Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Andreev_A_I_Gimalayskoe_bratstvo_Teosofskiy_mif_i_ego_tvortsy_Dokumentalnoe_rassledovanie___SPb_Izd-vo_S_-Peterb_un-ta.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
10.27 Mб
Скачать

4. Создание Теософского общества

41

лучно провезли её в повозке через границу, но уже тибетско-сикким­ скую!

Что касается трёх лет, якобы проведённых Блаватской в Тибете, то исследователи чаще всего говорят о периоде 1868-1870 гг.: она приеха­ ла в Индию из Италии (после участия в сражении при Ментане), через Константинополь, и уже из Индии отправилась в Тибет, следуя ука­ заниям своего учителя. «Е. П. Б., —читаем мы у Крэнстон, — провела в Тибете три года. Можно ли представить, чтобы она не побывала в Лхасе, этой мекке буддийского мира? Учителя легко могли загрими­ ровать её под паломника, и азиатские черты её лица не привлекли бы особого внимания». И далее автор ссылается на В. Желиховскую: «По сведениям Веры, она гостила у Махатмы К.Х., который жил там с сестрой своей и племянником... »74. Только сведения эти исходят от самой Блаватской!

П. Джонсон в своём капитальном исследовании, посвященном учи­ телям Блаватской, говорит о двух её путешествиях в Индию —в 1857 г. и в конце 1860-х. В ходе этих поездок она, возможно, познакомилась с кашмирским махараджей Ранбир Сингхом, которого впоследствии опишет в восторженных тонах в книге очерков «Дурбар в Лахоре». В огромных владениях Ранбир Сингха (куда, как мы помним, входил и Ладакх —Малый Тибет) проживали мусульмане, индуисты, сикхи и буддисты. У них-то Е. П. и могла почерпнуть многие из своих позна­ ний в области буддизма и других восточных религий75.

4. Создание Теософского общества

После Индии и новой неудавшейся попытки проникнуть в Тибет Блаватская уезжает в Египет, а затем путешествует по Ближнему Во­ стоку (Сирия, Палестина, Ливан).

В Каире она возобновила контакты со своим старым учителем Паолосом Метамоном. Именно Метамон, по мнению П. Джонсона, скорее всего и послужил прототипом Мастера Сераписа (Серапис Бей) и его так называемого сына Туитит Бея76. Имеются сведения о том, что в 1871 г. Блаватская создала в Каире, под руководством Метамона, <Спиритическое общество» («Société Spirite»), которое, правда, про­ существовало недолго. В книгах и переписке Блаватской упоминается

'*Там же. С. 125, 126.

i0Johnson К. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. P. 136.

,60 нём см.: Johnson K. Paul. Ibid. P. 25-30.

42

Часть I. Елена Блаватская и миф о махатмах

также некое «Герметическое Братство Луксора» («Луксорское Брат­ ство»), членом которого она якобы состояла, но это, похоже, откровен­ ная выдумка, поскольку о братстве с таким названием исследователям ничего не известно77.

Один из главных выводов, сделанных П. Джонсоном,—именно в этот ранний период своей жизни, в годы «окутанные завесой» (1850-е— 1860-е гг.), Блаватская установила первые контакты с теми, кого она впоследствии будет называть Мастерами (на английский ма­ нер), Учителями и Махатмами. Это был тот «бесценный опыт», кото­ рый позволил Е. П. Б. впоследствии сделать карьеру «духовного учи­ теля».

Весной 1873 г. Блаватская посетила Париж и летом того же года отправилась в Америку, якобы по указанию одного из своих учителей. Там, год спустя, она познакомилась с отставным полковником Генри Олкоттом (1832-1907), человеком, словно посланным ей судьбой.

Казалось бы, что могло соединить этих столь разных людей? Аг­ роном по образованию, Олкотт был организатором первой в Америке сельскохозяйственной школы под Нью-Йорком, участвовал в Граж­ данской войне в США и затем, изучив юриспруденцию, весьма успеш­ но занимался адвокатской практикой. Человек большой смелости и безупречной честности, в то же время, Олкотт, как и многие его со­ временники, верил в сверхъестественное, увлекался оккультными нау­ ками и особенно большой интерес проявлял к психическим явлениям и спиритизму. Именно это обстоятельство и сблизило его с Блаватской.

Здесь надо сказать, что в 70-е гг. XIX века западное общество, осо­ бенно американское, было охвачено настоящей спиритической лихо­ радкой, люди повсюду занимались столоверчением и общались с ду­ хами умерших. Привлекательность спиритизма во многом объясня­ лась тем, что он делал легко доступным «потусторонний мир» — «Тот Свет» и его невидимых обитателей, и являлся, по сути, суррогатом духовной пищи и заменителем веры. По выражению П. Вашингтона, «спиритический сеанс предлагал новую версию духовной причастно­ сти, в которой вера заменялась очевидностью, а святые таинства — манифестацией духов»78.

