Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История стран Азии. Н.вр.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
187.39 Кб
Скачать

Народное восстание Ихэтуаней.

В конце XIX в. усилилась общая антииностранная направленность народных выступлений, осуществлялся переход от чисто антимиссионерской борьбы к борьбе за предотвращение раздела Китая держава­ми. В листовках, выпущенных повстанцами в провинции Сычуань, со­держалась резкая критика экономической и политической агрессии держав в Китае, в первую очередь захват Японией Тайваня и Гер­манией района Цзяочжоу. Деятельность свыше 200 протестантских и католических миссионеров и христиан пользова­лась покровительством местных властей. Произвол иностранных войск, действия миссионеров и их агентуры в провинции Шаньдун вы­звали резкую враждебность у населения. В то же время частые сти­хийные бедствия ухудшили положение народа.

В таких условиях в некоторых уездах еще в 1896 г. начались анти­миссионерские выступления под руководством тайного «Общества Больших мечей». С осени 1898г. в северных уездах Шаньдуна на границе со столичной првинцией Чжили активизировалась антимиссионерская деятельность тайного общества Ихэтуань — «Отрядов спра­ведливости и мира» (или Ихэцюань — «Кулак, поднятый во имя спра­ведливости и мира»). Члены общества обучали население особым приемам кулачного боя, якобы делавшим людей неуязвимыми от ору­жия иностранцев.

В пантеоне богов, которым поклонялись члены общества — преи­мущественно крестьяне, ремесленники, лодочники, грузчики, мелкие торговцы, наибольшим почетом пользовался бог войны Гуаньди. Признавались божества всех трех китайских религий: конфуцианства, буддизма и даосизма. Один из руководителей Ихэтуань крестьянин Чжу Хундэн по прозвищу Небесный Дракон выдавал себя за потомка последней китайской династии Мин.

Главный лозунг Ихэтуань — уничтожение иностранцев и изгнание их из Китая — отражал всеобщее недовольство агрессивной полити­кой держав, от которых страдали все слои населения провинции. Кре­стьяне несли на себе бремя дополнительных налогов, которые были введены для выплаты контрибуций державам, страдали от спекуля­ции землей и зерном, которой занимались миссионеры и их китайская агентура. Ремесленники лишались заработка из-за конкуренции де­шевых иностранных товаров фабричного производства. Армия лодоч­ников и транспортных рабочих, перевозивших грузы по императорско­му каналу, лишалась работы из-за появления железных дорог и паро­ходов — новых видов транспорта, заимствованных из-за границы. Шэньши видели угрозу конфуцианским порядкам со стороны хри­стианской идеологии и не желали делить с иностранцами своей вла­сти над трудящимися. Ихэтуани уничтожали все здания иностранного типа, паровозы и вагоны, разбирали железнодо­рожные пути, рубили телеграфные столбы, ломали машины, уничто­жали трофейное оружие.

В восстании ихэтуаней можно выделить три крупных этапа. Пер­вый — с конца 1899 г., когда их деятельность в основном не 'выходила за пределы провинции Шаньдун. Поскольку местные власти отчасти разделяли антииностранные чувства тайных братств, цинский двор назначил по просьбе держав на пост губернатора Шаньдуна генерала Юань Шикая, который стал решительно расправляться с ихэтуанями.

Второй этап — с весны 1900 г., когда восстание ихэтуаней пере­бросилось в столичную провинцию, население которой, возмущенное агрессивной политикой держав, горячо откликнулось на призыв ихэ­туаней к борьбе с иностранцами. В провинции Чжили наряду с антииностранными лозунгами были довольно широко распространены ан­типравительственные призывы. Среди вождей движения, пользовав­шихся наибольшей популярностью на этом этапе, были лодочник Чжан Дэчэн и солдат Цзо Футянь, выдававшие себя за посмертно перевоплотившихся вождей тайпинов Хун Сюцюаня и Ян Сюцина, а также дочь лодочника Хуан Лянь, руководившая крупным женским подразделением ихэтуаней.

У повстанцев отсутствовала общая политическая программа, не было объединенного военного командования и единых военных пла­нов. Они продвигались к крупнейшим городам Северного Китая, уни­чтожая на пути иностранные миссии и предприятия. Представители держав в Пекине требовали от цинского правительства принять меры по подавлению ихэтуаней. В порту Дагу с военных кораблей были высажены десанты иностранных войск. В интервенции приняли уча­стие 8 держав: Англия, США, Япония, Франция, Россия, Италия, Гер­мания и Австро-Венгрия.

Цинское правительство в июне разрешило отрядам ихэтуаней вступить в Пекин, где начались их вооруженные столкновения с иностранными войсками.

Цы Си объявила вой­ну державам. В Пекине и Тяньцзине началась осада иностранных кон­цессий цинскими войсками и ихэтуанями. Ихэтуани нанесли пораже­ние отряду английского адмирала Сеймура, продвигавшемуся из Тяньцзиня к Пекину. По мере прибытия новых соединений иностран­ных войск в Северный Китай и с ростом активности отрядов ихэтуа-ней цинское правительство стало менять свою политику. Оно пыта­лось ограничить активность повстанцев и подставить их под удары ин­тервенционистских войск.

В августе 40-тысячная армия интервентов, преодолев отчаянное со­противление ихэтуаней, вступила в столицу. Императрица Цы Си приказала Ли Хунчжану начать мирные переговоры с державами. Сама же со своей свитой тайно бежала в Тайюань, а затем и в Сиань. Императора Гуансюя, который по-прежнему находился под домашним арестом, она увезла с собой в глубь страны.

Третий и завершающий этап вос­стания начался после капитуляции Цинов перед державами. Цы Си изда­ла указ, предписывавший правитель­ственным войскам обращать оружие против ихэтуаней. После занятия ин­тервентами Пекина иностранные вой­ска вместе с цинскими частями стали беспощадно подавлять народные от­ряды, соревнуясь в жестокости. В Се­верный Китай во главе 22-тысячной армии прибыл немецкий фельдмар­шал Вальдерзее, назначенный главно­командующим объединенной армии интервентов. Под его -командованием проводились карательные экспедиции против отрядов ихэтуаней.

Противоречия между великими державами привели к затяжке пере­говоров. Лишь 7 сентября 1901 г. Ли Хунчжан от имени цинского прави­тельства подписал в Пекине с пред­ставителями держав так называемый Заключительный протокол (Боксер­ский протокол), закреплявший полу­колониальное положение Китая. Цины обязались выплатить державам в те­чение 39 лет огромную, контрибуцию Знамя ихэтуаней с надписью: в сумме 450 млн лян. С учетом установленных процентов общая сумма выплаты приближалась к 1 млрд лян.

Китаю запрещалось покупать оружие за границей, предлагалось унич­тожить укрепления, прикрывавшие доступ к Тяньцзиню с моря. Ино­странные державы получили право держать войска в Северном Китае. В Пекине создавался специальный посольский квартал, управлением которого занимались только сами иностранцы и где размещались гар­низоны иностранных войск. Цинское правительство обязалось содей­ствовать развитию иностранной торговли и судоходству в Китае. Несмотря на то что народное восстание ихэтуаней было по­давлено иностранными интервентами и маньчжуро-китайскими феодалами, оно сорвало планы империалистических держав по окончательному колониальному расчленению Китая. Империалисты оказались вынужденными на время сохранить цинский Китай как фор­мально суверенное, хотя и полностью зависимое от них, государство.