Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
14.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

С.В. Иванов. «Юрьев день».

362

мых крестьян — кабальные люди. Так называли тех, кто брал в долг определённую денежную сумму, заключая при свидетелях договор — «кабальную запись». И долг, и проценты «кабаль­ный человек» отрабатывал своим трудом. Его задолженность обычно превращалась в пожизнен­ную или же длилась вплоть до смерти господина. Существовали и крестьяне, оказавшиеся в силу тех или иных причин неспособными в полной мере уплачивать подати и налоги, лишившиеся семьи, хозяйства. Их стали именовать бобылями, захре­бетниками. Они зачастую жили в семьях соседей, друзей или родственников, помогая по хозяйству.

Где жили крестьяне в московском государстве

В древнерусских письменных ис­точниках для обо­значения кресть­янских поселений употребляются различные на­именования — погост, деревня, село, починок, слобода (слободка).

Основным типом поселения русских крестьян всегда была деревня, состоявшая обычно из трёх-четырёх, реже пяти-шести жилых дворов. В XVI—XVII вв. появились деревни в десять-пятнадцать дворов; большее число дворов было весьма редким явлением. Слово «деревня» происходит от глагола «драть», т. е. расчищать участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Не случайно деревней сначала называли пахотные и сенокосные угодья, располагавшиеся по речным долинам или возле «дорог прямоез­жих». Ведь крестьяне прежде всего выбирали и расчищали плодородную почву для ведения хо­зяйства и лишь после этого основывали небольшое поселение, обзаводились избами, дворами, хо­зяйственными постройками, домашней птицей и скотиной. Близки к деревне и так называемые починки («почин» — начало), которые нередко состояли из одного-двух дворов и не имели достаточного количества постоянной пашни.

Наиболее крупным из крестьянских поселений было село, отличавшееся от деревни и по про­исхождению, и по характеру. Сёла основывались землевладельцами. Здесь находился господский двор, где жил хозяин, или его ключник, или тиун (приказчик). Барские хоромы вместе с церковью обычно располагались в центре села. (Это отличие села от деревни окончательно закрепилось в XVI—XVII столетиях.) Сёла были узловыми пунк­тами «боярщины» или «монастырщины» (т. е. боярских или монастырских земель): к ним тяготели близлежащие деревни, починки и т. п.

В северных русских землях для обозначения крестьянского поселения употреблялось также название погост. Известны были на Руси и слободы, жители которых в сравнении с другими крестьянами имели льготы по несению повин­ностей и выплате налогов. Часто в слободах (слободках) селились не только земледельцы, но и разного рода ремесленники, не до конца порвавшие связь с сельским хозяйством.

Крестьянское хозяйство

Осваивая огром­ные российские просторы, кре­стьяне селились везде: «куда топор и соха и коса ходила». Подчас земледельцы возделывали пахот­ные участки «наездом», т. е. отъезжая из деревни или села за несколько вёрст. «Пашня наездом» обрабатывалась в двух случаях: когда вновь начи­нали осваивать некогда заброшенные земли-пусто­ши и когда поднимали целину (сводили лес, корче­вали пни и кустарник). Первое, вне всякого сомне­ния, было предпочтительнее — обрабатывать за­брошенные земли легче, чем целину.

Основными орудиями крестьянского труда бы­ли соха (гораздо реже — плуг), серп и коса. Наиболее распространёнными сельскохозяйствен­ными культурами в Московском государстве были рожь и овёс, за ними шли пшеница, гречиха, ячмень и просо. Из бобовых возделывали горох и бобы. На огородах выращивали репу (она счита­лась вторым хлебом), капусту, редьку, морковь, свёклу, лук, чеснок, огурцы; сеяли мак. В сёлах, где находились резиденции землевладельцев, ста­ли разводить сады, в которых росли яблони, сливы, вишни, малина, кусты крыжовника и смородины. Уже в XIV—XV вв. начинает разви­ваться пасечное пчеловодство: в источниках того времени упоминаются «ульи со пчёлами».

С середины XV в. в пашенном земледелии начинает преобладать трёхпольный севооборот. При нём из трёх примерно равных по площади полей одно находилось «под паром», т. е. отдыхало, другое засевалось яровыми культурами (сеяли их весной, а созревали они летом или осенью), третье — озимыми (высевались осенью и зимовали под снегом). Но такое соотношение полей иногда (раз в пять-семь лет) нарушалось: засушливое лето приводило к росту озимого поля, а вымораживание озимых — к расширению посадок яровых.

При трёхполье крестьянские наделы в XIV— XV вв. составляли в среднем 15 десятин, в первой половине XVI в. — около 8 десятин, к концу этого столетия — вдвое меньше (из-за всеобщего разоре­ния и оскудения, вызванного опричниной и войнами). После Смуты крестьянский двор имел примерно 6—7 десятин земли, а в начале Петров­ской эпохи эта цифра выросла до 9. Урожай сам-три, сам-четыре (когда одно посеянное зерно даёт три или четыре зерна урожая) уже считался хорошим, хотя по современным меркам это очень низкий уровень.

Крестьянский двор на Руси — это прежде всего жилой дом: четырёхугольная бревенчатая изба (это слово происходит от «истба», «истопка», т. е. отапливаемое помещение) с печью-каменкой. Раз­меры сруба были невелики, в среднем 4х4 м. Жилище крестьянина имело, как правило, тесо­вую крышу, деревянный пол, курную печь (без дымоходов и трубы). Топили «по-чёрному» — дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком, которые после топки задвигались дос­кой («заволакивались»). Имелись также и не-

363

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]