Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11014

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
28.28 Mб
Скачать

войны) испытывали потребность написать нечто яркое, с сильной доминантой красного цвета (рис. 94).

По психофизиологическим ассоциациям красный – относительно светлый, однородный, тяжёлый, тёплый, сухой, громкий, кричащий, очень близкий, выступающий – обладает большой силой воздействия на малых поверхностях, наиболее различим и активен в центре поля зрения, воспринимается первым из всех цветов, наиболее контрастен на зелёном фоне.

Рис. 94. Ассоциативные картины выдающихся живописцев, написанные с активной доминантой красного цвета, по дате - накануне Первой мировой войны (слева направо сверху вниз): М. М. Ларионов «Петух и курица» (1912 г.), Ф. А. Малявин «Вихрь» (1906 г.), А. Матисс «Красные рыбки» (1912 г.),

К. С. Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912 г.), П. Н. Филонов

«Масленица» (1913-14 гг.)

Оранжевый цвет по основным ассоциациям – цвет солнца, тепла, радости, праздника, богатства, власти. По О. Шпенглеру, он аполлонический, материальный, праздничный, цвет жизни. Э. Делакруа связывал тёплые цвета с ощущением радости и богатства. Этот цвет в картинах экспрессионистов сильно будоражит восприятие.

130

В. В. Кандинский утверждал, что оранжевый, подобно человеку, уверенному в своих силах, вызывает здоровое впечатление, так как лучеиспускание жёлтого тормозится «серьёзностью» красного. В православной иконописной традиции оранжевый символизирует благодать Божию, а в буддизме он – символ аскезы.

С позиций психологических предпочтений оранжевый – цвет экстраверсии, признак обдуманности поступков и умения учитывать интересы других. Светло-оранжевый – признак отсутствия амбиций, иногда – лени. Золотистый цвет – символ здоровья и благополучия, а красновато-жёлтый ассоциируется с застенчивостью, неуверенностью.

Оранжевый воспринимается как самый тёплый цвет, неплотный, светлый, громкий, кричащий, неоднородный, рассеивающий, возбуждающий, активный, близкий, лёгкий и сухой. По М. В. Матюшину, этот цвет тяготеет к кругу, по И. Иттену – к овалу; оптимально различим на чёрном, белом и синем фонах. Примеры активности оранжевого цвета в живописи – см. рис. 95.

Рис. 95. Ассоциативные картины с преобладанием оранжевого цвета (слева направо): Н. К. Рерих «Заклятие огня» (эскиз декорации), Э. Нольде «Танец на свечах»

Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и жизнью; это цвет изменения, освобождения, развития, он направлен в будущее; цвет экстраверсии (психического импульса, обращённого наружу), связи с

социальным

окружением

(рис.

96).

Он

излучающий,

распространяющийся, «весёлый и добрый» (по И.-В. Гёте). Для

В.

 

 

131

 

 

 

 

Ван Гога и П. Гогена – цвет жизни, активности, солнечной энергии. По О. Шпенглеру, он аполлонический, материальный, праздничный, жизнеутверждающий. По Л. Анкетену, это цвет дня. У экспрессионистов взрыв жёлтого и оранжевого будоражит зрителя. А В. В. Кандинский отмечал в жёлтом центробежную (телесную) и горизонтальную динамику, подобие звуку трубы или фанфар, тяготение к треугольной форме, М. В. Матюшин вытягивание в овал. При высветлении жёлтый активизируется, колет, возбуждает.

В Древнем Египте он обозначал женское начало. В буддистской традиции – Юг, добро, свет, тепло. В Китае он – цвет счастья и императора, в Европе тускло-жёлтый – цвет вызова, безумия, изгоев и отверженных, также символизирует предательство, ложь. В Греции жёлтому соответствовал холерический темперамент. В странах исламского мира двоякая трактовка жёлтого: замещающий золото жёлто-оранжевый цвет и вредный цвет болезней, бед, злых сил.

Рис. 96. Ассоциативные картины с преобладанием жёлтого цвета (слева направо, сверху вниз): В. Ван Гог «Оливковая роща с жёлтым небом и солнцем», Н. К. Рерих «Золото заката», П.

Гоген «Жёлтый Христос»

Он стимулирует, тонизирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры, улучшает зрение и пищеварение. Лимонный ассоциируется с лимоном, психологически воспринимается как незрелый, молодой, при длительном рассмотрении может вызвать

132

ощущение боли или вкус кислоты с лимоном; но в меру он бодрит, успокаивает, охлаждает. Жёлтый – очень светлый, близкий, однородный, рассеивающий, легкий, тёплый, сухой, неплотный. Он обладает наибольшей светоносной силой, визуально приподнимает плоскость, как бы стремится вверх (особенно на тёмном фоне). Цветовой ряд от зелёного либо от красного к жёлтому успокаивает, а от жёлтого к зелёному или красному возбуждает. На периферии зрения жёлтый различим лучше всех цветов. Он обладает свойством иррадиации (распространения за пределы пятна); оптимально различим на чёрном, также контрастен к сине-фиолетовому.

