Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Метод разр. по Бан.корпусу1111.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
165.38 Кб
Скачать

6. Рубашка ночная. Россия, Москва. 1900-1910, х/б, нить, кружево, атлас, вышивка, шитье.

Сорочка или рубашка ночная появилась в период готики; до этого времени спали либо нагими, либо в той одежде, в которой ходили днем. Первые ночные рубашки были очень больших размеров, одинаковые и для мужчин, и для женщин, по фасону. Иногда они были идентичны дневным, но две рубашки одновременно носили только богатые люди.

В повседневной носке ночная рубашка появляется только в Х1Х в.

Методические указания:

Материал на стр. 17 и 18 (справка) можно рассматривать как инфор­мативный. В рассказе его можно опустить.

Выставочная комната

На стендах и в витринах представлены фотографии, архивные докуме­нты, рассказывающие о творчестве архитектора Э.Л.Гана.

Эдуард Львович Ган (1817-1891) родился о Германии. Получил архи­тектурное образование в Штутгарте, в начале 40-х годов Х1Х века прие­хал в Россию. В 1842 году стал неклассным художником Петербургской Академии. Три года спустя был определен в штат петергофского дворцово­го правления каменных дел мастером. Сыграл большую роль в формировании облика Петергофа и его окрестностей (Ропша, Знаменка и др.). По проек­там Гана в Петергофе были реконструированы дворцы, осуществлена плани­ровка парков, построены церкви, жилые дома, дачи. В 1857 году он стал академиком архитектуры, а в 1866 году за перестройку Банного корпуса Гану было присвоено звание надворного советника. В 1883 году его назначили «архитектором императорских петергофских дворцов». Похоронен в Старом Петергофе.

Ассамблейный зал

Тема рассказа:

Ассамблейный зал Монплезира – уникальный образец использования шпалер в оформлении интерьера XVIII столетия, сохранившийся в России.

План рассказа:

1. Местоположение зала, краткая история его строительства.

2. Архитектурно - декоративная отделка.

3. Коллекция шпалер.

4. Мебель.

5. Фарфор и стекло.

6. Заключение

В истории отечественной архитектуры Ассамблейный зал дворца Монплезир, отделанный дубом и украшенный шпалерами, занял прочное место среди уникальных произведений русского зодчества середины XVIII века. Он расположен за Банным корпусом, под одной крышей с Тафельдекерской, кухней и Кофишинской.

2 сентября 1726 года по приказу Екатерины 1 канцелярия от строений повелела «построить при Монплезире палаты поваренные и протчие покои по сочиненному Земцовым чертежу».

Постройка кухни и рядом с ней покоев для обслуживающего персонала, который как известно, круглые сутки был занят приготовлением различных кушаний к высочайшему столу, длилась с 1726 по 1732 года. В сооружении этих построек принимали участие архитекторы М.Г.Земцов, Т.Усов, Еропкин и И.Мордвинов.

На месте нынешнего Ассамблейного зала были помещения кухни с 3-мя большими печами и несколькими кухонными плитами. «Поваренные палаты» сохраняли свое назначение в течении 15 лет.

16 ноября 1747 года Елизавета Петровна приказала архитектору Ф.Б.Растрелли «Сочинить чертежи о переделки в Петергофе при Монплезире кухни жилыми покоями».

Для превращения кухни в «жилой покой» из нее были удалены плиты и печи, увеличено количество оконных проемов и устроен новый вход со стороны Монплезирского сада.

Углы падуг зала расписаны рокайльным орнаментом в манере гризаль, а стены обшиты дубом и декорированы 17 шпалерами, вытканными в 1 пол. XVIII века на Петербургской мануфактуре. На восьми больших сюжетных шпалерах, получивших названия "Африка". "Азия" и "Америка" представлены пейзажи с темнокожими жителями этих континентов – «арапами», экзоти­ческими растениями, дикими зверями, рыбами и птицами. Русские мастера воспроизвели сюжеты "индийских гобелонов", вытканных во Франции по картонам художника А.-Ф.Депорта и подаренных Петру 1 в 1717 году.

Напротив окон на одной из стен Ассамблейного зала висит шпалера "Азия" ("Лев коня ломает"), на которой показан момент смертельной схватки двух животных. По сторонам "Азии" - две шпалеры, сделанные в прямом и зеркальном отражении на один и тот же сюжет "Африка (Не­вольники, несущие на паланкине знатную особу").

