Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
патфиз.М1.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
268.8 Кб
Скачать
  1. Роль социальных факторов в этиологии болезней.

Как известно, особенности биологической природы человека как вида в отличие от животных, обусловлены его развитием как общественного существа, его жизнь подчиняется не только биологическим законам, которые определяют и жизнь животного, но управляется также социальными закономерностями, оказывающими существенное влияние на все физиологическое процессы в организме.

Важнейшим аппаратом опосредования биологического социальным является у человека нервная система, особенно его высшая нервная деятельность. Вторая сигнальная система или система мышления и языка, письменных знаков дает бесчисленные примеры разнообразных социальных влияний на жизнь и здоровье человека. Так называемые микросоциальные отношения между людьми на работе, в семье, больнице, транспорте и в др. ситуациях могут быть источником тяжелейших неврозов, гипертонической и язвенной болезни, опухолевого роста и др. патологических форм. Таким образом, различные нарушения процессов опосредования биологических (физиологических) процессов социальными – важнейшее звено в механизме болезней человека, их патогенезе. Отсутствие этого звена в патогенезе болезней у животных не позволяет моделировать у них болезни человека в полном объеме.

В подавляющем большинстве случаев социальные факторы выступают в роли условий возникновения заболеваний (алкоголизм, наркомания, венерические болезни и т.д.). Однако имеется группа психических заболеваний, где социальные факторы выступают уже в роли причины.

  1. Понятие о приспособительных и компенсаторных реакциях. Примеры подобных реакций.

  1. Учение г. Селье об общем адаптационном синдроме

Стресс – генерализованная неспецифическая реакция организма, возникающая под действием факторов необычных по характеру, силе и /или длительности.

Он характеризуется стадийными неспецифическими изменениями в организме. В целом, стресс или общий адаптациооный синдром (ОАС) – комплекс изменений, происходящих в организме под влиянием факторов внешней среды, обусловленный, во многом, реакцией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГНС) и способствующий поддержанию неспецифической устойчивости организма к патогенным агентам.

Впервые представление об ОАС было разработано канадским ученым Г.Селье. Он, показал, что в результате воздействия экстремальных факторов и активации ГГНС в организме возникает особое состояние, которое он назвал «стресс» - напряжение. Клиническое выражение стресса Г.Селье обозначил термином ОАС.

Стресс вызывается стрессорами, под которыми понимают, прежде всего раздражители, реально угрожающие гомеостазу – боль, гипоксию, голод, антигенную агрессию и множество других чрезвычайных факторов. Стрессогенно то, что вызывает потребность в новой адаптации. Стрессогенна смена стереотипа. По Селье «не имеет значения приятна или не приятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации». Согласно Г.Селье, «стресс – это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает… Полная свобода от стресса означала бы смерть». (1974 г.)

Стресс – это неспецифический компонент ответа целостного организма на любой раздражитель, осуществляемый при участии нейроэндокринной системы. Он вызывает такую перестройку метаболизма и физиологических функций, которая резко повышает устойчивость организма к гибели.

Стресс классически протекает в три стадии.

Первая – стадия тревоги. Пусковыми факторами этой стадии являются: воздействие на организм чрезвычайного фактора, нарушающего гомеостаз (боль, холод, гипоксия, гипо – или гипербария и др.); отклонение от нормы различных параметров гомеостаза (рО2, рН, артериальное давление, ОЦК и др.). Ключевая роль в патогенезе стадии тревоги принадлежит ГГНС.

Систему гипоталамус-гипофиз-надпочечники составляют следующие компоненты. Нейроны гипоталамуса синтезируют кортиколиберин, который по аксонам достигает сосудистого сплетения, опутывающего ножку гипофиза, сбрасывается в кровь и с током крови поступает в клетки передней доли гипофиза. В ответ аденогипофиз секретирует кортикотропин, который также с током крови достигает коры надпочечников и побуждает секрецию глюкокортикоидов, которые с кровью разносятся к органам – мишеням, где и проявляют свой эффект. В конечном итоге, именно от уровня секреции глюкокортикоидов зависят сдвиги, наблюдаемые в организме при развитии ОАС. Кортикостероиды и АКТГ были названы Г.Селье «адаптивными гормонами». В пусковом звене стресс- реакции большая роль принадлежит и симпатической нервной системе, сопровождающейся продукцией катехоламинов.

Таким образом, в первую стадию развития ОАС активируется ГГНС и происходит генерализованная мобилизация адаптивных механизмов, концентрация глюкокортикоидов в крови нарастает.

Вторая стадия – резистентности. Развиваются гипертрофия структурных элементов тканей и органов, обеспечивающих развитие повышенной резистентности организма не только по отношению к фактору, вызвавшему развитие ОАС, но и ко многим другим. Уровень глюкокортикоидов в крови значительно повышен.

Третья стадия – истощения – характеризуется расстройством механизмов нервной и гуморальной регуляции, доминированием катаболических процессов в тканях и органах, нарушением их функции. В итоге снижается общая резистентность и приспособляемость организма, нарушается его жизнедеятельность. В эту стадию развивается недостаточность глюкокортикоидной функции надпочечников, если первичный стрессор продолжает действовать и, более того, действие его усиливается, либо присоединяется еще один мощный стрессор другой природы.

