Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен_по_Васильеву.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
860.67 Кб
Скачать

29.Формирование теории «Москва – 3-й Рим» в публицистике.

Около 1524 г. старец Псковско-Печерского монастыря Филофей написал «Послание на зведочетцев». Филофей высказал довольно распространенное в русской публицистике мнение о греховности всего латинского (католического) мира, и о том, что как «1-ый Рим», так и «2-ой Рим» (Константинополь) впали в ересь и перестали быть центрами христианского мира. На смену им приходит Русское царство – «3-й Рим»: «Два убо Рима падоша, а 3-й стоит, а четвертому не быти». Эта же идея высказывается еще в двух посланиях, встречавшихся в рукописной традиции с именем Филофея и адресованных великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Именно Филофею принадлежит создание теории «Москвы – третьего Рима». Теория эта опиралась на некоторые идеи, высказывавшегося еще в 15 веке. Незадолго до завоевания Константинополя турками, византийский император и патриарх, желая получить помощь с Запада, согласились на соединение греко-православной церкви с латинской, католической. Го церковная уния не спасла Константинополь, и в 1453 г. он был завоеван турками. В России не признали унию, а завоевание Царьграда рассматривали как божью кару грекам за отказ от православия. В 1492 г. близкий к еретикам митрополит Зосима заявил, что теперь на смену «первым» - грекам приходят «последние» - русские, и назвал Москву «новым градом Константина». В отличие от Зосимы Филофей был противником еретических движений и не помышлял о какой-либо реформе церковного устр-ва, но идее «Москвы – нового города Константина» он придал еще большую широту, объявив Москву духовным центром всего христианского мира.

Идея перехода на Русь регалий, принадлежащих прежним столицам мира, развивалась еще в одном памятнике – в «повести о белом клобуке». В пространную редакцию»Повести о белом клобуке» были введены упоминания о получении рус. государями регалий Мономаха, заимствованные из «Сказания о князьях Владимирских». Сходной переделке подверглось и «Сказание о Вавилоне» 15 век. В конце 16 – начале 17 века возник лит-ый цикл, включающий наряду со «Сказанием о Вавилоне», также «Притчу о Вавилоне», в кот. упоминается полученная рус. князьями «мономахова шапочка». Таким образом, и эти и более поздние памятники оказываются связанными со «Сказанием о князьях Владимирских».

Общей во всех этих памятниках была идея, постепенно становившаяся незыблемой основой официальной идеологии, об особой роли России как единственной православной страны, уцелевшей в мире, утратившем истинное христ-во.

В 1551 г. в Москве происходил церковный собор, постановления которого были изданы в книге из 100 глав. Стоглавый собор утвердил сложившийся на Руси церковный культ как незыблемый и окончательный.

В.30.«Повесть о Петре и Февронии Муромских».Связь с фольклором и агиографией

Помимо многочисл-х публицистич.пр-ний,в XVI в. были написаны или переработаны многие жития,созд-сь дидактич.(нравоучит.)повести,подобные «Повести о царице Динаре» или «Повести о Евстратии»,получил широкое распр-ние переведенный с польского «диалог» «Жизни и Смерти» («Прение живота и смерти»)и т.д.Наивысшее достижение лит-ры Др.Руси этого времени—«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Долгое время эту повесть считали напис-й в XV в.:несомненное присутствие в ней фольклорных мотивов,тонкий лиризм,сюжетная занимат-ть-все эти черты,несомненно,роднят ее с лит-рой к.XV в.,лит-рой эпохи рус. Предвозрождения.Возможно,первонач-й вариант повести дейст-но сложился в это время,но окончат-ю обработку она получила в 40-егг. XVIв. под пером Ермолая Еразма. Повесть с необычайной выразительностью прославляла силу и красоту женской любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. Герои повести - исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII в., они умерли в 1228 г. Однако в повести историчны только имена, вокруг к-рых был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжета повести. Как указывает М. О. Скрипиль, в повести объединены два народнопоэтических сюжета: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.

Петр и Феврония почитались в Муроме как святые еще в XVв.,в 1547г. они были канонизированы,и повесть о них восприн-сь как житие(ее наиболее распростр-ное наименование-«Повесть от жития святых новых чудотворцев муромских Петра и Февронии»).Однако она совершенно не похожа на др.памятники агиографич-го жанра-ее отнесение к житиям явл-ся чисто формальным,и не случайно «Повесть» не была включена в состав «Великих миней-четьих» митрополита Макария.