В центре бордюра шпалер - вензеля Анны Иоановны и Елизаветы Пет­ровны. Пять шпалер на сюжет "Америка" украшают поперечные стены зала, некоторые погрешности рисунка в передаче фигур людей и животных искупаются эффектно построенными композициями и красивым колоритом, исполненным в теплой гамме золотистых, коричневых и зеленовато-синих тонов, в простенках между окнами - 9 узких шпалер, вытканных по карто­нам Ф.Пильмана, с орнаментальными композициями, включающими изображе­ния зефиров, корзин с цветами и персонажей итальянской комедии дель арте. Шпалерами обиты и стулья русской работы 20-х годов XVIII века.

Шпалеры Ассамблейного зала Монплезира, сохранившихся в Петергофе, являются ранними изделиями Петербургской шпалерной мануфактуры, осно­ванной в 1717 году.

В 50-ые годы XVIII века это помещение именовалось "залом, где кавалеры кушают" или "Арапским залом" (название "Ассамблейный" появилось позд­нее).

В ХVШ-Х1Х венах здесь устраивались парадные обеды и ужины. Еще при Петре 1 в России начали осваивать европейские формы прид­ворного этикета. Русский двор старался копировать немецкие и француз­ские обычаи.

Важной частью пребывания императоров в Петергофе было застолье. Существовали различные формы расстановки столов: в виде вензелей, ко­рон, символических фигур. При Анне Иоановне стол императрицы помещал­ся на особом возвышении под балдахином. Места за столами рядом с импе­раторами распределялись заранее, в соответствии с рангом приглашенных. Особо оговаривались цвет и фасон одежды не только придворных, но и официантов.

Со 2-ой половины XVIII столетия основное место на столе занимал фар­фор. Для нужд двора заказывались специальные сервизы.

На столе Ассамблейного зала экспонируется Вседневный сервиз, изго­товленный на Императорском Фарфоровом заводе в конце ХУШ - начале Х1Х века и использовавшийся для каждодневных обедов. Он украшен рисунками в виде букетов цветов («блумен-декор») в подражание мейссенскому фарфору и включает в себя столовые и десертные тарелки, терины (блюдо с крышкой для горячей пищи), рюмочные передачи, мороженицы, вазы для ягод и фруктов и пр. Привлекает внимание судок с сосудами для перца, горчицы, уксуса. Нарядность сервировки стола подчеркивалась сюрту де табль5 с искусственными или живыми цветами, которые обычно ставились в центре стола. Столовые приборы, экспонируемые на столе Ассамблейного зала русской и английской работы XVIII столетия – это вилки с тремя зубцами и стальные ножи с черенками из кости. Дополняют сервировку стола изделия Петербургского стеклянного завода: стаканы, рюмки, штофы, графины и бокалы для шампанского, которое стало входить в моду при Елизавете Петровне.

В петровское время на первое подавали икру или студент, стол был уставлен окороками, колбасами, солеными и копчеными мясными блюдами, приготовленнымис чесноком и луком. После холодных закусок следовали похлебки, жаркие и другие горячие кушанья, а на десерт – свежие и вареные в сахаре ягоды и фрукты. В XVIII веке при дворе пили напитки домашнего приготовления: пиво, квас , мед, вино, ликеры, водку, простую и с пряностями, а также «заморские» вина: венгерское, бургундское, португальское и другие.

При Екатерине II русская кухня стала терять свой национальный характер, появились французские повара, и русские национальные блюда уступили место иноземным. Гости за столом рассаживались строго симметрично, согласно французским обычаям эпохи барокко. Стол накрывался на 12 персон, а в воскресные дни и на 20-25: тогда вместе с императрицей обедали фрейлины, камер-юнкеры, и дежурные камергеры, один из которых исполнял обязанности форшнейдера - подающего и разливающего кушанья.

Во время обеда рядом со столом ставился буфет, где находились предметы, необходимые для обслуживания императорского стола. В буфете Ассамблейного зала представлены запасные тарелки, наборы вилок, ножей, ложки, флаконы для специи и серебряная посуда западноевропейских ювелиров XVIII века. Демонстрируются как традиционно русские (столы, кубки, штофы), так и новые европейские (терины, масленки и пр.) предметы дворцового обихода. На верхней полке помещена изготовленная придворным ювелиром Екатерины II П.И.Хассельгреном серебряная крюшонница, предназначавшаяся, для крюшона – коктейля из фруктов, вина и пряностей, находится в буфете и набор запасных салфеток.

Методические указания:

Переходом в следующее помещение может послужить фраза о том, что в кухонном корпусе дворца Монплезир было оборудовано специальное поме­щение для хранения дворцовой посуды и столового белья.