Блаватская стала принимать активное участие в спиритических се­ ансах (в качестве медиума, как она это делала прежде), однако вско­ ре обнаружила, что в Америке имеется великое множество недобро­

77См. об этом: Maistre Louis de. L’Enigme René Guénon et les «Supérieurs Incon­ nus». Milan, 2004. P. 457.

78Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. М., 1998. С. 18.

4. Создание Теософского общества

43

совестных, мнимых медиумов, которые попросту дурачат публику, и взялась за их разоблачение. Узнав о феноменальных медиумических способностях неких братьев Эдди, она пожелала лично убедиться в этом, для чего и поехала на их ферму в местечке Читтенден в Вермон­ те. Там-то она и встретилась с Генри Олкоттом. «Моё внимание при­ влекла ярко-красная гарибалъдийская рубаха, которую носила мадам Блаватская, —вспоминал позднее Олкотт. —На общем тусклом фоне этот цвет особенно выделялся. У мадам Блаватской была тогда пыш­ ная светлая шевелюра, шелковистые вьющиеся волосы, едва доходив­ шие до плеч и напоминавшие тонкое руно... »79. Обратим внимание на сообщаемый Олкоттом факт —Е. П. в первые годы жизни в Аме­ рике открыто демонстрировала свою принадлежность к гарибальдий­ цам!

Блаватской, однако, пришлось убедиться в том, что братья Эд­ ди вполне заслужили свою славу. И действительно, один из них, Уи­ льям, буквально творил чудеса —на её глазах он материализовал ду­ хов нескольких людей, которых могла знать только она сама, и эти духи разговаривали на языках, совершенно неизвестных жителям Вер­ монта. Последним из духов был её родной дядя с орденом святой Анны на шее! Сеансы Эдди продолжались две недели. В завершении ими был вызван дух некоего Джоржа Дикса, и этот дух, чтобы убедить Блаватскую в достоверности всего увиденного, вложил ей в руку... застёжку от ордена, которую при жизни носил её доблестный родственник и с которой он был похоронен80.

Несмотря на впечатляющий спиритический «спектакль», устроен­ ный для неё братьями Эдди, Блаватская постепенно всё более и более разочаровывалась в медиумической практике. А вместе с ней и Ол­ котт. В конце концов она порвала со спиритизмом ради того, чтобы осуществить главное дело своей жизни. 8 сентября 1875 г. совместно с Олкоттом она учредила в Нью-Йорке Теософическое общество (далее ТО) и затем приступила к написанию большого труда с изложени­ ем основ теософского учения — «Isis Unveiled» — «Изида без покрова» или «Разоблачённая Йзида». Олкотт, со своей стороны, опубликовал в 1875 г. книгу «Люди с того света» («People from the Other World»).

Тому, что теософия возникла в Нью-Йорке —практически в том же самом месте Америки, что и спиритуализм (спиритизм), не сле­ дует удивляться. Нью-Йорк, как пишет М. Карлсон, являлся центром

79Цит. по: Воннегут К . Таинственная мадам Блаватская / / Соловьёв B.C. Со­ временная жрица Изиды. М., 1994. С. 329.

80Там же. С. 323, 324.

-.

44

Часть I. Елена Блаватская и миф о махатмах

так называемого «опалённого края» («burned-over district») —района на северо-востоке Соединённых Штатов, через который проходили ос­ новные эмиграционные потоки. Этот «опалённый край» прославился своими возрожденцами, вольнодумцами, диссидентами и всевозмож­ ными «религиозными эксцентриками» (такими как адвентисты седь­ мого дня, свидетели Иеговы, мормоны Джозефа Смита, христианские сайентисты Мэри Бейкер Эдди). Здесь же появились трансценденталисты и различные группы, проповедовавшие социальный утопизм81. Теософия, как отмечает Карлсон, признавала реальность медиумиче­ ских явлений, но отрицала, что они производятся духами умерших людей. Согласно учению Блаватской, медиумические феномены име­ ют психическое происхождение (индуцируются психикой) или же, в худшем случае, являются «продуктом распадающихся астральных тел и элементалов, проекцией бессознательных мыслей и желаний через энергетическое поле на астральную материю»82.