Жёлто-зелёный цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жёсткое (рис. 97). В. В. Кандинский усмотрел в нём болезненный, сверхчувственный характер: в стремлении к синему жёлтый теряет часть центробежной энергии и представляет собой красочное выражение безумия, слепого бешенства, подобно расточительности последних летних сил в осенней листве. А поднимаясь к жёлтому, жёлто-зелёный делается моложе, веселее, активнее. Он оптически неоднороден (содержит примесь жёлтого к зелёному цвету), воспринимается светлым, прохладным. По форме он тяготеет к удлинённому восьмиугольнику, как указывал М. В. Матюшин.

Зелёный цвет чаще ассоциируется с цветом лесов, лугов и листьев деревьев; он считается цветом весны, пробуждения, надежды; символизирует покой, мир, плодородие, юность, одновременно – цвет тоски. У египтян – цвет вечной жизни и воскресения. В Западном Средневековье – знак воды и крещения, этот цвет связывался с триумфом жизни, надеждой на воскресение.

В исламской традиции зелёный – цвет рая; в буддистской – «земли», Севера, судьбы, он отражает божественность всего сущего (чистый зелёный – образ озарения, формы, ясности; тусклый зелёный символически обозначает ревность, зависть, вражду); у иудеев он – природный, праздничный. По Л. Анкетену, зелёный – цвет утра. По А. Сегуну, он корреспондируется с движением справа налево. По М. Люшеру, он выражает укрепление, ограничение.

133

Рис. 97. Ассоциативные картины с преобладанием жёлто-зелёного цвета (слева направо, сверху вниз): Э.-Л. Кирхнер «Зелёный дом», Л. Файнингер «Деревня Альт-Заллетин», М. С. Сарьян «У гранатового дерева»

Зелёный – далёкий, однородный, прохладный, влажный, тихий, успокаивающий, плотный, относительно тяжелый, освежающий. Он – самый пассивный цвет. Это цвет интроверсии (психического импульса, направленного в свой внутренний мир). Оливково-зелёный более тяжёлый, но светло-зелёный цвет придаёт впечатление нежности несущим конструкциям, которые в этом случае не кажутся тяжёлыми, не производят давящего впечатления, не выступают на передний план. По мере приближения к серому зелёный создаёт богатый ряд переходных ступеней.

В. В. Кандинский указал на символическое значение абсолютного покоя и неподвижности (образ земного, самодовольного, «жирного» спокойствия) в зелёном цвете, который возникает из противопоставления жёлтого и синего. Однако в отличие от серого, у зелёного есть потенциальная возможность обрести динамические качества. Зелёный – цвет лета, когда природа уже пережила период весеннего «штурма и натиска» и погружена в абсолютный покой.

134

Написанная в зелёном цвете картина действует только свечением, так как зелёный при длительном рассматривании может наскучить. При высветлении и потемнении зелёный сохраняет характер равнодушия и покоя, подобен растянутым средним тонам звучания скрипки (рис. 98).

Зелёный – связующий, успокаивающий цвет. Наибольший контраст – с красным цветом. Окись хрома – «бархатная», а кобальт зелёный – «жёсткий». Бирюзовый – охлаждает и освещает. Зелёный, как и красный, тяготеет, по В. В. Кандинскому, к квадратным очертаниям. Некоторые исследователи отмечают целебные свойства изумрудно-зелёного с голубоватым оттенком. В сине-зелёном М. В. Матюшин усмотрел связь с формой правильного шестиугольника. По заключению М. Люшера, предпочтение сине-зелёному цвету отдают люди с развитыми волевыми качествами характера.

Сине-зелёный по ассоциациям и психофизиологическим признакам восприятия – успокаивающий, пассивный, тёмный, неоднородный, тяжёлый, плотный, влажный (как тающий лёд), далёкий, холодный цвет.

Простые ассоциации, связанные с голубым цветом, небо, чистота, нежность, мечта (рис. 99). Изначально этот цвет считался цветом юношей, но фразеология ХХ века придала такому значению негативный оттенок. В Древней Руси он воспринимался как Божественный, небесный, трансцедентный цвет. Для иудеев он первостепенный. В христианской традиции – цвет Богородицы; у буддистов голубой и синий цвета – символы воздуха, Востока и Юга, неба, пространства, разума, сознания, духовного просветления; в исламе – ночной прохлады и потусторонности духовного мира.

По Новалису (Ф. фон Гарденбергу), голубой – цвет идеального мира, цвет мечты. По Ф.-О. Рунге, – цвет неба и горных вершин – холодный и трагический. По Д.-Г. Россетти, он олицетворяет мир далёкий от сочувствия и шагов всего живого, у американцев голубой считается символом верности.

