Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экологическая экспертиза (природно-хозяйственные системы) - Позаченюк Е.А..doc
Скачиваний:
161
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
40.68 Mб
Скачать

7.2. Процедура

Процедура компонентно-экологической экспертизы организационно во многом напоминает процесс научно-исследовательской работы коллектива единомышленников. Социально-экологическая экспертиза уже должна ориентироваться на вариант коллективной мыследеятельности (см.разд. 7.3.). Экологическая и геоэкологическая экспертизы занимают промежуточные положения. Вопросам организации ЭЭ посвящено достаточно большое количество литературы. Выделим некоторые особенности обеих экспертиз. ЭЭ основывается на принципе презумпции потенциальной опасности любой предполагаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что "хозяин" намечаемой деятельности обязан оценить воздействие планируемых преобразований на окружающую природную среду, определить допустимость этого воздействия и разработать меры, необходимые для защиты среды и людей от вредного влияния.

Как показывает опыт, самым большим изъяном документации, подлежащей ЭЭ, является неполный или некачественный прогноз воздействия намеченной деятельности на среду в системе ОВОС. По закону такая документация должна быть возвращена заказчику на доработку. Чаще так и поступают, но иногда именно эта процедура оценки и прогноза возможного воздействия выполняется уже в процессе самой ЭЭ. В зависимости от принятого варианта меняется и процедура ЭЭ. Второй вариант наиболее полно отражает необходимый экспертный процесс и гарантирует от необъективности в анализе исходных материалов. При этом выполняется (или повторяется) вся работа, связанная с ОВОС, и завершается этот процесс процедурой собственно ЭЭ.

Следующими общими для ЭЭ и ГЭЭ обстоятельствами, влияющими на организацию ГЭЭ, кроме презумпции опасности, являются:

- рассмотрение альтернатив намечаемой деятельности;

- обеспечение комплексного подхода и обоснование экономической или социальной необходимости тех или иных мероприятий.

При организации экспертного процесса следует иметь в виду, что вопрос о "допустимости" деятельности не решается автоматически путем получения и предъявления голых цифр, то есть окончательный вывод не должен делаться с чисто технической точки зрения.

Для осуществления экологической экспертизы существует целая процедура, которая состоит из подготовительного этапа (прием документов и оформление заявки), основного (экспертный анализ) и заключительного (принятие экспертного заключения). Геоэколого-экспертный процесс включает следующие основные стадии: 1) оформление заявки на проведение ЭЭ (прием у заказчика документов); 2) назначение экспертной комиссии и организация ее работы; 3) сбор, обобщение и оценка информации; 4) формирование предварительного заключения и организация тематических групп для изучения отдельных направлений; 5) коллективная экспертная деятельность (собственно экспертный, аналитический процесс); 6) составление экспертного заключения; 7) заявление в средствах массовой информации о экологических последствиях планируемого объекта; 8) экспертный надзор (см. рис. 7.2).

Рис. 7.2. Стадии геоэкспертного процесса

Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для исполнения, могут быть обжалованы только в судебном порядке. финансирование объекта. Только после положительного экспертного заключения банк открывает

Формирование экспертной комиссии. Как правило, всегда подчеркивается независимость и объективность экспертов. Хотя, как показывает практика работы, главным является компетентность специалиста и опыт его работы, в том числе в полевых условиях. Поэтому, согласно закона экспертом ЭЭ может быть специалист, имеющий высшее образование, соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные знания, владеющий методикой эколого-экспертной оценки, а также имеющий практический опыт в соответствующей отрасли не менее 3- лет. Распространенно заблуждение, что в состав комиссии должны входить ученые и специалисты лишь в области естественных и технических наук. Нестандартное мышление "гуманитариев" может оказаться чрезвычайно полезным. Напомним о создании теории и практики работ чисто гуманитарных экспертиз (см. разд. 3.2).

При формировании экспертной комиссии следует предусматривать в ней участие специалиста, компетентного в правовых вопросах, работе с документами и процедурных аспектах деятельности самой комиссии. Опыт показывает целесообразность доукомплектования комиссии уже после знакомства с объектом экспертизы, так как в процессе работы иногда возникают вопросы, требующие привлечения специалиста, не представленного в комиссии.

Экспертиза вообще не обязательно должна объединять "мудрецов", результат достигается во многом за счет хорошей организации коллективного поиска, коллективного получения новых знаний, создания особой интеллектуально-эмоциональной атмосферы, особого поля сопряжения общих усилий. Это своего рода прибор, особая социальная технология. В то же время "мудрецы" - это, как правило, индивидуалисты.