Дочь крестьянина - "древолазца" (бортника) обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем Петром. В повести на 1-ый план выдвигается необычайная мудрость Февронии.Она состязается с князем в мудрости. Желая проверить ум девушки, Петр посылает ей пучок льна, предлагая, пока он моется в бане, сделать из него рубашку, штаны и полотенце.В ответ Феврония просит Петра сделать из щепки ткацкий станок, пока она "очешет" лен. Князь вынужден признать, что этого сделать невозможно. Феврония согласна уврачевать язвы Петра при одном условии - стать его женой. Она понимает, что не так-то просто князю жениться на крестьянке. Когда князь исцелился, он и думать забыл о своем обещании.Феврония, понимая, что она неровня князю, предвидела подобный ответ Петра и поэтому заставила его помазать не все струпья. А когда тело князя вновь покрылось язвами, он вынужден со стыдом вернуться к ней, прося врачевания. И Феврония исцеляет Петра, предварительно взяв с него твердое слово жениться.Так дочь рязанского крестьянина заставляет Петра сдержать свое княжеское обещание. Подобно героиням рус. народных сказок, Феврония борется за свою любовь, за свое счастье. До конца дней хранит она свято любовь к мужу. По требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое для нее дорогое-своего супруга.Он для нее дороже власти,почестей,богатства.      Хар-р центральной героини в повести дан весьма многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с неизменным постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Ее чудесный обаятельный образ заслоняет слабую и пассивную фигуру князя Петра. Только в начале повести Петр выступает в роли борца за поруганную честь брата Павла.В повести намечена тема социального неравенства. Не сразу князь решается на брак с дочерью "древолазца" А когда личный конфликт разрешен благодаря мудрости Февронии, возникает новый,политич..Бояре обвиняют Февронию в нарушении "чина",т.е.порядка: она неподобающим княгине образом ведет себя за столом.Последовательно проводя идею "самодержавной" княжеской власти,повесть резко осуждает своеволие боярства.Бояре с "яростию" говорят князю, что они не хотят, чтобы Феврония господствовала над их женами,требуя, чтобы Феврония покинула город.

Хар-ная особенность "Повести о Петре и Февронии"-отражение в ней некот.деталей крестьянского и княжеского быта: описание крестьянской избы,поведение Февронии за обедом.Это внимание к быту, частной жизни,ч-ка было новым в лит-ре.

Агиографич.элементы в повести не играют существенной роли.В соот-вии с традициями житийной литры и Петр и Феврония именуются "благоверными","блаженными".В повести отсутствуют хар-ные для жития описания благочестивого происх-ния героев,их детства,подвигов благочестия.Весьма своеобразны и те "чудеса",кот.сов-т Феврония: собранные ею со стола хлебные крошки превращаются в "добровонный фимиам".     1е чудо носит бытовой хар-р и служит оправданием поведения Февронии:обвинение,возведенное боярами на княгиню-мужичку,отводится с помощью этого чуда.2е чудо-символ животворящей силы любви и супружеской верности Февронии.Утверждением этой силы и отрицанием монашеского аскетического идеала служит также посмертное чудо: гроб с телом Петра поставлен внутри города в церкви Богородицы,а гроб с телом Февронии - "вне града" в женском Воздвиженском монастыре;наутро оба эти гроба оказ-ся пустыми,а их тела "наутрии обретошася въ едином гробе". 