Главная цель Теософского общества, согласно Уставу, состояла

всоздании ядра Всеобщего Братства Человечества или Всемирного Братства, без различия вер, рас и происхождения. В основе такого братства лежала общая для буддизма и индуизма идея «единства все­ го живого» на земле. Двумя другими целями ТО было содействие распространению арийских и других восточных наук и знаний и ис­ следование сокровенных законов природы и психических сил челове­ ка. Созданное Блаватской теософское учение было призвано, с одной стороны, произвести синтез религии, философии и науки, а с другой, объединить существующие религии и культы на некой общей основе, путём очищения от позднейших наслоений и искажений, выявления

вних первоначального единого субстрата—эзотерической мудрости или доктрины. «Ни один человек, ставший теософом, —писала Анни Безант (1874-1933), —не перестаёт быть христианином, буддистом или индуистом; он лишь более глубоко проникает в суть своей собственной веры, добивается более прочного овладения её духовными истинами и более широкого понимания её сокровенных знаний»83. Ведущие теосо­ фы определяли своё учение как синкретическую, религиозно-мистиче- скую философскую систему («одновременно адекватную философию и всеобъемлющие религию и этику»), основанную на древней эзоте­ рической традиции. Фактически, это была попытка создания новой —

81 Carlson М. «No Religion Higher than Truth», A History of the Theosophical Move­ ment in Russia. P. 212. N 25.

82Ibid. P. 215. N14.

83Besant Annie. The Ancient Wisdom. Adyar, 1977 (1st ed. 1897). P. 4-5.

4- Создание Теософского общества

45

универсальной —религии, не связанной какой-либо определённой дог­ матикой, которую Рене Генон называет «псевдорелигией».

Руководящая верхушка теософского братства состояла из 13 чело­ век: Г. С. Олкотт (президент ТО), Др. Сет Панкоуст и Дж. Фелт (вицепрезиденты), Е. П. Блаватская (секретарь-корреспондент), Дж. С. Кобб (секретарь-референт), Г. Дж. Ньютон (казначей), Ч.Созеран (библио­ текарь), Дж. Уиггин, Эмма Хардинг-Бриттен, Др. Р. Б. Уестбрук, Др. Ч.Е. Симмонс и Г. Д. Моначези (консультанты), У. Джадж (юрис­ консульт). Общее число членов ТО первоначально составляло 50 че­ ловек. Большинство теософов видело в Обществе прежде всего центр спиритических исследований, объектами для которых служили духи и «элементалы». Суровый критик теософов Рене Генон, однако, утвер­ ждал, что для Блаватской и Олкотта этот центр был не более чем «школой египетского оккультизма скрещённого с индуизмом», сделав­ шей своей главной целью «одурачивание спиритистов»84. Штаб-квар­ тира Общества (с лета 1876 г.) располагалась в центре Нью-Йорка в доме на углу 8-ой авеню и 47-й улицы. В этом же доме в отдельных квартирах проживали и Блаватская с Олкоттом, называвшие в шутку своё жилище «Ламасери» (от английского слова lamasery —ламаист­ ский монастырь).

Инициативу учреждения ТО Блаватская приписала позднее своим новым наставникам —индийским махатмам Мории и Кут Хуми, ко­ торые заменили её прежних учителей —Джона Кинга-духа, Сераписа и Туитита. Но поначалу ни о каких махатмах не было и речи. Более того, ещё в мае 1875 г. Е. П. пыталась создать в Нью-Йорке «Клуб чудес» (Miracle Club), якобы по указанию Туитит Бея (члена «Герме­ тического братства Луксора»), чтобы «рассказывать людям правду о [психических] феноменах и медиумах». А Олкотт летом того же го­ да получил ряд писем от другого члена того же братства, Сераписа. Так что же произошло в жизни и оккульных поисках Блаватской, что подтолкнуло её к созданию теософского «всемирного братства» и вы­ движению на первый план индийских гуру, махатм? Ответить на этот вопрос не легко, поскольку предыстория Теософского общества до сих пор таит в себе немало загадок.

Итальянский исследователь Луи де Местр (Луиджи Колларим) в недавно опубликованной монографии «Загадка Рене Генона и „Неиз­ вестные Владыки“ » (Милан, 2004) пытается расследовать обстоятель­ ства, приведшие к созданию ТО. Как и П. Джонсон, он обращает вни-

84Swami Narad Mani. Bapteme de Lumiere. Milano, 2003. РЛ9Ч

46

Часть I. Елена Блаватская и миф о махатмах

мание на весьма любопытный факт —в Нью-Йорке, незадолго до учре­ ждения Общества, появился некто —итальянский художник, граф, старый друг Блаватской, «синьор Б.», в прошлом член общества Кар­ бонариев. В своём дневнике Олкотт описывает первую встречу этого человека с Е. П. такими словами: «Они говорили об итальянских де­ лах, и вдруг он произнёс имя одного из величайших Адептов. Она вздрогнула, словно получила электрический удар, посмотрела ему прямо в глаза и сказала (по-итальянски): „В чём же дело? Я готова“85. Он оставил эти слова без внимания, и затем разговор пошел о магии, магах и Адептах». Осенью того же года (уже после создания ТО), тот же итальянский приятель Е. П. Б. продемонстрировал Олкотту свои необыкновенные «оккультные способности» —вызвал искусственный дождь в квартире с помощью подвластных ему «воздушных духов».

