Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лазарус.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Глава 4. Теория и методы

главу 6), можно не только попросить клиентов оценить самих себя, но и задать им вопрос типа «сколько баллов, как Вы думаете, Ваш партнер даст Вам, и можете ли Вы предположить, сколько баллов он или она даст себе?» Обсуждение совпадений и расхождений в этих оценках обычно улучшает процесс взаимного понимания.

Многие книги и статьи о парадоксах и рамках коммуникации посвящены именно метакоммуникациям, имеющим место во всех отношениях, и способу их использования в ходе разрешения проблемы. Неклинические примеры, описанные Вацла-виком, Викландом и Фишем (Watzlawick, Weakland and Fisch, 1974) блестяще фиксируют существование того, что они назвали «изменениями второго порядка». Они рассказывают случаи, который имел место в XIX веке в Париже. Командующий армией и его подразделение получило приказ очистить площадь города от мятежников, расстреляв толпу {чернь). Его солдаты заняли огневую позицию, направив свои ружья в толпу. Не было сомнения, что солдаты одержат победу, так как они были вооружены, а толпа нет. Многие люди будут убиты, и это только еще больше спровоцирует рукопашную схватку. Как только командующий вынул из своих ножен саблю, чтобы дать солдатам сигнал о начале стрельбы, воцарилась жуткая тишина. Во всю силу своих легких он прокричал: «Медам и мсье, я получил приказ расстрелять чернь. Но так как я вижу перед собой множество честных, уважаемых граждан, я предлагаю им уйти, чтобы я мог безошибочно расстрелять чернь». Через несколько минут площадь опустела. Как отмечали Вацлавик и его коллеги, командующий предпочел использовать вторичное, парадоксальное вмешательство, перестроив ситуацию способом, который был приемлем для всех участников. Как будет показано дальше, метакоммуникации во многих случаях могут повысить эффективность терапии.

79

Краткосрочная мультимодальная психотерапия

Пороги

Разным людям свойственны разные пороги устойчивости к фрустрации, пороги устойчивости к стрессу, пороги болевой чувствительности, пороги помехоустойчивости, пороги устойчивости к холоду и пороги устойчивости к загрязнению (и это лишь несколько примеров). В основном пороги являются врожденными. Другими словами, люди реагируют на большое количество стимулов посредством особых моделей возбуждения автономной нервной системы. «Личность» тех, у кого стабильная нервная система (что обычно идет рука об руку с высокими порогами), отличается от «личности» тех, у кого лабильная нервная система (которая обычно коррелирует с низкими порогами в отношении многих условий и ситуаций). Последние склонны к тревожности и нередко испытывают патологическое беспокойство в стрессовых условиях (Тугег, 1982)

Я утверждаю, что комплексное использование вышеупомянутых конструктов достаточно адекватно объясняет область человеческого опыта - наши надежды, желания, фантазии, чувства, мечты, стремления, мотивы, амбиции, страхи, опасения, привязанности и объекты ненависти. На симпозиумах, семинарах и во время различных лекций меня часто спрашивают, следует ли включить сюда еще и «духовные» аспекты. Если следовать принципу экономии, я думаю, было бы ошибкой рассматривать «духовность» как отдельную модальность или область. Я предполагаю, что то, что относят к «духовному», обычно состоит из комбинации глубоких и очень сильных убеждений, часто включая яркие имажинативные и убедительные сенсорные компоненты. Это всегда целесообразно - избегать излишних добавлений или расширения объяснительных принципов.

80