11±0,47), в КГ — в среднем 1,01±0,13.

Этот же показатель в зоне пенумбры или перифокально (ðèñ. 56, á) достоверно различался между группами ВИ (от 0,65 до 2,55; в среднем 1,1±0,4) и АИ (от 1,8 до 2,55; в среднем 2,14±0,32), АИ и КГ (в среднем 1,01±0,12), тогда как между группами ВИ и КГ достоверных различий выявлено не было.

При ADC-картировании инверсия МР-сигнала в виде появления участков повышения сигнала на фоне сниженного сигнала наблюдалась нами при ВИ в половине случаев (52%). При АИ такая инверсия произошла в 6% по периферии очагов. Были отме- чены (ðèñ. 57, à) достоверные различия (p=0,001) средних значе- ний коэффициента асимметрии измеряемого ADC (rADC) между группами ВИ и АИ в проекции ядра инфаркта или центральной зоны инсульта без развития некроза по отношению к здоровой стороне. В группе ВИ rADC в центральной части поражения имел значения от 0,26 до 2,77 (в среднем 1,26±0,99), в группе АИ — от 0,26 до 1,38 (в среднем 0,63±0,25), в КГ — в среднем 0,94±0,32. Тот же показатель в зоне пенумбры или перифокально достоверно различался (p=0,00095) только между группами ВИ (диапазон

147

С. Е. Семенов. ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ВЕНОЗНОГО ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА

Ðèñ. 57. Дисперсия асимметрии отношения измеряемого коэффициента диффузии (rADC) при МРТ в фокусе очага (а) и перифокально (б)

(группы по оси õ: 1 — ÂÈ, 2 — ÀÈ, 3 — ÊÃ)

от 0,5 до 2,04; в среднем 1,24±0,43) и КГ (в среднем 0,92±0,22), тогда как между группами ВИ и АИ (диапазон от 0,8 до 1,68; в среднем 1,16±0,38), а также между АИ и КГ достоверных разли- чий выявлено не было (ðèñ. 57, á).

Кроме того, была определена как значимая взаимосвязь между показателями перфузии и диффузии. Проводя параллели между МСКТ и МРТ, необходимо отметить достоверную корреляционную связь средней силы (r=0,46) между таким радиологи- ческим симптомом, как гиперинтенсивность пораженного сосуда при МРТ, и коэффициентом асимметрии скорости перфузии (rCBF) в области пенумбры или в перифокальной зоне при ПКТ. Достоверно коррелировали между собой коэффициент асимметрии времени транзита контраста (rMTT) при ПКТ и коэффициент асимметрии диффузии (rDWI) при МРТ в области пенумбры или в перифокальной зоне (r=0,44); коэффициент асимметрии объемного кровотока (rCBV) при ПКТ и коэффициент асимметрии диффузии (rDWI) при МРТ в области пенумбры или в перифокальной зоне (r=0,59). Наиболее высокая корреляция (r=0,95) обнаружена при сопоставлении площади поражения (в см2) на карте СBV при ПКТ с площадью очага на DWI при МРТ [Семенов С. Е. и др., 2013]. Такая корреляция отмеча- лась при ишемическом инсульте и в более ранних исследованиях [Кротенкова М. В., 2011].

Таким образом, были выявлены различия между венозным и артериальным инсультом по паттернам перфузии при ПКТ или пМРТ и диффузии при МРТ в сохранивших жизнеспособность

148

Отличительные особенности перфузионно-диффузионного несоответствия при венозном и артериальном инсульте

очагах (òàáë. 3). Перфузионно-диффузионное несоответствие при венозном инсульте носит иной характер, чем при артериальном инсульте.

Таблица 3

Паттерны фокальных нарушений

тканевой перфузии и диффузии головного мозга

при ишемическом инсульте в остром периоде

Тип тканевого

rMTT

rCBF

rCBV

rDWI

rADC

ишемического повреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артериальный инфаркт

++

– –

++

– –

 

 

 

 

 

 

 

Пенумбра

 

++

– –

±

++

±

 

 

 

 

 

 

 

Центральная зона венозного инсульта

++

± *

± *

++

+ *

 

 

 

 

 

 

 

Перифокальная зона венозного

± *

+ *

± *

± *

±

инсульта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Ïðè ð<0,05.