Кто должен входить в экспертную комиссию? Одни лишь ученые? Конечно нет, потому что для ученых безусловной ценностью является логически и формально непротиворечивая истина, а ГЭЭ, как любая другая, должна включать также нечто трансцендентальное и базироваться на общепланетарном и космическом. Наука к тому же часто сливается с государственным аппаратом и проводит интересы власти. По-видимому, правильнее было бы вручить интересы не официальной науке как таковой, а шире - различным формам знаний (традиционному народному знанию, новым авангардным направлениям, скажем, эниологическому и др.). Результаты профессиональной ГЭЭ следует также выносить на общественные консилиумы, которым должен быть придан правовой статус, как, например, в Японии в отношении ЭЭ, которые там выполняются на средства государства и в обязательном порядке. Если же ГЭЭ будут проводить только органы власти, пусть самой либеральной и демократичной, но осуществляющей ту или иную политику, то и в этом случае возможен "перекос". Третья сторона ГЭЭ - это народ, заинтересованный в тех или иных программах. Однако существует опасность, что если экспертизу будет проводить только общественность, то она отразит лишь "мнение толпы", пусть и "зеленой" и будет правильной лишь "с точки зрения домохозяйки". Реальная жизнь способствует утверждению триединого субъекта ГЭЭ. Все большее количество людей включается в те виды деятельности, которые были прерогативой только специалистов. Власть стремится, с одной стороны, все более, опираться на мнение специалистов, а с другой - быть менее элитарной, предполагающей тесное сотрудничество с новыми общественными структурами. Часть представителей науки готовы деятельно участвовать в происходящем. Сторонники одного способа решения обязаны видеть противоположную им силу, а если таковой нет, то необходимо ее имитировать.

Исследуемое явление необходимо рассматривать не как сложившееся, а как одно из развивающихся, взаимосвязанное с другими.

Участники ГЭЭ должны быть открыты и честны. Необходимо откровенно высказывать свои мысли, не опасаясь за "честь мундира" и не замыкаясь в кругу первичных представлений. Достижение открытости связано с разрушением "предпонимания объекта", которое всегда имеется у эксперта еще до начала процедуры. Такая процедура декомпозиции и распредмечивания специалистов - необходимый элемент подготовки к работе.

Особую важность при формировании экспертной комиссии приобретает фигура ее руководителя, который должен уметь организовать экспертный процесс по принципу коллективной мыследеятельности. При проведении социально-экологических экспертиз имеется опыт привлечения в качестве руководителя методолога в области коллективной меследеятельности (Щедровицкий др., 1983). Однако ГЭЭ решает довольно специфичные проблемы, поэтому в будущем скорее всего возникнет система послевузовской подготовки геоэкологов для работы в системе ГЭЭ.

Что касается собственно организации работы комиссии, то это во многом определяется характером объекта ГЭЭ, но в любом случае она должна базироваться на приемах коллективной мыследеятельности.

Материалы, необходимые для проведения геоэкологической экспертизы. Перечень необходимых для экологической экспертизы материалов приведен в Постановлении кабинета Министров Украины от 31.10.95г.,№870 «О порядке передачи документации на государственную экологическую экспертизу». Известно, что основным материалом для экологической экспертизы является документация по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Она включает расчет параметров возможных воздействий на основе проектных данных и принятых методик. При проведении ГЭЭ эта документация дополняется картографическими материалами и географическими сведениями, важными с точки зрения функционирования объекта экспертизы. Обязательным элементом ГЭЭ являются полевые исследования. В идеальном случае (при прецизионных ГЭЭ сложных или типовых объектов) необходимо иметь (или составить) ландшафтную и ландшафтно-экологическую (геоэкологическую) карты. В нашей же практике такие материалы разрабатывались при проведении ГЭЭ, практически, всех объектов, причем ландшафтно-экологическая карта, как правило, была неотъемлемым элементом экспертного заключения, а общее количество географической информации приближалось к объему, перечисленному в гл.5.

Ввиду ограниченности средств и времени исходная ландшафтная карта в масштабе 1:10000 или 1:25000 (в зависимости от объекта), подготовленная в лаборатории, в полевых условиях уточнялась, а подчас существенно дополнялась с учетом специфики объекта. Иногда такая карта дополнялась инженерно-геологической схемой с прогнозом развития тех или иных процессов (например, оползней). В качестве исходного материала, в случае размещения объекта проектирования в пределах производных ландшафтов, составлялась карта подеревной съемки.

Геоэкологический аспект экспертизы очень важен при разработке схем районной планировки, генеральных планов населенных пунктов, территориального размещения некоторых хозяйственных объектов, изменения направления в переориентации использования природных ресурсов и других случаях.

Специфика ГЭЭ, связанная с раскрытием географических закономерностей, обусловливает необходимость привлечения, наряду с обычным перечнем специалистов, также географов (геоэкологов) в качестве ведущих экспертов. При формировании экспертных групп необходим региональный подход. Это определяет такое требование к экспертам, как хорошее знание территории и ее геоэкологических проблем не только по документам, но и по полевым исследованиям.

Предельные сроки осуществления ЭЭ группами специалистов эколого-экспертных подразделений Министерства экологии и охраны природных ресурсов - до 45 календарных дней с продлением в случае необходимости до 60 дней, а в исключительных ситуациях – до 120 дней. В случае проведения ЭЭ специально созданными межотраслевыми экологическими комиссиями и другими специализированными подразделениями – до 90 дней. Повторная экологическая экспертиза осуществляется 30 календарных дней.