Таким образом,"Повесть о Петре и Февронии" принадлежит к числу оригинальнейших высокохудож-х пр-ний др.рус.лит-ры,ставивших острые соц-е,политич.и морально-этические вопросы.Это подлинный гимн рус. женщине,ее уму,самоотверженной и деятельной любви.Повесть сост.из 4 новелл, объедин-х трехчленной композицией и идеей всемогущества любви.Повесть не связана с какими-л.конкретными историч.событиями,а отражает возросший интерес общ-ва к личной жизни ч-ка.Жанр "Повести о Петре и Февронии" не нах-т себе соотв-й ни с историч.повестью,ни с агиобиографией.Наличие поэтич.вымысла, восходящего к традициям народной сказки,умение автора худож-но обобщать различные явления жизни,позволяют рассм-ть "Повесть о Петре и Февронии" как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести.О ее популярности свидет-т многочисленные списки и переработки.В сюжете «Повести» отразились фольклорные черты:мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. Мудрость Февронии проявл-ся не только в том,что она исцеляет Петра и вынуждает князя жениться на ней.Как и у мудрой девы народной сказки, загадочны и непонятны окружающим ее речи.Когда отрок князя Петра заходит в избу к Февронии, она обращ-ся к нему со словами:«Не лепо бысть дому без ушию и храму без очию!»Юноша не понимает ее речей и спраш-т:«Где есть ч-к мужеска полу, иже зде живет?»,на что девушка отвечает не менее странно:«Отец мой и мати моя поидоша взаим плакати,брат же мой иде чрез ноги в нави [на мертвеца, на покойника] зрети».И отрок вынужден просить ее объяснить «глаголы странны».Тогда Феврония разъясняет,что уши дома-это пес,к-рый залаял бы на чужого,а очи-ребенок,кот.бы его увидел;родители ее ушли к соседям оплакивать мертвого (взаймы, ибо когда они умрут, то и соседи их оплачут),а брат бортничает и,залезая на дерево,«чрез ноги» смотрит на землю,«абы не урватися с высоты» и не погибнуть. На требование Петра соткать ему из пучка льна пряжу и сшить из нее рубашку,штаны и полотенце за то время,пока он будет мыться в бане,Феврония отвеч-т подобным же требованием:из обрубка полена князь должен столь же быстро изготовить для нее ткацкий стан.

Но эти традиц-е сказочные мотивы сочет-ся в «Повести» с тонкими худож-ми наблюдениями.Высоким психологизмом отлич-ся заключит-я сцена «Повести».Феврония,отвечая на 3й призыв умирающего Петра,оставляет работу над «воздухом»-она втыкает иглу в ткань и обертывает вокруг нее оставшуюся нить.Этот жест ретроспективно дополняет облик Февронии-беспокойную(не аффектированную!)решимость в выполнении своего последнего долга,она готова, как обещала,принять смерть «купно» с любимым мужем;и в то же время этот жест -жест аккуратной искусницы-мастерицы (какой нередко в народных сказках выступала мудрая дева).

Вопрос. 31. Публицистика XVI века.

В 16 веке на Руси получает распространение новый вид литры – отдельные соч-я, посвященные острым вопросам политической жизни. Эти памятники можно определить, как пр-я публицистики. Первым памятником 16 века можно считать книгу, сыгравшую важную роль в истории русской общественной жизни Это «Книга на новгородских еретиков» впоследствии получившая название «Просвититель» Иосифа Волоцкого. Сочинение направлено против московско-новогородской ереси конца 15 – начала 16 веков и послужившая своеобразным обвинительным актом при осуждении еретиков в 1504 году. В конце 16 века Иосиф Волоцкий и его сподвижники по борьбе против еретиков не пользовались поддержкой великокняжеской власти. Иосиф в наиболее ранних своих пр-ях в конце 15 века призывал даже оказать сопротивление «царю-мучителю», скоблящему христианскую веру Он поддерживал противника Ивана III – удельного князя Волоцкого. Но после расправы над еретиками в 1504 году бывший обличитель царской власти стал его решительным защитником. Иосиф Волоцкий прежде всего публицист и обвинитель, стиль его высокопарен и торжественен. Он всецело опирается на авторитет божественного писания (Библию) и «предания» соч-я византийских церковных писателей. Но опираясь на их авторитет он в дальнейшем развивает свою аргументацию логично и последовательно. Принцип систематического разбора всех вопросов, поднятых его противниками был в последствии заимствован у Иосифа другими полемистами. Иногда в пр-ях Иосифа ощущается живая бытовая речь того времени.

Публицистическую традицию Иосифа Волоцкого продолжал Даниил, ему принадлежал обширный «Сборник» из 16 «слов» и множество посланий к отдельным лицам. Даниил имел дело с уже поверженными противниками. Соч-я его носили характер не живых споров, а скорее поучений. Встречается в пр-ях Даниила и бытовая сатира. В одном из своих пр-й он рисовал щеголя угождающего «блудницам».