 

 

 

 

 

Отличительной особенностью ВИ от АИ является частое наличие признаков фокального и перифокального полнокровия (гиперемии) по данным перфузионных методик и вазогенного отека по данным МРТ в первые сутки заболевания. Мы не нашли статистически значимых различий в показателях rMTT между ВИ

èАИ фокально, что не совпадает с общепринятым представлением о MTT в ядре АИ (с умеренным удлинением или укорочением)

èсвязано, очевидно, с развитием аперфузии в зоне инфаркта (некроза). Развитие некроза верифицируется по данным перфузионных методик и диффузии при МРТ. Некроз развивался в полови-

не случаев ВИ и в 3/4 случаев АИ. При этом rМТТ в центральной зоне поражения показал себя достаточно информативным в выявлении инсульта как такового. Значения rМТТ в перифокальной очагу зоне, а также достоверные различия группы выборки, группы сравнения и контрольной группы по показателям скорости (rCBF) и объема кровотока (rCBV) как в центральной, так и в перифокальной зоне могут уже позволить отличить ВИ от АИ. Следовательно, данные отклонения могут быть приняты как паттерны дифференциальной диагностики этих состояний. Обнаруженные изменения отражают не выраженное уменьшение кровотока, как при АИ, а умеренное увеличение его при ВИ, т. е. доброкаче- ственную гиперемию [Gonzalez R. G. et al., 2006; Semenov S. E. et al., 2012; Adamczyk P., Liebeskind D. S., 2016]. В ситуации, когда некроз формируется, изменения перфузии и диффузии при арте-

149

С. Е. Семенов. ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ВЕНОЗНОГО ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА

риальном и венозном инсульте в центральной зоне поражения не отличаются. Если же повреждение обратимое, то при венозном инсульте наблюдается умеренная (доброкачественная) гиперемия/гиперперфузия, тогда как артериальная пенумбра характеризуется олигемией/гипоперфузией. А диффузионные последовательности МРТ помогают обнаружить на фоне цитотоксического отека, имеющего одинаковые черты как при артериальном, так и при венозном инсульте, ранние (в 1-е сутки) признаки вазогенного отека, отражающегося изоили гипоинтенсивным сигналом на DWI и гиперинтенсивным сигналом на картах ADC, что связано с анизотропическим (параллельно аксональным трактам) движением воды при вазогенном отеке [von Kummer R., Back T., 2006]. Для артериального инсульта развитие вазогенного отека принято ожидать обычно только к 5–7-м суткам, поэтому его обнаружение на момент неотложной диагностики большая редкость [Лучевая диагностика и терапия заболеваний головы и шеи: национальное руководство, 2013]. Проявления вазогенного отека на фоне цитотоксического в более ранние сроки при венозном инсульте в сравнении с артериальным мы считаем особенностью венозного характера повреждения и согласны в этом с мнением Г. Е. Труфанова и соавт. (2005). Ишемия при этом носит вторичный характер, связанный с внешне обусловленной механической констрикцией питающих область стаза сосудов из-за вазогенного отека [Семенов С. Е., Шатохина М. Г. и др., 2012].

Несмотря на очевидную важность информации о наличии или отсутствии зоны ишемической полутени (пенумбры), получаемой при КТили МР-перфузии, а также данных о перфузионно-диф- фузионном несоответствии при дополнительном выполнении DWI МРТ, на сегодняшний день эти методики нейровизуализации не являются обязательными к исполнению при ишемиче- ском инсульте. Так, исследования ESCAPE и REVASCAT вносят их в список процедур, выполнение которых лишь допустимо по истечении 4,5 ч, отведенных на экстренную реваскуляризацию, связанную с системной тромболитической терапией или эндоваскулярной тромбоэкстракцией [Powers W. J. et al., 2015]. Учитывая частое отсутствие гиподенсной зоны инсульта, нечастое обнаружение такого симптома, как гиперденсный сосуд, в острой фазе при рутинной КТ на фоне нередко сходных клинических проявлений, определение венозного характера острой ишемии головного мозга без выполнения перфузионных и ангиографических методик может быть затруднительно.