Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
имц + мировая политика.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
201.22 Кб
Скачать

10. Каковы основные направления развития современной цивилизации?

Окончание 2 мировой войны, создание ООН, предпосылки глобализации.

Глобализация, ее + и -. Диалог цивилизаций (зачастую напряженный).

Демократизация (Россия, Восточная Европа, Латинская Америка).

В начале 21 в. можно выделить следующие новые черты мировой политики, которые серьезно отличают ее от предшествующего периода 90-х гг. 20 в.

1) при сохранении направляющей роли США в мировой политике происходит реорганизация глобальной структуры управления мировой политикой: наряду с универсальными и официальными по своему статусу организациями (ООН) возникают полузакрытые (по принципу избранности), неформальные (по типу принятия решений) механизмы (G8, НАТО). Эта трансформация является одним из признаков кризиса глобального управления. Прежде всего это связано с проблемой ООН. ООН, являясь инструментом биполярного мира, столкнулась с необходимостью реформ для того, чтобы адаптироваться к современным условиям (постбиполярному миру). Основные направления реформирования ООН видятся экспертами в 3-х направлениях:

- расширение числа постоянных членов СовБеза (Индия, Бразилия, Германия, Япония)

- «размягчение» консенсусной формы принятия решений – предполагается, что некоторые решения СовБеза может приниматься простым большинством голосов, не обращая внимания на право вето некоторых постоянных членов СовБеза

- план, предложенный Кофи Аннаном – передать в руки ГенСека ООН как можно большим объемом полномочий

2) в нач. 21 в. совершенно четко обозначился основной полюс мира – G8, внутри которой лидирующая роль принадлежит США. При этом внутри G8 существуют достаточно заметные разногласия:

а) стремление Европы стать одним из полюсов современного мира, который бы уравновешивал США в экономической, политической и военной сферах

б) пересмотр некоторых положений американо-японского союза. Здесь речь не идет о разрыве, поскольку США и Япония слишком тесно взаимосвязаны. Суть ситуации заключается в том, что возросшие возможности Японии создают основу для пересмотра ассиметрии в договоре о безопасности 1961 г. (в соответствии с договором США берут на себя обязательства защищать Японию. Япония же ответных обязательств на себя не берет, апеллируя к своей Конституции). В данном направлении возможно расширение встречных обязательств Японии (размещение американских военных баз, предоставление портов для американских ВМФ, тех.обслуживание кораблей и т.д.). США де-факто признают тенденцию к децентрализации и пытаются не только укрепить свои лидирующие позиции, но и обеспечить лояльное отношение со стороны союзников. В этой связи США действуют достаточно гибко и конструктивно, налаживая контакты экономические и политические с теми странами, которые жизненно важны для Вашингтона: в 2002 г. при поддержке США Россия входит в G8; в перспективе присоединение Китая к G8; вступление России в ВТО.

3) серьезно трансформируется идея межгосударственных отношений – вместо принципа, согласно которому государства свободны в проведении внутренней политики, пока это не угрожает интересам других государств (формула национального суверенитета), начинает утверждаться принцип избирательной легитимности, в рамках которого государства, входящие в НАТО могут принимать решения о законности или незаконности того или иного правительства в зависимости от того, насколько поведение этого правительства дестабилизирует обстановку в регионе. При этом используется юридическая коллизия, в рамках которой в противоречие вступают базовые принципы МН права: национальный суверенитет с одной стороны и права человека с другой (в случае геноцида, проводимого тем или иным режимом).

4) происходит абсолютизация опыта западных демократий, возникает идея о том, что главное содержание современной эпохи – переход большинства стран мира на либерально-демократические основы государственности, к гражданскому обществу. Оборотной стороной этого процесса стало то, что на практике разрушение тоталитарных обществ не гарантирует возникновения демократии, напротив, усиливает традиционный архаичный институт. В современном мире сложилась четкая иерархия государств, во главе с США. Союзниками США являются НАТО и Япония, при этом лидерство США не признает Китай и оспаривает Россия при сохранении партнерских отношений. Помимо этого меняется структура группового лидерства: отношения UK и Японии с США укрепляются, а Франция и Германия стремятся играть все более независимую роль, хотя при всех противоречиях доминирующей линией в отношениях США и Европы остается стратегическое партнерство и союз.

В современном мире четко выделяют 2 важных момента. Россия после тяжелого периода 90-х гг. сумела приобщиться к группе ведущих держав мира и в данном контексте партнерство с США носит избирательный характер: по одним вопросам Россия поддерживает США, по другим дистанцируется; растущая роль Китая (экономическая, военная, демографическая).

Контакты Китая с G8 ограничены, и его роль в современном мире – это роль конструктивной оппозиции, которая «играет по правилам» и стремится налаживать прочные хорошие отношения и с США, и с Японией, и с Россией. При этом Китай делает ставку на заполнение «вакуума» силы – он начинает активно работать в тех регионах (развивающиеся страны: Азия, Л.Америка), где усилия ведущих стран мира в силу разных причин оказались мало эффективными.

Еще одно мощное региональное объединение – ЕС. Он играет упорядочивающую роль, а именно вырабатывает правила поведения и основные ценностные принципы в поведении государства на мировой арене. ЕС дает уникальную модель практической интеграции уже на протяжении 50 лет, именно эта практика превращает ЕС в своеобразный полигон для опробирования новых принципов МН отношений, поскольку именно евр. интеграция позволяет региону активно и удачно приспосабливаться к современному меняющемуся миру. При этом до сих пор в рамках ЕС существуют серьезные проблемы, связанные с миграционным законодательством, принятием единой евр. Конституции. Именно в рамках ЕС начинают формироваться теоретич. обоснования о праве на «гуманитарную интервенцию», в ходе которой признается нелегитимность авторитарных режимов.

В целом степень регулируемости современных МН отношений остается достаточной высокой, хотя появившиеся в последнее десятилетие вызовы (незавершенные), процессы модернизации развивающихся стран: взрыв исламского фундаментализма, появление неконтролируемых диктаторских режимов и распространение ОМУ - до сих пор не получили адекватного ответа со стороны цивилизованного мирового сообщества. В этой связи особое значение приобретает оптимизация СИ мировой политики. Создание некоего единого центра представляется маловероятным, и наиболее реальной перспективой представляется формирование многих полюсов в рамках единой глобальной СИ. В этой связи принципиально важно, чтобы все и реальные и потенциальные мировые полюса, сохраняя свою историческую, культурную, цивилизационную идентичность, сумели воспринять некие универсальные принципы и правила игры, которые разрабатываются в рамках либерально-демократической парадигмы.

Т.о. мир на сегодняшний день предстает как целостный, внутренне единый политический организм, при этом единство не означает однородности. В мире сохраняется конфликтный потенциал, однако решить конфликты можно только на путях интеграции. Любая попытка изоляции от участия в МН политике невозможна – она ведет к отставанию страны, резкому снижению ее роли в мировой экономике и политике, в конечном счете к катастрофе, поскольку находящаяся в изоляции страна не может реально обеспечить свои национальные интересы