Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История стран Азии. Н.вр.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
187.39 Кб
Скачать

Синьхайская революция

В условиях растущего народного недовольства политикой цинского правительства активизировали свою деятельность революци­онные организации в главном центре Среднего Китая Ухане, городах Учан, Ханькоу и Ханьян. Литературное общество упрочило свои ря­ды за счет слияния с Ассоциацией китайских студентов. Через спе­циального представителя, направленного Сунь Ятсеном в Ухань, была установлена связь с уханьскими революционерами. Печатный орган Литературного общества газета «Дацзянбао» (Великая река) содей­ствовала росту революционных настроений среди населения троеградия. 14 сентября 1911 г. на совместном заседании руководителей Ли­тературного общества и «Союза совместного прогресса» было выбра­но объединенное руководство готовившегося восстания. Оно состояло из двух комитетов: военного и политического. Было решено также послать эмиссаров в Шанхай и пригласить в Ухань руководителей Объединенного союза Хуан Сина и Сун Цзяожэня, чтобы они возгла­вили готовящееся восстание. Начало выступления намечалось в день традиционного осеннего праздника.

Когда властям стало известно о готовящемся восстании, в городе было объявлено военное положение. На территории русской концес­сии в Ханькоу, где находился штаб политического комитета восста­ния, произошел случайный взрыв. Власти при обыске захватили боль­шое количество ручных гранат, пороха, печатей, революционных флагов с изображением восемнадцати звезд (по числу провинций Китая), ли­стовок, а также списки революционеров. Императорский наместник приказал закрыть городские ворота Учана и начал проводить по­вальные аресты революционеров. После краткого допроса их каз­нили.

10 октября под руководством сержанта Сюн Бинкуня, чле­на революционной организации, восстали солдаты саперного батальо­на в Учане. К ним присоединились солдаты артиллерийского полка, смешанной бригады и другие части местного гарнизона — всего до четырех тысяч солдат. На заседании революционеров и членов провинциальной совеща­тельной ассамблеи было решено официально наименовать Китай Ки­тайской республикой и считать страну республикой пяти национально­стей — китайцев, маньчжур, монголов, дунган и тибетцев. Было объ­явлено о введении летосчисления со дня рождения мифического китай­ского императора Хуанди. Новое правительство решило издать про­кламацию о преступлениях цинской династии и обратиться ко всем провинциям Китая и ко всем китайским солдатам императорских войск с призывом перейти на сторону революции. Были направлены ноты консулам иностранных государств в Ханькоу, в которых от имени революционного правительства признавались все договоры, заклю­ченные цинским правительством с державами. Сторонники револю­ции в знак освобождения от ига маньчжур срезали косы.

Военное правительство в Учане организовало эффективную обо­рону провинции Хубэй. Население Учана и соседних городов Ханькоу и Ханьяна с огромным энтузиазмом поддержало восставших солдат. За несколько дней численность революционных вооруженных сил уве­личилась до нескольких десятков тысяч человек, что позволило ус­пешно отбить первый натиск правительственной армии. В Ухани имел­ся крупный пороховой завод, склады оружия и боеприпасов, что позво­лило быстро вооружить несколько десятков тысяч добровольцев, влив­шихся в революционную армию. Революционное правительство кон­фисковало большие запасы серебра, банкнот и медных денег и поэтому «а первых порах могло платить жалованье солдатам.

Несмотря на численное превосходство цинских войск и флота, революционеры, опираясь на массовую поддержку гражданского на­селения, смогли в течение двадцатидневных боев успешно защищать Ханькоу. Когда же революционеры отошли из подожженного реакцио­нерами города, они продолжали напряженные сражения за высоты Ханьяна. Лишь с помощью иностранцев цинские войска заняли ле­вый берег Янцзы. Учан революционерам удалось отстоять.

Военное правительство обратилось ко всем слоям населения страны, в первую очередь к китайским помещикам, шэньши, чинов­никам военного и бюрократического аппарата цинской империи, с при­зывом поддержать революцию. Оно просило иностранные державы соблюдать нейтралитет, не помогать маньчжурам, обещая за это уважать все договоры, заключенные ими с Цинами. В первых же до­кументах, изданных военным губернатором (дуду) Хубэя Ли Юаньхуном, представителем китайской консервативной военщины, содержались обращения к местным властям не допускать активности неблагонадежных, бунтарских элементов в городах и сельских местностях и создавать в этих целях отряды самообороны и милиции.

Вслед за победоносным восстанием в Учане и провозглашением не­зависимости провинции Хубэй от Пекина 14 провинций Цинской им­перии объявили в течение октября — ноября 1911 г. власть маньчжур низложенной, а местные власти — независимыми от пекинского правительства. К концу 1911 г. лишь три (Чжили, Хэнань и Ганьсу) из восемнадцати провинций собственно Китая формально еще при­знавали власть цинского правительства.

Характерно, что после провозглашения республики в некоторых провинциях на руководящие посты военных губернаторов (дуду) были назначены цинские сановники. Это объяс­нялось слабостью революционных сил, отсутствием у них массовой опоры, страхом местной буржуазии и помещиков перед назревавши­ми революционными выступлениями солдатских, крестьянских и го­родских трудящихся масс. В законодательных собраниях провинций (парламентах) преобладали сторонники буржуазно-поме­щичьего, конституционно-монархического направления, постепенно оттеснявшие из этих органов революционеров.

Провозглашение независимости провинций, развертывание воору­женной борьбы в долине Янцзы и окраинных районах империи и, на­конец, оппозиционные настроения созванных в Пекине представите­лей совещательной палаты перепугали правительство. Формальный нейтралитет держав, отказавших Цинам в займе, усугублял их поло­жение. В этих условиях правительство призвало на помощь Юань Шикая, находившегося в опале. Получив пост главнокомандующего всеми цинскими вооруженными силами и затем пост премьер-министра, он отправился в Пекин. Преследуя свои честолюбивые замыслы, Юань Шикай начал секретные переговоры с отдельными группировками рес­публиканского юга. Умело маневрируя между маньчжурами и рес­публиканцами, опираясь на поддержку империалистических держав, он готовился к захвату власти. Банковский консорциум четырех им­периалистических держав обещал предоставить Юань Шикаю заем в сумме б млн ф. ст. на борьбу с революционным движением.

В Учане при содействии британского генерального консула было заключено перемирие между цинскими войсками и революционной ар­мией. На переговоры с революционерами из Пекина выехал предста­витель Юань Шикая Тан Шаои, который должен был уговорить рево­люционеров согласиться на введение в стране конституционно-монар­хического строя. Не доверяя Ли Юаньхуну, возглавлявшему войска в Учане, революционеры настояли на переносе мирных переговоров в Шанхай. В Нанкине собрались представители провинций Китая, что­бы создать новое республиканское правительство. Империалистиче­ские державы вмешались в гражданскую войну в Китае, направив через своих генеральных консулов в Шанхае делегатам Севера и Юга на мирной конференции совместную ноту, в которой категорически по­требовали «прекращения конфликта».