В организме в ответ на стресс мобилизуются и антистрессорные механизмы. Они активируются как на уровне центральных механизмов регуляции, так и на уровне исполнительных органов. В головном мозге антистрессорные механизмы реализуются при участии ГАМКергических, дофаминергических, опиоидергических, серотонинергических нейронов. Продуцируемые этими нейронами вещества тормозят активацию ГГНС. В периферических органах и тканях стресслимитирующий эффект оказывают простагландины, аденозин, ацетилхолин, факторы антиоксидазной защиты. Они предотвращают или существенно снижают интенсификацию ПСОЛ, высвобождение и активацию гидролаз лизосом, предупреждают ишемию органов, язвенные поражения ЖКТ, дистрофические изменения.

Глюкокортикоиды и катехоламины вызывают в организме при стрессе мобилизацию энергетических ресурсов. Прежде всего, это касается углеводного обмена. Глюкокортикоиды и катехоламины ослабляют действие инсулина, подавляя его секрецию и действуя как его антагонисты, что приводит к снижению использования глюкозы крови инсулинозависимыми органами и тканями. Это можно охарактеризовать, как острую обратимую диабетоподобную перестройку некоторых аспектов обмена веществ, необходимую для поддержания приоритетного снабжения глюкозой органов и тканей, наиболее существенных для защиты от острой опасности. Конечно, при этом целый ряд органов и тканей, например, иммунная система, усаживаются на «голодный глюкозный паёк». Понижается потребление глюкозы соединительной тканью и синтез протеогликанов, включая защитные мукопротеиды желудка. Меньше глюкозы поглощают адипоциты и мышцы. Однако, для адекватного энергообразования в последних большое значение имеет гликогенолитический эффект катехоламинов. Пока в мышцах имеется гликоген, они могут усиливать энергообразоание без усиления захвата глюкозы из вне. Кроме того, глюкокортикоиды при стрессе стимулируют глюконеогенез в печени.

Влияние глюкокортикоидов на белковый обмен выражается в активации превращения глюкогенных аминокислот в глюкозу. С целью обеспечения этого процесса тормозится синтез белка в скелетных мышцах, соединительной ткани, костном мозге, лимфатических органах, коже, жировой ткани; развивается отрицательный азотистый баланс. В печени, ЦНС и сердце, наоборот, имеет место усиление продукции РНК и белков. В частности, усиливается синтез сократительных белков миокарда, альбумина и факторов свертывания в печени.

Глюкокортикоиды действуют и на липидный обмен; однако, их действие не одинаково в различных органах и даже в различных отсеках жировой ткани. На изолированные адипоциты глюкокортикоиды действуют как стимуляторы липолиза. Стимуляция липолиза приводит к повышению уровня НЭЖК в плазме, что позволяет некоторым органам и тканям использовать их в качестве энергетических эквивалентов.

Глюкокортикоиды с участием тканевого посредника – липомодулина сильно тормозят активность фосфолипазы А2 и освобождение арахидоновой кислоты из фосфолипидов клеточных мембран, а значит – синтез простагландинов и лейкотриенов.

Г.Селье развил представление о том, что ОАС накладывает отпечаток на течение любого заболевания. Сейчас это не вызывает сомнения. Считается, что часто не столько действия самого патогенного фактора. Сколько обусловленные им дисгормональные расстройства составляют основу патогенеза ряда болезней. Заболевания, вероятность возникновения и тяжесть протекания которых увеличиваются стрессом, Селье назвал «болезнями адаптации» (язвенная болезнь желудка и двенадцати перстной кишки, онкологические заболевания, сахарный диабет, ожирение, атеросклероз, гипертоническая болезнь и др.). Возникновение и особенности течения таких болезней зависят от: 1) соотношения в крови концентраций АКТГ/СТГ; глюкокортикоиды/минералокортикоиды; 2) степени нарушения обмена глюкокортикоидов в тканях; 3) изменения чувствительности клеток к глюкокортикоидам; 4) наследственности, особенностей питания. Считается, что в норме преобладает секреция АКТГ и глюкокортикоидов. Преобладание же провоспалительных гормонов (СТГ, минералокортикоиды) усиливает воспалительные процессы и ухудшает течение патологии.

Стресс патогенен для лиц с недостаточностью стресслимитирующих механизмов (эндогенные опиаты, ГАМК, каталаза и супероксиддисмутаза, система простагландинов). Стрессогенная патология, в основном, касается инсулинозависимых органов и тканей.

Учение об ОАС позволило оценить значение ГГНС для организма; способствовало выяснению роли гипоталамуса в регуляции функции периферических желез внутренней секреции, заложила научные основы в понимании проблемы адаптации организма к действию факторов внешней среды.

В практической медицине знание основных закономерностей развития ОАС позволяет предупредить тяжелые осложнения, целенаправленно усиливать резистентность организма по отношению к экстремальным и чрезвычайным раздражителям. Теория Г.Селье дала теоретическое обоснование кортикостероидной терапии, научное объяснение неспецифической терапии (аутогемотерапия, иглоукалывание и др.).