Но кто этот загадочный «синьор Б.»? Гертруда Марвин Уилльям, автор биографии Блаватской «Priestess of the Occult» («Жрица ок­ культных сил»), считает, что речь идет о «синьоре Брудзеси», секре­ таре Мадзини, познакомившимся с Е. П. Б. и Метровичем в Италии. А упомянутый им «один из величайших Адептов» —это сам Мадзини86.

JI. де Местр в своём исследовании приводит следующие биографи­ ческие сведения о посетителе Блаватской: Гьяцинто Брудзеси (Giacinto Bruzzesi, 1822-1900) —гравировальщик по камням и камеям, член нескольких тайных обществ, в том числе Карбонариев и общества «Молодая Италия», человек, тесно связанный с Мадзини и Гарибаль­ ди. В 1860 г. участвовал в гарибальдийской экспедиции «Тысячи» и позднее (в 1867 г.) в партизанской деятельности гарибальдийцев в Латиуме, кульминацией которой стало сражение при Ментане, в котором, как мы помним, участвовала и Блаватская.

Но вот что самое удивительное — в биографии Брудзеси есть также «потерянное» десятилетие, которое полностью совпадает с периодом загадочных странствий Блаватской (1849-1858). В 1850 г. Брудзеси на­ ходился в Константинополе вместе со своим шурином Адриано Лемми, выполняя задание Мадзини —привлечь под знамена итальянской революции «героя мадьярского восстания» Лайоша Коссута. Именно тогда итальянец и познакомился с Блаватской. Что касается родствен­ ника Брудзеси А. Лемми, то это известный масон, выступавший в ро­ ли «банкира итальянской революции»87. «Те, кого теософы называют

85Maistre Louis de. L’Enigme René Guénon et les «Supériours Inconnus». P. 478, 479. 86Johnson K.Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the

Great White Lodge. P. 40.

87Maistre Louis de. Ibid. P. 483-486.

4. Создание Теософского общества

47

„адептами“ , — пишет Л. де Местр, — кажутся наилучшими кандидата­ ми на роль оккультных „крёстных отцов“ людей типа Мадзини, Лемми и Брудзеси, да не обидит это выражение всех тех, кто продолжает утверждать, что „адепты“ являются полной выдумкой мадам Блават­ ской».

Что же касается «одного из величайших Адептов», которого Ол­ котт называет также «венецианским джентльменом» (напомню, что Венеция в ту пору являлась главным центром итальянских масонов и оккультистов), то это венецианец Марко Антонио Канини (1822- 1892)—революционер, политический агитатор на Балканах, секрет­ ный агент Сардинского королевства и последователь Мадзини88. Бла­ ватская могла познакомиться с Канини в 1850 г. в Греции, и их зна­ комство, возможно, имело продолжение. В своих мемуарах Канини называет те же самые страны и города, которые предположительно посещала Е. П. —Греция, Тзфция, Италия, Сербия, Румыния, Париж, Лондон. Есть и ещё одно обстоятельство, говорящее в пользу их зна­ комства—Канини, как и Блаватская, увлекался оккультизмом и был «умелым магнетизёром».

Таким образом, напрашивается вывод: к созданию Теософского об­ щества была причастна некая тайная организация или группа лиц — европейских (итальянских) революционеров и одновременно оккульти­ стов, экс-карбонариев, скрывавшихся под маской «высоких Адептов». По мнению де Местра, сама Блаватская в юности также принадлежа­ ла к карбонариям. В контакт с ними она вступила в начале 1850-х в Стамбуле или Греции, возможно, через Агарди Метровича. (Общество Карбонариев допускало в свои ряды женщин, которые, в отличие от братьев-«угольщиков», назывались «садовницами»)89.

Имеются также сведения, что Блаватская и Олкотт поначалу стро­ или планы превращения ТО в масонскую ложу —с собственным риту­ алом и степенями, в дополнении к паролям и знакам, —наподобие ло­ жи, созданной в Египте графом Калиостро и являвшейся крупнейшим центром распространения восточного оккультизма. Проводником этих идей в ближайшем окружении Блаватской был англичанин Чарльз Созеран (Charles Sotheran, 1847-1902). Масон-розенкрейцер высоких степеней, опять же друг Мадзини и Гарибальди, один из первых чле­ нов ТО, Созеран познакомился с Блаватской в Европе, по-видимому, з то время, когда она примыкала к группе последователей Мадзини.

^Ibid. Р. 491-492. 53Ibid. Р. 441.