Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Метод разр. по Бан.корпусу1111.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
165.38 Кб
Скачать

Тафельдекерская

Тема рассказа:

1. отделка и убранство Тафельдекерской - характерный образец офо­рмления дворцовых помещений утилитарного назначения XVIII столетия.

2. предметы столового дворцового белья, представленные в экспози­ции - уникальные образцы отечественного художественного ткачества ХVШ-Х1Х веков.

Содержание:

Тафельдекерская представляет из себя небольшое по размерам поме­щение с куполообразным потолком, соединяющее Ассамблейный зал с Кухней. Здесь хранились скатерти, салфетки, предметы сервировки и убранства парадных столов. С восточной стороны в дверях Тафельдекерской устроено раздаточное окно, через которое блюда передавались из Кухни.

Дубовые шкафы, протянувшиеся вдоль стен воссозданы по чертежу, выполненному Ф.-Б.Растрелли специально для Петергофа. Они состоят из 2-х частей - верхней, служившей для размещения посуды и нижней, с вы­движными ящиками для столового белья.

"Хамовное дело" - изготовление для царского обихода, так называе­мой, "белой казны", было распространено на Руси еще в давние времена.

К белью в царских хоромах допетровской Руси относились очень бе­режно, отмечает историк И.Забелин. "... И этому побуждали распростра­ненные в старину глубокие верования в порчу и в колдовство. Если случа­лось заметить что-либо чрезвычайное в порядке или чистоте белья пани­ческий страх охватывал всех, кто был причастен к этой статье царского обихода..."6 "Белая казна" - сорочки простые и нарядные, полотенца, ширинки (платки), скатерти, салфетки (утиральники) хранились всегда в кипарисных сундуках за собственною печатью государя или царицы. Пе­чать для вскрытия отдавалась самому доверенному лицу.

интересные сведения приводит И.Забелин о расходовании "белой каз­ны" в ХVП веке. Так например, существовали дворцовые обычаи, по кото­рым каждый год, в годовщины памяти по отцу Грозного, великому князю Василию Ивановичу, по царю Ивану Васильевичу и по его сыну цесаревичу Ивану Ивановичу раздавались из дворца нищим старцам и сидельцам о тю­рьмы сшитые дворцовыми швеями рубахи, платки, скатерти.

Слово "салфетка - стали употреблять о обиходе в петровское время (также как и саму салфетку). Прежде для этих цепей служила борода; повелев брить бороды, Петр Великий ввел обычай вытирать рот и руки "Новыми или полотняной платками, специально для этого вытканными" (В домах победнее салфеткой служил капустный лист). Само происхождение слова "скатерть" восходит к древнерусским корням, где одним из его значений является - "стол".

Производство столового белья было сложным, длительным, кропотливым процессом. Для изготовления высококачественного белья использовали льняную пряжу. Лен мочили, мяли, трепали. Затем, полученную льняную "куделю" чесали на гребнях щетинными щетками. На изготовление пряжи шло только самое чистое волокно, без счесов, которое затем пряли вруч­ную с помощью веретена (ручная пряжа была ровнее и тоньше).

Далее, пряжу вываривали в пережженной золе буковых и вязовых де­ревьев для придания ей мягкости и предварительной отбелки. Просушивали и ткали вручную.

После снятия со стана, изделие поступало в отбелку. Окончательная отделка заключалась в стирке с легким подсиниванием.

Интенсивное ткацкое производство налаживается в России в петров­ское время, когда открывается большое количество льняных казенных фаб­рик и полотняных заводов в Москве и Петербурге.

Первое достоверное известие о льно-ткацких фабриках мы находим в Указе Петра 1 от 28 февраля 1717г. в котором предписывалось: "полот­няного, скатертного и салфетного дела заводы в Новонемецкой слободе отдать купецким людям Андрею Турке и Степану Цымбальникову со товари­щи..."

А в 1722 году была основана полотняная мануфактура в Ярославле, которая на протяжении всего 18 столетия была лучшим предприятием по изготовлению льняных тканей для императорского стола.

Самыми распространенными при дворе были «гербовые» салфетки и ска­терти. Их заказывали большое количество по сравнения с другими издели­ями, это белье использовали для накрытия столов во время высочайших приемов и банкетов в загородных резиденциях.