Иосифу Волоцкому и Даниилу противостояли публицисты более независимого характера. Наиболее талантливый публицист из числа противников был Вассиан Патрикеев, князь, когда-то насильственно постриженный Иваном III в монахи. Стал основателем движения «нестяжателей» против монастырского землевладения. Учитель Вассиана – Нил Сорский мало уделял внимания конкретным вопросам общественного устройства. Он вел теоретические споры с еретиками. Вассиан в отличие от своего учителя он был прежде всего публицистом и политиком. Он много писал о монастырском землевладении, доказывая, что монастыри должны питаться государственным жалованием и своим трудом. Однако он не был еретиком и сторонником Реформации. Он не ставил под сомнение учения «отцов церкви» и не выступал против монашества, а напротив стремился его усовершенствовать. Не был он и сторонником веротерпимости. Вассиан заявлял, что к раскаявшимся еретикам можно быть снисходительными и выступал против смертной казни.

Насмешка сильнейшее оружие князя-инока и в его полемике против митрополита Даниила, подвергшего Вассиана церковному суду, в результате которого Вассиан был осужден, а в последствии умерщвлен. Но для публицистического творчества Вассиана характерна не только ирония. В спорах со своими противниками он мог быть и весьма торжественным и красноречивым. Например, в том случае, когда обвинял «стяжательное» духовенство в корыстолюбии и угнетении «убогой братии» - крестьян.

Максим Грек жил в Италии, но вскоре отказался от гуманистических увлечений и постригся в монахи в католическом монастыре. А спустя несколько лет Гриволис вернулся в лоно православной церкви и стал монахом на Афоне под именем Максима и в 1518 году по вызову великого князя Василия III отправился в Москву. Максим Грек не забыл о своем гуманистическом прошлом в соч-ях, написанных в России он рассказывал о Парижском университете, он 1-ый сообщил на Руси об открытии Америки. Но к идеям возрождения он теперь относился враждебно. Предостережения высказанные Максимом его рус. читателям против увлечения древнегреческими писателями свидетельствует о том, что у нек-рых рус. книжников того времени были такие увлечения. Сам Максим показался церкви слишком подозрительной личностью и дважды подвергался суду, заточению и ссылке. Он был обвинен в ереси, в непризнании независимости русской церкви от константинопольского патриарха. Нестяжательские идеи высказываются в ряде соч-й, написанные Максимом на Руси. Среди них «Беседа ума с душой», «Слово о покаянии». В них он описывал, в частности, тяжкое положение крестьян, к-рых монастыри за долги сгоняли с из земель. Максиму чужда была насмешка и бытовая конкретность. Стиль его литературный, книжный, это не разговорная речь, а чужой язык изученный греческим монахом уже в зрелом возрасте. Характерны для него длинные, сложно построенные обороты.

Иван Пересветов совершенно светский писатель, приехавший на Русь в конце 30-х годов 16 века из Польши, Венгрии и Молдавии. Когда Иван был еще ребенком за него правили бояре. Пересветов стал решительным противником самоуправства «вельмож». Обличению «ленивых богатых» и прославлению бедных, но храбрых «воинников» посвящены все его соч-я. В состав соч-я входили соч-я самых различных жанров – послания- челобитные царю предсказания о славном будущем Ивана IV и повести о греческом и турецком царях. Пр-я Пересветова написаны в форме посланий, - «Малая» и «Большая» челобитная резко отличались по своему характеру. «Малая челобитная» строилась как подлинные «челобитные» это было ходатайство Пересветова царю о разрешении ему возобновить мастерскую щитов. «Большая челобитная» по существу публицистическое сочинение в котором Пересветов предлагал царю ввести важнейшие политические реформы. Идеология Пересветова довольно сложна. Он ненавидит богатых вельмож, мечтает о грозной царской власти. Осуждает закабаление и порабощение людей. Утверждает, что всякое закабаление происходит от дьявола. Указывает, что справедливость выше «веры».

В соч-ях Пересветова обнаруживается влияние фольклора и устной речи. Афоризмы Пересветова строились как поговорки («Бог не веру любит, а правду»). Обнаруживается в его соч-ях своеобразный мрачный юмор. Программа этого публициста не была принята самодержавной властью. Сам Пересветов быстро и бесследно исчез с исторической сцены