Для художников, писателей и поэтов-романтиков, а также по Л. Анкетену, голубой – цвет ночи. В соответствии с воззрениями О. Шпенглера – это цвет перспективы пространства, стремящийся к

135

темноте, далёкий. М. Люшер отметил «беспечность» и «беззаботность» голубого цвета.

Рис. 98. Ассоциативные картины с преобладанием изумрудно-зелёных и тёмно-

зелёных цветов (слева направо, сверху вниз): В. Д. Баранов-Россине «Башня», Е. А. Никифорова «Сумерки», Н. К. Рерих «Богатыри проснулись», М.-К. Чюрлёнис «Вечность»

Голубой цвет – тихий, спокойный, лёгкий, холодный, влажный, далекий, прозрачный, нематериальный, свежий. Он контрастен оранжевому цвету. Днём этот цвет как бы удаляется, а в сумерках будто бы выдвигается на передний план. Голубой цвет снижает чувствительность, уменьшает боль.

136

Рис. 99. Ассоциативные картины с

преобладанием голубых и голубо-зелёных цветов (слева направо, сверху вниз): П. В. Кузнецов «Голубой фонтан», «В саду», Н. К. Рерих «Пантелеймон-целитель», П. Пикассо «Старик и мальчик»

С синим цветом связаны ассоциации спокойной воды, дали, горизонта, неба, чистоты, духовной цельности, идеала единения (рис. 100). В Древней Греции синий считали мужским цветом. Однако психологические исследования (М. Люшер и др.) обращают внимание на женскую модель психики и развитость всех видов чувствительности в предпочтении синего цвета, его связь с чертами флегматического темперамента. В Западном Средневековье и в христианской традиции синий – цвет небес, Божественной любви, истины. Синий – цвет духа, гармоничных отношений, мысли и молитвы. Этот цвет выражает вечность, связь с традициями, потребность в покое. Также он считается цветом гордецов.

137

Психологи и эзотерики отмечают, что все оттенки синего указывают на положительные качества человека. Если кто-то отдаёт предпочтение тёмно-синему, значит, он нашёл своё предназначение в жизни, свой идеал, и всецело предан ему, хотя временами такой человек может быть не в настроении и впадать в депрессию. Это цвет бескорыстного служения науке, искусству, социальным проектам. Светло-синий предпочитают неглубокие натуры, стремящиеся к зрелости, совершенству в чём-либо, гармонии в душе и отношениях с близкими людьми. Для предпочитающих синий свойственны повышенная восприимчивость, эстетические чувства, глубокомыслие, миролюбие.

По А. Сегуну, синий – «горизонтальный цвет», цвет неба, выражает мягкость, мечту, покой. В. В. Кандинский определил следующие ассоциативные свойства синего цвета. Тёмный ультрамарин – «бархатистый», по форме ему подходит круг (по М. В. Матюшину, он тяготеет к вытянутому в высоту восьмиугольнику). Синий противопоставлен жёлтому. Синий цвет создаёт эффект центростремительного («духовного») движения от зрителя в глубину. Синий имеет качество углублённости и зовёт человека к бесконечному, сверхчувственному, будит в нём «голод к чистоте»; это типично небесная краска. При потемнении эмоционально-энергетическое воздействие синего увеличивается. Очень углублённый синий вносит в композицию элемент покоя, ощущаемого до предела. Чёрно-синий получает призвук глубокой печали, духовной тоски, торжественной и бесконечной углублённости в сакральную сущность бытия. Тёмносиний подобен звуку виолончели. Углубляясь, он звучит, как контрабас, а в глубоко торжественной форме по эмоциональному звучанию схож со звуками органа. По вкусовому ощущению синий цвет ассоциируется со сладостью. Картина, написанная в синем, кажется слишком охлаждающей. Светло-синий цвет представляется как высокое беззвучие (чем светлее, тем беззвучнее, пока не дойдёт до абсолютного беззвучия белого).

Синий – тёмный, далёкий, однородный, тяжелый, холодный, влажный, тихий, жёсткий, плотный. Это успокаивающий цвет, цвет интроверсии; он оказывает тормозящее действие на нервную систему,

138

ослабляет возбуждение слуха (однако И. В. Гёте различил в нём элемент беспокойства). Синий цвет понижает давление и помогает сосредоточиться. Он успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы, концентрирует внимание. Плоскости, окрашенные в тёмно-синий цвет, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Цвета, тяготеющие к синему, кажутся более лёгкими. Он контрастен жёлто-оранжевому цвету, в чёрном окружении теряет выразительность.

Рис. 100. Ассоциативные картины с преобладанием синих цветов (сверху вниз): Н. К. Рерих - картина из серии «Его страна», М. З. Шагал – витраж

Символика фиолетового цвета связана с понятиями величия, достоинства, великолепия, роскоши, глубоко скрытой тайны, колдовства. В Западном Средневековье и в христианской традиции

139

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]