Уникальным образцом придворного "гербового столового белья" рус­ской работы является салфетка Петра 1 из отделенного льняного полотна с изображением двуглавого орла под тремя коронами, изготовленная мас­тером Алексеем Жуковым, вероятно, она была сделана в качестве поднос­ной, так как имеет подпись мастера.

В собрании хранится салфетка с вензелем Николая 1. С тканым рисун­ком стилизованных цветов гвоздики и клеймом ярославской большой ману­фактуры Яковлевых, исполненная в 1830 году. В Тафельдекерской предс­тавлены и работы других отечественных мануфактур – Костромской, Александровской, на которой также выполнялось большое количество столового белья. Это салфетки с вензелями Николая II и монограммами его дочери великой княжны Ольги Николаевны, являвшиеся частью ее приданного.

В дворцовом обиходе салфетки были предметом украшения стола, их клали на тарелку или рядом с ней, сложенными в виде корабликов, лили, пирамиды, различных зверей и птиц. Образы таких салфеток, воспроизведены по рисункам XVIII –XIX столетий, помещены на овальном столе в центре Тафельдекерской.

Во время трапез столы накрывали белыми скатертями из льняного полотна. В коллекцию столового белья входит придворная скатерть Екатерины II, декорированная бордюром из барочных завитков и картушей, вытканная русскими мастерами в 1796 году (дар господина Г.Широкова из города Кармел, Калифорния, США). По французской моде скатерти гладились в то время в виде складок с крупными квадратами. Чтобы получить такой рисунок, их после стирки влажными складывали под пресс для белья, подобный тому, какой стоит на рундуке.

В структуре7 придворного штата императрицы Елизаветы Петровны среди нижних чинов значились тафельдекари и тафельдекерские помощники с годовым жалованьем, соответственно, в 250 и от 30 до 60 рублей, которым вменялось в обязанность подача на стол скатертей, салфеток и посуды.

В шкафах представлены предметы Расхожего сервиза, изготовленные на императорском фарфоровом заводе, образцы фарфора, выполненные на заводе Ф.Гарднера и на Королевской мануфактуре в Мейсене. В Тафельде­керской экспонируются изделия художественного стекла 18-19 вв. Импе­раторского стеклянного завода: графины, рюмки, штофы, украшенные рос­писью золотом. Особый интерес среди них представляет графин для 4-х вин с перегородками внутри и надписями: водка, ром, мадера, вино.

Хранились в Тафельдекерской и столовые приборы. Здесь представле­ны наборы вилок, ножей и ложек золоченой вороненой стали с фарфоровыми и каменными черенками; привлекает внимание столовый набор из золоченой бронзы, с Фарфоровыми черенками, покрытыми росписью с изображением цветов, сделанный на Королевской мануфактуре в Мейсене. Индивидуальный прибор, состоящий из вилки, ложки и ножа, как новшество стал использо­ваться в Европе в XVII века. В России допетровского времени по правилам хорошего тона рекомендовалось брать еду тремя пальцами. Вилка прочно вошла в дворцовый обиход лишь со времен Екатерины II.

В этот же период при дворе входит привычка пить кофе, до которого сама Екатерина Великая была большой охотницей.

Не случайно в Кухонном корпусе дворца Монплезир была оборудована Кофишенская, где готовили кофе, чай и шоколад.

Методические указания:

1. Рассказывая о собрании столового белья следует подчеркнуть уникальность экспонатов, представленных в экспозиции, их ценность с точки зрения коллекционирования, ведь из-за нехватки материала на из­готовление ассигнаций, в царствование Екатерины II по ее приказу всё дворцовое белье было отдано на красносельскую писче-бумажную фабрику и размолото в бумажную массу, поэтому придворное столовое белье ХVШ века почти не сохранилось.

2. Переходом к осмотру следующего помещения может послужить фра­за о том, что в системе служебных помещений восточного флигеля Монплезира особая роль отводилась Кухне.

КУХНЯ

Тема рассказа: Русские и европейские традиции кулинарного искус­ства 18-19 веков.